Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Для живописи начиная с XVIIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Работа содержит 1 файл

СУРС №3.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

С присоединением белорусских  земель к Российской империи усилилось  воздействие на отечественную архитектуру  и изобразительное искусство  русских художественных стилей. В  частности, оно проявилось в застройке  белорусских городов, дворцовом  и культовом зодчестве. При этом новое строительство вначале  развивалось главным образом  под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего  в себе изобразительные элементы позднего барокко. Для перенесенного  на белорусскую почву модифицированного  классицизма были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками  с колоннами, весьма своеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической  регулярности архитектонических форм с изысканными декоративными  украшениями. Типичными в этом плане  являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла в  Гомеле, костел в Щучине, дворцовый  комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкий дворец (Кировский район) и  некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в. модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты  промежуточных стилей – рококо и  ампира с их внешними парадностью  и утонченной декоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественных эпох.

В начале и середине XIX в. были разработаны новые планы  развития для более чем 40 белорусских  городов. Произошел поворот к  плановой застройке, прямоугольной  системе планировки и обязательному  строительству общественного центра. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривались  уничтожение земляных укреплений, благоустройство  улиц, новая застройка города вдоль  Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь  Минска увеличилась почти в три  раза.

Стандартные проекты  строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точки  зрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городах  появились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возникли ансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений, судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось число многоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохи выделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернские дома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах). Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлись Б. Захаревич, А. и П. Макаревичи.

Почти полной перестройке  подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости. К сожалению, в ходе строительства  и реконструкции Брестской крепости (1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.

В сельской местности  сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселений  и застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичная помещичья  усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота, оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели  популярность зимние сады и оранжереи (Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собой  небольшое вытянутое прямоугольное  в плане помещение из бревен, бруса, дылей, имевшее два или три  помещения.

Значительные изменения  произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство  костелов, а униатские храмы закрывались  или перестраивались под православные. Соответственно возрастало влияние  русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного  зодчества. Наиболее значительным памятником классицизма в культовом строительстве  стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798, архитектор Н. Львов), построенный в  память о состоявшейся в Могилеве встрече Екатерины II с австрийским  императором Иосифом II. Расписал собор  известный русский художник В. Боровиковский.

Распространившийся  в конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в  отечественной архитектуре –  в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а также  в пейзажно-парковом искусстве. Романтические  парки украшались нарядными аллеями, искусственными «руинами», затейливыми  мостиками, зеркальными прудами, ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадами водопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизм пробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.

Архитектуре XIX –  начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольное соединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродить  неоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и  с новым декоративным стилем –  модерном. Последний использовался  передовыми архитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектические подходы нашли  свое выражение в более или  менее удачном построении частных  домов, общественных зданий и целых  архитектурных комплексов. Но допускались  и весьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм, малосовместимых  извлечений из разных стилей.

В архитектурном  облике городов произошли заметные перемены, связанные со строительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо и вокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Б крупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключались электричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а  в Витебске – трамвай (1898). Разбивались  парки и сады. Строились более  крупные частные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовали гостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».

Технический прогресс в строительстве был связан с  использованием новых для того времени  материалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетных конструкций. 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

1. Культурология.  Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А.  Культурология. Учебник для вузов  / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян,  Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е.  – Мн.: Экоперспектива 2010.

Информация о работе Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века