Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:38, реферат
Для живописи начиная с XVIIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).
Монументальная и станковая живопись
В станковой и монументальной живописи конца XVIII ст. столетия наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.
Для живописи начиная
с XVIIIв. характерно развитие церковных
монументально-декоративных росписей.
Достигается большое
Иконопись в это
время также переживает значительные
изменения. Православные, чтобы отмежеваться
то униатства обращаются к старовизантийскому
письму. Одновременно проявляется стремление
дать психологическую характеристику
библейским персонажам. Фоны икон этого
периода богато украшались орнаментом.
Многие иконы писались с местными
особенностями. Зачастую иконы напоминали
жанровые сцены, в них появляется
пейзаж, изображения животных, интерьер.
С середины XVIII века в Беларуси формируется
несколько иконописных школ: брестская,
могилёвская, витебская, гродненская,
истоки которых лежат в общественно-
В станковой живописи
XVIII века важное место занимает портрет.
Сложилось несколько типов
В портрете XVIII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Сарматский портрет мало изменился, т.к. он подчинялся строгим канонам: фигура должна изображаться в рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («Портрет Гризельды Сапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени мы знаем:Бартоломей Стробель, Иоганн Шрётер.
Высокого художественного уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.
Монументальная роспись
преобладала при оформлении костёлов,
униатских и православных храмов.
Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась
строгим канонам, как ранее, библейский
сюжет трактовался вольно, включались
и исторические сцены (росписи Кармелитского
костёла в Мстиславле, росписи
Кармелитского костёла св. Станислава
в Могилёве. По барочному символичны
с многочисленным количеством символических
фигур росписи иезуисткого
В начале 19-го века в
Беларуси своё развите получил
классицизм (от лат. classicus - образцовый)
- художественный стиль европейского
искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших
черт которого было обращение к античному
искусству как высшему образцу
и опора на традиции высокого Возрождения.
Искусство классицизма отражало
идеи гармонического устройства общества,
но во многом их утрачивало по сравнению
с культурой Возрождения. Конфликты
личности и общества, идеала и реальности,
чувства и разума свидетельствуют
о сложности искусства
Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.
Говоря о красках,
необходимо отметить, что если в
начале периода классицизма
Проникновение в
белорусскую живопись идей классицизма
связано с именами тех
В истории изобразительного
искусства Беларуси первая половина
XIX в. занимает особое место – это
время значительных качественных и
количественных сдвигов в развитии
всех его жанров и форм. Важнейшую
роль в этом процессе отыграла Виленская
школа живописи – отделение изящных
искусств факультета литературы и искусства
Виленского университета. Она была
основана в конце XVIII в. Первым профессором
живописи Беларуси и Литвы Ф. Смуглевичем
и его учениками. Здесь преподавали
Я. Рустэм, выдающийся художник, педагог;
бывший королевский скульптор А. Ле Брун
(Лебрэн), его ученик – уроженец Гродненщины
К. Ельский, выдающийся график и искусствовед
англичанин Дж. Саундрэс. За 35 лет своей
работы школа подготовила более 250 художников,
граверов, скульпторов.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Белорусское изобразительное искусство конца XVIII – начала XIX в. отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные жанры живописи.
Живопись развивалась
главным образом в губернских
городах, и особенно в Вильно, где
при передовом университете была
основана новаторская школа, ставшая
главным центром воспитания белорусских
художников в духе творческой свободы.
За 35 лет самостоятельного существования
ею было подготовлено более 250 живописцев,
граверов, скульпторов. Преподаватели
(Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомили
молодежь с лучшими достижениями
мастеров европейского изобразительного
искусства. Это помогло преодолеть
зарегулированный академизм, религиозный
догматизм и обратиться к жизни
разных сословий и социально-профессиональных
слоев белорусского общества. Заметное
влияние на отечественных художников
оказала новая русская
В 1820-е гг. на смену классицизму пришел романтизм.
Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавался Иосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов князя А. Чарторыйского, пианистки М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и М. Радзивилла, поэта А. Мицкевича. Его романтические произведения, обогатившие общенациональное искусство Беларуси, соответствовали прогрессивным художественным традициям стран Средней и Западной Европы.
Яркую страницу в историю белорусской живописи вписал один из видных представителей романтизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентом Петербургской академии искусств, получил золотую медаль – высшую академическую награду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянке создал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники. В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких, соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского и его жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скале Аюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения. Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.
Тема истории белорусской земли доминировала в работах художника Яна Дамеля (1780–1840). Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболее известны его картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.», «Крещение славян».
Ярким представителем
раннего реализма в белорусской
пейзажной живописи, автором уникальных
театральных декораций был
Непревзойденным мастером
белорусского классического натюрморта
и его родоначальником был
Иван Хруцкий (1810– 1885). Самый яркий
натюрморт «Цветы и плоды» принес
ему известность в
Во второй половине XIX – начале XX в. преобладающим направлением в изобразительном искусстве Беларуси стал реализм. В реалистической манере успешно работали А. Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и многие другие художники.
Аполлинарий Горавский (1833–1900) известен как пейзажист и портретист. К числу лучших его картин относятся: «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина», «Свислочь», «Пинские болота», «Осень», «Женский портрет», портрет М. Глинки. Ему удавалось при помощи оригинальных художественных приемов отразить социальное положение своих героев, передать характер, индивидуально-психологические черты каждого из них.
Никодим Силиванович (1834–1919) создал ряд мозаичных композиций для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге на библейско-евангелические сюжеты («Тайная вечеря» и др.), написал несколько картин, посвященных родной Вилейщине («Старый пастух», «В школу», «Дети во дворе»).
Свою лепту в отражение истории Беларуси и сопредельных территорий внес Наполеон Орда (1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставил около 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных мест Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Многих изображенных им памятников архитектуры уже нет, и его картины являются своеобразными документами знаковых мест и объектов зодчества прошлого.
Аккультурация как
способ взаимного преобразования («впечатывания»
друг в друга) совместимых форм национальных
культур стало в XIX в. ведущей тенденцией
в творческой деятельности и художественном
быте отечественной элиты. Знатоков
белорусско-польского
В графике (как и
в живописи) классицизм в 1830–1840-е
гг. сменился романтизмом, а затем
настал черед реалистических течений.
Большой резонанс в среде передовой
интеллигенции вызвала
Информация о работе Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века