Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:38, реферат
Для живописи начиная с XVIIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).
В Беларуси времен культурного
подъема появилась плеяда талантливых
скульпторов. Правда, им приходилось
преодолевать немало трудностей (стесненные
материальные условия, отсутствие поддержки
государства, малочисленность заказов).
Тем не менее на волне нового возрождения
происходило становление
Особенной даровитостью
отличался Казимир Елъский (1782–1867)
– без преувеличения
Наиболее распространенными видами народного творчества и декоративно-прикладного искусства в рассматриваемый период были художественное ткачество, резьба по дереву, керамика, производство изделий из стекла.
Известные исследователи белорусского прикладного искусства М.С. Кацер и Е.М. Сахуто не без основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забыты современными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткали гобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).
Заметным явлением художественной культуры конца XVIII – начала XIX в. стала собирательская деятельность, или коллекционирование. Большую художественную ценность имели коллекции живших на белорусской земле магнатов: Радзивиллов, Огинских, Хрептовичей, Тышкевичей.
Итак, в период белорусского
возрождения происходило бурное
развитие национального изобразительного
и декоративно-прикладного
В Беларуси в разные
годы жили и творили многие известные
художники из России и Польши. В
их числе И. Репин, И. Шишкин, А. Мещерский,
Г. Кондратенко, К. Савицкий. Они стимулировали
творческий обмен, художественные коммуникации
между соседними культурами и
стилевыми системами.
Иконописные школы
Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.
Белорусский портрет XVIII века продолжал развиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся как архаизм.
Приглашённые магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного человека.
Определяющую роль
в развитии живописи в XIX веке сыграли
воспитанники Виленской школы живописи
- отделение изобразительного искусства
факультета литературы и искусства
Виленского университета. Основателем
школы был профессор Ф. Смуглевич.
За четверть века школа подготовила
более двухсот пятидесяти художников,
граверов, скульпторов. Член императорской
академии искусств Иосиф Олешкевич
(1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского
, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича
и др. Представитель романтизма В.
Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты
поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки
М Шимановской, а также картину
«Мицкевич на скале Аю-Даг» и др.
Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал
картины исторического жанра
«Смерть Глинского в неволе»,
«Освобождение Т. Костюшко из темницы»,
«Отступление французов через Вильно
в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал
в жанре классического
Архитектура.
Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре.
Обострение религиозно-
В период раннего
барокко архитектура фасадов
культовых зданий имела небольшой
набор декоративных элементов. В
эпоху зрелого и позднего барокко
(вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается
членение фасадов, введение лепнины, архитектурные
детали становятся легкими и изящными.
Одним из культовых сооружений этого
периода является, например, Николаевский
собор в Витебске (1716 г.). Широко используются
в середине XVIII в. декоративные мотивы
рококо. Архитектурно-художественная
система позднего барокко в монументальном
зодчестве Великого княжества Литовского
(основную часть которого составляли
белорусские земли) получила в искусствоведении
название "виленского барокко". Его
черты наиболее ярко выразились в
культовых сооружениях униатов.
Например, Софийский собор в Полоцке
(1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного
в начале XVIII века православного
храма), церкви и монастыри базилиан
в Березвечье Глубокского района
Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах
Ошмянского района Гродненской области
(1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области
(1769 - 1779 гг.), Богоявленская и
Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.
Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).
Основным строительным
материалом в застройке городов
и местечек Беларуси до конца XIX в. было
дерево. На развитие монументального
культового деревянного зодчества,
начиная с XVII в. оказывали значительное
влияние художественные стили, господствовавшие
в каменной архитектуре (например, при
постройке звонницы в Шерешеве Пружанского
района Брестской области). В деревянном
культовом зодчестве
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.
Дворцово-замковые ансамбли
XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие
архитектурно-планировочных и
Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.
Несвижский замок,
резиденция местных Радзивиллов, в
свое время являлся и богатым
культурным центром, средоточием средневекового
искусства. Здесь размещалась библиотека
на 20 тысяч томов, где хранились
также редкие рукописи и старопечатные
издания, портретная и картинная
галереи, насчитывавшие более тысячи
полотен, богатая коллекция
В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.
В XVIII в. в Беларуси
формируется новый тип
Информация о работе Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века