Исторический жанр в творчестве передвижников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Поступательное движение критического реализма в эти годы определяется не одной, а совокупностью нескольких творческих тенденций.

Содержание

Глава I. Товарищество передвижных художественных выставок: эстетическая программа, задачи, участники………………………………………….. 3 с.
Глава II. Историческая живопись В.И. Сурикова……………………. 7 с.
Глава III. Полотна И. Е. Репина на историческую тему……………...17 с.
Список использованной литературы……………………………………31 с.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Истории искусств.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

              Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального

__________________________________________________________________

* Всеобщая история  искусств. М.,1964.Т.5.С.225. 

характера —  мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом 

испытаний, сочувствие чужому горю.         

              Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. Узко историческая тема церковного раскола XVII века вырастает в тему героев, увлекающих массы своим примером, и народа как силы истории.

              Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи.

            В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

        Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся..." *

        В картине "Взятие снежного городка", появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений.

       Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

         Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове»,

    * М. Волошин. Суриков-материалы  для биографии. Л.,1985. С.72

он  в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

   «Взятие снежного городка» на международной  выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

         Во время  посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др.

     В 1891 году Суриков возвращается в Москву. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком".

      Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака».* Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

      "Две стихии встречаются" - эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту "инородцев". Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков,

Суриков замечает: "Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано..."**

_________________________________________________________

* В.И.Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.С.132.

**Волошин  Максимилиан. Суриков./ примеч. В.Н.Петрова. Л., 1985.С.98.

       Битва эта произошла в конце октября 1581 года; она описана в одной из сибирских летописей, так называемой Кунгурской. Суриков прочел Кунгурскую летопись уже после того, как композиция картины сложилась в его сознании, несомненно, что "Покорение Сибири" не является плодом одной лишь творческой фантазии художника. 
           Суриков отлично знал все народные исторические песни о Ермаке, в которых так образно поется о том, как выплывали казаки "на Иртыш реку под высокую гору Тобольскую", о "каленых стрелах", что летели, "как часты дожди", песни, в которых дается весьма подробное описание изображенного художником события.

       По своему высокому реалистическому трагедийному строю, по глубине содержания и живописному совершенству эта "живая быль... в рамках небылиц", по словам Репина, этот древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства, — одно из лучших произведений исторической батальной живописи. "Впечатление от картины, - писал И.Репин, - столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка". *

       Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета

(момент  столкновения двух исторических  сил), не только четко переданным  движением огромной массы людей,  но и средствами живописи. По  определению Нестерова, живопись  Сурикова - "крепкая, густая, звучная,  захваченная из существа действия, вытекающая по необходимости". **

        Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того,

* Нестеров М.В. Из писем. Л., 1968. с.262.

**Нестеров М.В. Из писем. Л., 1968. с.262.

 
 
 

как работа была показана зрителям. В 1909 году В. И. Суриков пишет в одном  из своих писем: "Относительно "Разина" скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил  в Сибирь на родину, и там нашел  осуществление мечты о нем".* Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Минченкову: "Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем?"**

           Один из подготовленных этюдов  главного персонажа поразительно  похож на самого художника.  Это могло случайным душевным  импульсом автора, но в контексте всего творчества Сурикова отождествление себя с образом народного героя кажется символическим: это его деяния, его раздумья о России, её минувшем, настоящем, грядущем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________________________________________________

* В.И.Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.С.254.

** В.И.Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.С.255.

     Глава   III. Полотна И. Е. Репина на историческую тему

 

     Репин Илья Ефимович (1844—1930), великий русский  художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

     C творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, Репин достоин, занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи.

     Картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Это и масштабные многофигурные композиции, такие как Арест пропагандиста, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Крестный ход в Курской губернии, Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. Это и остросоциальные произведения в духе заветов Общества передвижных художников во главе с другом Репина Иваном Крамским: «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Протодиакон», «Не ждали». Это и религиозные картины: «Тайная вечеря», «Искушение Христа», «Христос в Гефсиманском саду», «Моление о чаше». Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством - таковы легендарные «Портрет композитора Мусоргского», «Портрет писателя Писемского», «Портрет Льва Толстого», «Портрет Пелагеи Стрепетовой», «Портрет Мясоедова», «Мужичок из робких», «Портрет Леонида Андреева» и др. И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то, все же, по своему колоссальному таланту Репин достоин занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе. Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос (хотя, временами, и не глубокий), демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство (правда, с некоторыми оговорками), правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности - вот залог непреходящей ценности искусства Репина.

     Произведением, сразу показавшим грандиозный талант молодого Репина и выдвинувшим его в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения. «Бурлаков на Волге» можно смело отнести одновременно к жанровой и исторической живописи. Репин показал пример того, как остросоциальный сюжет может стать предметом большой картины. Жанровая картина, каждый из героев которой наделен индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как политическую силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.

 
 
 

       "Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности". Эти слова выдающегося русского критика В.В. Стасова рисуют меру подвига молодого живописца, только что окончившего Академию художеств и получившего первую золотую медаль…

        История создания Ильёй Репиным картины "Бурлаки на Волге" подробно описана в автобиографической книге "Далёкое - близкое".

 

       Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Здесь увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.

 

        Здесь встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

 

      Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Информация о работе Исторический жанр в творчестве передвижников