Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы: Япония ещё со времён своего возникновения была страной, несколько изолированной от окружающего мира. Она остаётся таковой до сих пор. При своей достаточной изолированности Япония прошла полный цикл развития культуры, и эта культура является по-настоящему самобытной. Она отражает своеобразие художественных стилей, скульптуры и архитектуры востока. И является своеобразным, не в полной мере исследованным и труднодоступным «островком искусства».
Цель работы: Определить основные черты и отличия трёх периодов художественной культуры Японии

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Отражение синтоистских верований в искусстве Японии…………..4
2. Влияние буддизма на культурную жизнь Японии…………………..9
3. Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати………………..14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

история искусства.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Наиболее  грандиозным культовым сооружением, воздвигнутым в столице Нара в 743—752 гг., стал буддийский монастырский комплекс Тодайдзи — «Великий Храм Востока», занимавший более 90 га и вместивший огромный храм (74,5 м в высоту и 90 м в длину) «Зал Великого Будды» с 16-метровой статуей Будды Вайрочаны (Сияющего). К монастырю вела прорубленная в лесной чаще аллея, завершавшаяся центральными «Южными воротами». По их краям были поставлены две стометровые деревянные пагоды. Храм символизировал мощь государства и помимо религиозных нужд использовался для проведения светских церемоний общегосударственного значения.

В Японии никогда  прежде не отливали столь больших  статуй. Изготовление одной только формы для нее заняло целый год. Работа шла непрерывно днем и ночью в течение двух лет. Так был создан 16-метровый гигант, диаметр лица которого составлял 5 м, а в ноздрях мог поместиться взрослый человек. Судьба его оказалась трагичной. 8 декабря 1180 г. Нару сжег лидер военно-феодальной группировки Тайра Сигэхира с целью проучить мятежных монахов, сторонников дома Минамото.

Монастырский комплекс Тодайдзи долго лежал в развалинах, пока не появился подвижник, монах Кокэй (1648—1705), для которого восстановление храма было смыслом всей жизни. В 1684 г. он приступил к сбору средств. Восстановление храма было делом всего народа, уже в 1692 г. Кокэй руководил торжественной церемонией освящения статуи Большого Будды, которую за год до этого восстановил литейщик Яэмон Кунисигэ.4

Одним из древнейших буддийских строений, частично сохранившихся до наших дней, является храмово-монастырский комплекс Хорюдзи, построенный в 607 г. Архитектурный стиль храмового комплекса Хорюдзи был занесен из Китая корейскими мастерами, возводившими в VI в. первые буддийские храмы Японии. Однако в отличие от китайских канонов, в древнем ансамбле Хорюдзи явственно проступают черты, свойственные японскому эстетическому мировоззрению. Так, два главных элемента ансамбля — золотой храм и пагода — расположены не по оси фэншуй (с юга на север), как это предписывает китайский канон, а стоят рядом (пагода — на западе, золотой храм (кондо) — на востоке). Асимметричное сочетание кондо и пагоды вносило определенную композиционность в сопоставлении архитектурных масс.

VII в. был временем невиданного размаха буддийского храмового строительства по всей стране. К началу VIII в. эта деятельность еще более активизируется, так как главной задачей японской архитектуры становится создание национальной столицы — города Хэйдзё (современного Нара). Строительство громадного по площади города как единого ансамбля повлияло на масштаб, пропорции и общее пространственное решение архитектурных сооружений. Увеличиваются размеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных для пышных празднеств. Олицетворяя общественное значение религиозного культа, храмы принимают монументальные формы.

Памятники древнего японского деревянного зодчества интересны еще и как шедевры замечательного народного плотничного искусства. Японские плотники работали с удивительной точностью. Они не употребляли железа, а обходились деревянными скрепками, штифтами, уголками, добиваясь при этом не только необыкновенной прочности и сейсмостойкости конструкций, но и внесли свой вклад в декоративное убранство зданий.

Распространение буддизма способствовало сравнительно быстрому усвоению новых видов прикладного искусства. Чтобы изготовить буддийские скульптуры, буддийскую утварь и металлические украшения для пагод необходима была высокая техника литья, резьбы по дереву и металлу. Скульптуры из позолоченной бронзы храма Хорюдзи указывают на значительный прогресс в области литейного производства, а литье такой огромной статуи, как Большой Будда в храме Тодайдзи, было под силу высоким профессионалам при наличии хорошо организованной технологии этого процесса.

Резные украшения  для храмов и буддийских скульптур позволяют судить о значительном совершенствовании техники резьбы. Резные золотые украшения для балдахинов, резные золотые нимбы буддийских статуй выполнены значительно искуснее, чем в предыдущую эпоху, и имеют гораздо более тонкий и сложный рисунок. Стала широко известна и техника чеканки. В это же время существовала даже техника штампования. С помощью специальных штампов в период Асука изготовляли огромное число буддийских скульптур.

В результате усовершенствования инструментов стали изготовляться более искусные, чем в прежние времена, изделия из дерева и бамбука. Использовались самые разнообразные породы деревьев. Из техники украшения деревянных изделий наиболее распространенными были инкрустация деревом, черепаховым панцирем и перламутром, лакировка, чеканка с инкрустацией золотом и серебром, окраска изделий с нанесением различных рисунков. Применяя эти методы, мастера создавали тонкие орнаменты с изображением цветов и птиц. С помощью такой же техники украшались музыкальные инструменты, различные коробки и шкатулки.

Получает  развитие изготовление изделий из лака и покрытие лаком деревянных поверхностей.

Значительное  развитие получило в это время производство тканей. Ткалась парча узором из цветных нитей, широко применялся узорчатый плотный шелк. Из раскрашенных тканей периода Асука сохранилась принадлежащая храму Хорюдзи парча с изображением охоты на львов. Большое значение для развития шелкопрядильной техники в период Нара имело повсеместное разведение шелковичных червей. Существовали различные виды техники нанесения рисунка на ткани: разрисовка, вышивка, набивка рисунка, печатание с покрытой краской доски и т. п. Наиболее драгоценной считалась парча голубого и красного оттенков, покрытая крупным декором стили ванных цветков лотоса.5

    1. Искусство Японии в периоды  Камакура, Муромати

Понятие дзэн вносит в буддизм необходимость внутренней практики сознания. Дзэн самым серьезным образом настаивает на необходимости внутреннего духовного опыта. Система практики, принятая дзэном, является продуктом этого основного духовного переживания. Дзэн — это дух человека, который верит в его внутреннюю чистоту и его божественность. Дзэн-буддизм является продуктом китайского ума или развитием доктрины Просветления. Просветление — это чувство, которое представляет собой слишком возвышенный для чувствительных существ идеал. Человек должен сам достичь нирваны, или просветления, своими собственными усилиями, в глубинах собственного сознания.  

В средние  века сложился оригинальный обычай, который в XII в. стал очень распространенным во всех общественных слоях Японии, а именно сэппуку (харакири). Это не простое самоубийство, а связанное с тем, чтобы сохранить честь и преданность сюзерену (например, не сдаваться в плен, «самоубийство вослед» в случае смерти сюзерена), преданность долгу. Сэппуку совершается в случае поступка против чести, часто по решению родственников, а также в знак пассивного протеста против вопиющей несправедливости и в виде жертвы.

Харакири  включает в себя два термина: хара (переводится как «живот», но еще и как «душа», «намерение», «тайные мысли») и кири или киру («резать»). Кроме того, место на три пальца низке пупка дантянь — средоточие жизненной энергии И. Таким образом, вскрытие живота означает открытие своих сокровенных намерений, чистоту мыслей и устремлений. Это значит, что сэппуку означает крайнее оправдание себя перед небом и землей, его символика более духовного свойства, чем просто самоубийство.6

Суровость и  жестокость дзэнской системы воспитания, психотехника и самоконтроль, стремление приучить человека настойчиво добиваться цели и быть готовым ради нее на все, импонировало сословию самураев с его культом меча и готовности умереть за господина.

Дзэн-буддизм  с его принципами и нормами во многом определил кодекс самурайской чести, «путь воина» (бусидо). Мужество и верность, обостренное чувство достоинства и чести (оскорбление которой смывается лишь кровью), культ самоубийства во имя чести и долга, когда не только мальчики в школах, но и девочки из самурайских семей обучались этому искусству, философия фатализма в сочетании с фанатичной преданностью патрону, во многом было воспитано дзэн-буддизмом.

В XIV в. Асикага Такаудзи, основатель сёгуната Асикага (Муромати), взял дзэн-буддизм под правительственный патронаж, придав ему официальный статус.7

С дзэнской практикой  медитации связано распространение в Японии чая, завезенного из Китая в конце XII в. Первоначально чай применялся в качестве лекарства, а затем нашел широкое употребление на основе созданной дзэнцами целой ритуальной системы чаепития.

Одним из первых изложил суть тя-но ю (искусства чая) Мурата Сюжю (1423-1502). Это он ввел японскую чайную утварь. До него ею пренебрегали, предпочитая китайскую. В год кончины Сюко родился мастер Такэно Дзео (1502-1555). Дзео считал, что дорогостоящие, особо ценные вещи лишь отвлекают внимание, мешают сосредоточиться,  противоречат духу дзэн.

 Учеником Дзео был прославленный мастер  Сэн-но Рикю  (1521-1591), придавший чайной церемонии тот вид, который она сохраняет до сих пор, ввел стиль ваби, охарактеризовав его словом со — грубоватости, простоты. Рикю уменьшил размер чайной комнаты от шести до двух татами, сделал низкий вход, как в рыбачьих хижинах. Рикю изменил токонома, сделал ее глубже, приглушил освещение. Ниша  чайной  комнаты располагается как раз напротив входа, и свиток, камень или цветок сразу бросаются в глаза, настраивая гостя на определенный лад. Для того он и придал чайной утвари стиль ваби, простоты и естественности, чтобы внешний блеск, замысловатый узор не отвлекали внимания на себя8

После установления сёгуната в конце XII в. ведущим художественным центром стала Нара, где при содействии новых правителей были заново отстроены многие здания уничтоженного пожаром монастыря Тодайдзи. Были восстановлены главный храм этого монастыря — Дайбуцудэн, Великие Южные ворота — Нандаймон, а также поврежденная статуя гигантского бронзового Будды-Русяна.

Восстановление  буддийских храмов имело определенный назидательный смысл, указывая на прообразы новых героизированных идеалов. Выросшие в суровых условиях борьбы за жизнь самураи стремились почерпнуть идеалы мужества и силы, в арсенале классического наследия нарской поры. Особенностью камакурской архитектуры было смешение в ней различных стилевых элементов, как ставших уже традиционными для японской религиозной и светской архитектуры, так и вновь привнесенных с континента — из сунского Китая. В столице и провинциях в XIII в. возводится целый ряд монументальных буддийских комплексов, таких как Дзё-додзи в провинции Харима, Котокуин в Камакуре, зал Сандзюсанкэндо в Хэйане.

Наиболее  полно характерные черты Камакурского зодчества проявились при строительстве монастырей секты дзэн. В середине XIII в. вместе с распространением дзэнской доктрины началось интенсивное строительство дзэнских монастырей. Складывается ансамбль монастыря, строгого в своем художественном оформлении, где подсобным и жилым помещениям придавался такой же важный смысл как и культовым. Дом настоятеля, жилища монахов, кухня и другие подсобные помещения считались частью религиозного культа. Главным центром строительства дзэнских храмов стала Камакура — резиденция сегунов. Вознесенные на вершины гор, окружающих столицу, дзэнские монастыри Кэнтёдзи и Энгакудзи как бы демонстрировали своей простотой сближение архитектурных и природных форм. Все здания дзэнских монастырей сохраняли естественный цвет древесины, а внутреннее убранство отличалось крайней скромностью.

В период Камакура архитектура жилого ансамбля также претерпевает значительные изменения. Прежде всего, это упрощения в существующем стиле синдэн с его галереями и главным парадным павильоном. Значительно уменьшается количество построек входящих в комплекс, исчезают крылья галерей.

Начиная с XIII в. пантеон богов значительно расширяется, происходит переоценка сложившейся иерархии божеств. И, хотя статуи высших божеств по-прежнему сохраняют центральное место в алтаре, все большую роль в монастырском ансамбле стали играть многочисленные фигуры святых   и божеств, взятых как из буддийского, так и из синтоистского пантеона. Выступая в качестве заступников, наставников, врачевателей; и т. п., они предстают в современном обличье сурового и фантастического самурая или бритоголового пожилого монаха.

В период Камакура эстафета высокого содержательного искусства переходит к живописи. Живописные свитки-иконы оставались непременной принадлежностью храмов. Вытянутые кверху, легко обозримые, свитки-иконы позволяли охватить все происходящее на свитке, сосредоточить внимание на изображаемом мотиве. Темами произведений живописи становятся жизнеописания паломниках и основателей сект, история храмов и святилищ синтоистов, образы патриархов героев-правителей, прославленных поэтов.

Наиболее  типичное произведение такого рода — пейзажный свиток «Водопад Нати» неизвестного художника XIII в. Хотя формально эта картина относится к пейзажной живописи, на самом деле идея ее иная. «Водопад Нати» является объектом поклонения в храме Нати-дзиндзя и в данном случае олицетворяет божество. Новые черты портретной живописи того времени наиболее ярко выражены в портретах правителей и военачальников. Классический образец камакурского живописного портрета — посмертное изображение сегуна Минамото Ёритомо, выполненное Фудзивара Такано-бу в начале XIII в. Камакурские портреты военачальников — первые в истории японского искусства нерелигиозные изображения реальных людей.

Представление об истории периода Камакура, содержании военных эпопей наиболее полно были представлены в горизонтальных свитках — эмакимоно. Эти иллюстрированные сказания позволили японцам, не владеющим грамотой, приобщиться к событиям, происходящим в стране. В эмакимоно на основе конкретных событий и драматических ситуаций разворачивается единое повествование, наполненное бурным движением, в котором действуют герои, живет и движется толпа. Иллюстрированные свитки, повествующие о кровопролитных сражениях родов Минамото и Тайра, описанных в «Хэйдзи-моногатари», представляют собой огромные циклы, где сюжеты развертываются на многометровых пространствах.

Информация о работе Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати