Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа
Кинематограф - это синтетический по своей природе вид искусства, сочетающий в себе элементы литературы, театра, живописи, музыки, хореографии. Киноискусство дает возможность непосредственно отражать действительность в ее пространственно-временном единстве, изображает действительность подвижной, динамичной.
По каждому из названных признаков возможно приведение контр-моделей: основной «антипод» авторского интеллектуального кино—кино массовое, будь то голливудский блокбастер или французская комедия.
Арт-синема допускает одновременное намеренное существование в одном кинематографическом пространстве различных идеологических и формальных решений (идеальным примером может служить поддающийся диаметрально противоположным интерпретациям фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны»), допускает такую множественность интерпретаций именно в силу структурного значения принципа неоднозначности.
Так, Сергей Эйзенштейн всячески стремился добиться наибольшей однозначности кадра в ходе экспериментов с монтажом («Блестящий способ придания однозначности кадру - это его повтор»), организуя даже разноплановый материал так, чтобы весь он «бил в одну точку».
Принцип «изгнания из кадра случайных элементов» не просто характеризует Арт-синема, но и отсылает к теоретическим дискуссиям о природе кинематографа как искусства частично незнакового, о возможностях существования нетекстовых элементов фильма, имеющих корни в «фотографических» свойствах кинопленки.
Допущение случайности в кадре относится, по мнению таких исследователей, как Олег Аронсон, к проявлениям самой сущности кино—проявлениям, характерным для самых массовых жанров или трэш-синема.
Интеллектуальный кинематограф стремится к умножению знаковости и исключению случайности; он рассчитан на «прочтение» индивидуальным взглядом, на медленный разбор, в результате которого каждый кусочек экрана может быть подвергнут рассматриванию и «тестированию» на наличие смысла.
Способ перехода национальных границ,
характерный для европейского интеллектуального
кино, в самом деле является способом почти
уникальным. В отличие от Голливуда, он
апеллирует к культурным кодам и единству
интеллектуального опыта, к способности
зрителя воспроизводить и расшифровывать
определенные «сложные» типы высказываний.
В отличие от восточного кино (которое
предпочитает подавать себя как экзотику
и как культурную вещь в себе), он создает
эффект единой интеллектуальной базы,
обеспечивающей переводимость культурных
значений. В этом смысле сущность европейского
кино кажется полностью соответствующей
философски описываемой сущности «европейского»
как непрестанного процесса установления
границ и их перехода.
1.4.Теория авторского кино
Можно ли поставить знак равенства между интеллектуальным и авторским кино?
В учебнике «История России 1945-2008 гг» для 11 класса написано: «Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Его появление связано с именами режиссёров, следовавших авторскому видению и работавших вне устоявшихся в советской кинематографии тем, канонов, привычного кинематографического языка. Фильмы А.А. Тарковского, К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория». Здесь термин «интеллектуальное кино» уточняется термином «авторское».
Авторское европейское интеллектуальное кино не только думает об одинаковых вещах — оно представляет собой некий цельный способ думать, отличающийся от других возможных способов и сложившийся в течение ХХ века в довольно устойчивую кинематографическую систему, имеющую ряд постоянных идеологических, иконографических и технологических признаков.
Теория авторского кино появившаяся во Франции в 50-е годы, представляет режиссера автором фильма - как творца выражающего свой художественный замысел на пленке. Большинство признанных мэтров внесших свой вклад в Арт Хаус кинематограф имеют свой узнаваемый почерк, прослеживающийся в их произведениях. Это тысячи картин разных жанров с ярко выраженным авторским взглядом режиссера.
Принято считать, что наиболее убедительно авторский кинематограф заявил о себе в эпоху «Великого немого». Это обусловлено тем, что немое кино, лишенное звука и цвета, вынуждено было опираться в своем развитии не столько на выразительные возможности слова, цвета и музыки, сколько на природные кинематографические средства языка экрана, такие, как монтаж, крупный и средний планы, ракурс, панорама, деталь, ускоренная и замедленная съемка и т.д. Художественные открытия специфических возможностей кино таких режиссеров, как Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Кулешов, Вертов, легли в основу кинематографического творчества, заложили основы эстетики кино, явились началом развития авторского и интеллектуального кинематографа.
Авторское кино или кино «
Роом писал, что режиссер выступает в роли «единоличного диктатора», свободно обращающегося с текстом сценария, творящим на его основе собственное произведение в стремлении найти тех, кто умеет мыслить, и мыслит в похожем направлении.
Подобная функция режиссера авторского кино реализуется и в съемочном процессе (режиссеры-авторы обычно выступают одновременно сценаристами, продюсерами, монтажерами фильма, или, по крайней мере, тщательно контролируют эти процессы и имеют «право финального монтажа»), и в процессе зрительского восприятия. Люди, смотрящие фильм или пишущие о нем, произносят, имея в виду авторское кино, фразы «фильм Тарковского», «фирменный стиль Антониони», или просто «Вы видели последнего Вуди Аллена»?
Принадлежность европейского Арт-синема к авторскому направлению, раскрытая в десятках книг об Антониони, Феллини или Бергмане, построенных по принципу «Автор и мир его творений», во второй половине ХХ века представляется абсолютно очевидной. Мир режиссеров-мастеров, не мысливших себе вмешательства посторонних в авторскую идею фильма и относившихся к кино как к возможности сконструировать «реальность» по своим правилам, возникнув в 40-е и 50-е годы, просуществовал до конца ХХ века в относительной незыблемости.
Эта незыблемость базировалась и на определенных правилах кинематографической практики (европейское кино знает множество примеров подчинения единовластному Автору всех производственных средств, включая непосредственно финансовые—так продюсеры «Жертвоприношения» позволили Андрею Тарковскому заново отстроить и переснять сгоревший дом, необходимый для полноценной реализации замысла; так модный автор Лео Каракс разорил нескольких продюсеров на фильме «Любовники моста Понт-Нёф» и все-таки завершил фильм при поддержке французского правительства; так Кшиштоф Кесьлёвский не мог доверить монтаж своих фильмов кому-то другому и присутствовал при всех производственных процессах до полной готовности финальной копии), и на культивируемых сотнями исследователей и тысячами критиков правилах производства текстов о «стиле», «мировоззрении», а порой и «духовных исканиях» конкретного Автора.
Однако становление «авторского стиля » было не столь однонаправленным. В 50–60-е годы самые известные исследования авторских стилей и возможностей выявления индивидуальных режиссерских почерков проводились кругом критиков журнала «Cahiers du cinéma» на примере голливудских режиссеров, «авторская индивидуальность» которых, как доказывалось, пробивалась сквозь все жесткие условия жанров и канонов.
Как писал Эндрю Сэррис, один
из самых успешных
Предлагая собственные описания индивидуальных режиссерских стилей (Альфреда Хичкока, Ховарда Хоукса и т.д.), французские сторонники «авторского дискурса» добились нескольких противоположных вещей. С одной стороны, они заложили серьезные основы «авторской теории», научившись комплексно анализировать такие составляющие «авторства», как визуальный стиль, предпочитаемые темы, истории, актеры, жанровые элементы как способы выражения «авторской точки зрения» и т. д.
Среди других распространенных наименований авторского кино есть международный термин «Арт-синема» (Art Cinema), популярный среди российских критиков «Арт-хаус» (Art house), и научное определение «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». Разница в терминах отражает определенные исторические и методологические сложности в описании разных типов кино. Кроме авторского, исследователи выделяют еще жанровый голливудский кинематограф и национальные кинематографии, но, в любом случае, при упоминании авторского кино имеется в виду определенный набор фильмов и режиссерских имен.
Стив Нил иронически характеризует эти дебаты внутри «авторского дискурса» как судебные дела «Сигел, Фуллер, Хичкок, Хоукс и Корман против Антониони, Бергмана и Феллини, или жанр против персональной экспрессии, … трэш против вкуса, истеричность против сдержанности, энергия против декора и качества».
Он же справедливо замечает, что в 60-е годы обвиняемое на этом «процессе» Арт-Синема «само по себе практически не было определено», «не проводилось систематических анализов его текстов, источников финансирования, моделей и схем производства, дистрибьюции и показа, его отношений с государством, природы дискурсов, призванных его поддерживать …», словом, всего того, что впервые пришлось делать самому Нилу уже в 1981 году.
Дана Полан, автор интересной статьи об истории «авторского дискурса» под названием «Желание автора» в интернет-журнале «Screening the Past», проводит серьезные разграничения между традиционными и современными подходами к содержанию этого метода.
Главное из них заключается в том, что «…в то время, как классический «авторский дискурс» полагался на интуицию в отношении способов, которыми режиссер работает в фильме как автор, и ставил превыше всего персональное самовыражение художника, всплывающее мистическими путями из невыразимо глубоких колодцев креативности, новые течения в историографии (к примеру, потенциал, содержащийся в кропотливой архивной работе) привели, напротив, к величайшей конкретности и детальности в исследовании того, чем же в самом деле является работа режиссера».
Современные исследователи обязательно
обращаются и к тем способам, с помощью
которых конструируется модель автора,
изучают, используя термин Бордуэлла,
«биографическую легенду» - то есть то,
как создается само представление о жизненной
истории «автора».
Несколько наивному представлению об авторе-гении, авторе-проводнике для внутренних сил Искусства (Дана Полан справедливо отмечает, что весь ранний «авторский дискурс» исходит из предпосылки «пассивности» режиссера-автора, из того, что он не отдает себе отчета в том, что именно создает), современная теория противопоставила отношение к творческой активности как к тому, что исходит из «конкретного—и, соответственно, поддающегося анализу—терпеливого использования правил, инструментов и конвенций, из того, что Бордуэлл называет «создание фильма как problem-solving».
Все основные элементы, составляющие модель
Арт-синема, были произведены на не знающем
границ европейском интеллектуальном
пространстве, а весьма удачная экономическая
поддержка государств обеспечила процветание
этой модели.
Особое место занимает группа современных (можно говорить о последних трех десятилетиях, начиная с 1970-х) режиссеров, которые продолжают видеть себя в традициях «высоких» канонов прошлого и оставаться «режиссерами-звездами» даже в современном мире, где изменению подвергаются и представления о «высокой культуре», и о самой режиссерской профессии. При этом и стиль работы, и имидж конкретного режиссера могут быть любыми, даже максимально далекими от высокого интеллектуального напряжения, свойственного режиссерской культуре 1950–1960-х. Более важной оказывается их готовность бороться за идею «режиссерского видения», за право выступать автором такой коллективной работы как кино, и нести ради этого права моральные и материальные издержки.
Информация о работе История развития Интелектуального и поэтического кино