Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа
Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Поступательное движение критического реализма в эти годы определяется не одной, а совокупностью нескольких творческих тенденций.
Глава I. Товарищество передвижных художественных выставок: эстетическая программа, задачи, участники………………………………………….. 3 с.
Глава II. Историческая живопись В.И. Сурикова……………………. 7 с.
Глава III. Полотна И. Е. Репина на историческую тему……………...17 с.
Список использованной литературы……………………………………31 с.
Иван Грозный, в порыве гнева, ударил жезлом в висок и убил своего сына. Ручьем льется кровь из головы царевича. Кровь и на полу, и на кафтане, в крови руки царя. Он судорожно обхватил сына, зажимает его рану, а кровь все продолжает течь, бледнеет лицо царевича. Страшные глаза у отца, понявшего, что он сделал, страшное горе человеческое в них. И прекрасное лицо
царевича, с доброй улыбкой, словно прощающего отцу это кровавое дело.
Великолепна эта картина по мастерству исполнения, по мощи, по силе психологического раскрытия характеров людей, по гармонии красок, по отделке деталей. «Иван Грозный» одно из лучших полотен Репина, в этом сходились почти все, даже некоторые реакционные газеты отдали дань талантливости художника.
Еще до прибытия выставки в Москву москвичи интересовались, будет ли показана картина Репина. 10 марта 1885 года Третьяков писал Репину: «Теперь несколько поуспокоилось, а то все шла публика смотреть картину;
______________________________
* Репин И. Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952. С.78-79.
многие, никогда не бывавшие в Галерее... спросят: пришла ли картина Репина? узнают, что не пришла, и уходят, не полюбопытствуя взглянуть даже, что за Галерея такая».*
Выставка еще не открылась, как до Репина дошли слухи, что будто бы картину не разрешили показывать в Москве, и он спрашивал П.М.Третьякова, действительно ли это так. Но пока картина была на выставке, и ее в конце марта смотрел Лев Николаевич Толстой. Он тогда же писал Репину: «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать хотелось вот что - так, как оно казалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель».**
Восхищался картиной и В.М.Гаршин, непосредственный участник ее, имевший возможность наблюдать весь процесс создания картины. «Да, - писал он, - такой картины у нас еще не было, ни у Репина, ни у кого другого, - и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, - ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком». И заканчивает свое
высказывание о репинской картине словами: «Я рад, что живу в то время,
когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины,
которая была бы её достойна». ***
И знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин, рассказывая о том, как он увидел репинскую картину в Третьяковской галерее и как она его поразила («Какая силища, какая мощь!»), заканчивает почти гаршинскими словами: «Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и горжусь принадлежать к его эпохе».****
______________________________
*Репин И.Е. Переписка с П.М. Третьяковым. М.-Л. 1946. С. 118
**И.Е.Репин и Л.Н.Толстой. Переписка. М.,1949.Т.1.С.213.
*** Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. М.,1998. С.256.
**** Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. М.,1998. С.257.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891) посвящена смеху. Друзья Репина были восхищены картиной. Ее ощущение создано новой, по сравнению с другими репинскими композициями, организацией пространства.
В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге - от турок. Турецкий султан Махмуд IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, предлагающее им сдаться без сопротивления. Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие, турецкий султан привел в начале письма все свои звания. Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств - македонского, вавилонского, иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан...» и так далее.*
Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану. Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины.
Летом
1880 года Репин совершил длительную
поездку по Украине, чтобы собрать
материалы и сделать ряд этюдов
для «Вечорниц» и «Запорожцев». Он
побывал во многих местах, где когда-то
жили запорожские казаки, около месяца
провел в имении В.В.Тарновского Качановке
Черниговской губернии, зарисовал там
различные предметы из богатейшей ______________________________
* Я. Д. Минченков. Bocпoминaния o пepeдвижникax. Л., 1959, cтp. 172.
коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы. Здесь было и оружие - ружья и пушки, пики и пистолеты, а также утварь, запорожские костюмы. А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Нелегкой была эта поездка, признавался художник: «Например, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии,- хотел их писать, ни за что не соглашались, ни за деньги, ни даром... Наконец, приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей - молодец к молодцу, лежат все на животах в ожидании найма... Эту группу я взял для этюдов. И отсюда почерпнул немало типов для картины».*
«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. «Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях... Работаю иногда просто до упаду... Очень устаю».** В другом письме: «...если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня
здесь в обоих углах картины... чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, - все не удовлетворяло».***
Великолепную картину написал Репин... За столом писарь строчит письмо султану, сидящие и стоящие кругом казаки диктуют ему, подбирая наиболее едкие слова. Гомерический смех. Каждый персонаж - тип, а все они вместе олицетворяют силу и мощь, которые никто преодолеть не сможет.
______________________________
*И.Репин и В.Стасов. Переписка. М.,1949.Т.1.С.99.
**И.Репин и В.Стасов. Переписка. М., 1949.Т1.С.100.
***И.Репин и В.Стасов. Переписка. М., 1949.Т1.С.100.
«Запорожцев» Репин показал
Идея картины - показать героизм, силу и мужество народа, спеть гимн во славу свободных людей. «Все за одного - один за всех» - таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила. Это товарищество и прославил художник. Так и понял русский народ эту картину.
Интерес к минувшим эпохам, драматическим моментам истории, в которых раскрываются характеры и психология сильных и крупных личностей, всегда был свойственен И.Репину.
Список использованной литературы:
1. C т a c o в В. В.. Coбp. coч., т. II. CПб., 1894.
2. Волошин М.. Суриков-материалы для биографии. Л.,1985
3. Всеобщая история искусств. М.,1964.Т.5.
4. Гольдштейн С.Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество.
5. Грабарь И. Э. Репин. Т. 1. М. 1963.
6. Кеменов В. Историческая живопись Сурикова. М.. 1963.
7. Лясковская О.А. К истории создания картины И.Е. Репина "Иван
Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года".М.,1965.
8. Минченков Я. Д.. Bocпoминaния o пepeдвижникax. Л., 1959.
9. Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. М.,1998.
10. Нестеров М.В. Из писем. Л., 1968.
11. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., «Изобразительное
исусство», 1987.
12. Пушкин А.С.. Стансы. Сочинения в 3-х томах.Т.1.М..1985.
13.Репин И. Письма к художникам и художественным деятелям. М.,
1952.
14. Репин И.Е. и В.В. Стасов. Переписка. Т. 2. М.-Л. 1950.
15. Репин И.Е. Далекое близкое. Л. 1982.
16. Репин И.Е. и Л.Н.Толстой. Переписка. Т.1.М., 1949.
17. Репин И.Е. Избранные письма в двух томах. Т. 1. М. 1969.
18. Репин И.Е. Переписка с П.М. Третьяковым. М.-Л. 1946.
19. Русские писатели об изобразительном
искусстве. Л.,1976.
20. Суриков В.И.. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.
21. Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Т.1.М.1956.
22. Чуковский К.И.. Репин. Серия "Жизнь в искусстве".М.1969.
Ресурсы Интернет:
www.museum.ru/N32653
www.art-portrets.ru/
www.bibliotekar.ru/
www.nearyou.ru/100kartin
www.artprojekt.ru/
www.hrono.info/biograf/
www.bibliotekar.ru/kRepi
ilya-repin.ru
www.centre.smr.ru/win/
Информация о работе Исторический жанр в творчестве передвижников