Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы: Япония ещё со времён своего возникновения была страной, несколько изолированной от окружающего мира. Она остаётся таковой до сих пор. При своей достаточной изолированности Япония прошла полный цикл развития культуры, и эта культура является по-настоящему самобытной. Она отражает своеобразие художественных стилей, скульптуры и архитектуры востока. И является своеобразным, не в полной мере исследованным и труднодоступным «островком искусства».
Цель работы: Определить основные черты и отличия трёх периодов художественной культуры Японии

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Отражение синтоистских верований в искусстве Японии…………..4
2. Влияние буддизма на культурную жизнь Японии…………………..9
3. Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати………………..14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

история искусства.doc

— 136.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

     1.Отражение синтоистских верований в искусстве Японии…………..4

     2. Влияние буддизма на культурную жизнь Японии…………………..9

     3. Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати………………..14

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы: Япония  ещё со времён своего возникновения была страной, несколько изолированной от окружающего мира. Она остаётся таковой до сих пор. При своей достаточной изолированности Япония прошла полный цикл развития культуры, и эта культура является по-настоящему самобытной. Она отражает своеобразие художественных стилей, скульптуры и архитектуры востока. И является своеобразным, не в полной мере исследованным и труднодоступным «островком искусства».

Цель работы: Определить основные черты и отличия трёх периодов художественной культуры Японии

Задачи работы:

- Изучить  влияние синтоистских верований  на художественную культуру Ранней  Японии

- Рассмотреть  изменения в культуре Японии в связи с приходом буддийской религии

- Рассмотреть  характерные черты культуры Японии  эпохи сёгуната и влияния дзэн-буддизма  на культурную жизнь Японии

Библиография: В учебном пособии Эренгросса подробно рассмотрены три основных верования, оказывавших влияние на культурную жизнь Японии: синтоизма, буддизма и дзэн-буддизма. В «Истории мировой культуры» Е.П. Борзовой подробно описана философия дзэн-буддизма ,влияние, которое она оказывала на культуру Японии а также феномен «самурайства». В издании Н.К. Гоголева «Индия, Китай, Япония» рассмотрены различные виды искусства Японии в различные культурные эпохи. В учебнике А.Н. Марковой дано описание первых буддийских храмов, существовавших на территории Японии.В хрестоматии по истории мировой  культуры Г.В. Гриненко описана процедура чайной церемонии, а также упоминается об основоположниках данного искусства.

1. Отражение синтоистских верований в искусстве Японии

Почитание  природы  как божественного  начала вылилось  в национальную религию японцев — синто, «путь богов». В древние времена синтоистские верования были близки шаманским культам; японцы поклонялись божествам, управлявшим движением небесных светил, олицетворявшим природные стихии, обитавшим на горных вершинах, в морях и реках, в священных рощах, камнях и старинных деревьях. В древности у каждого клана были свои собственные божества-покровители; однако официальный синтоистский пантеон сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато. Согласно синтоистским представлениям, род императоров восходит к великой солнечной богине Аматэрасу –но Оомиками и ее правнуку, первому легендарному императору Дзимму Тэнно, посланного на землю управлять людьми страны Ямато. В качестве императорских регалий ему были переданы древние магические символы: волшебное зерцало богини Аматэрасу; меч, вырезанный богом-громовержцем Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого дракона, и яшмовое ожерелье-магатама. В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы и кумирни, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения рук перед молитвой; храм окружали священные ворота-тории, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные фонари. Сам храм обычно представлял комплекс небольших деревянных построек: святилище с галереей, сокровищницы и навесы для подношений богам. Примером синтоистской архитектуры может служить комплекс святилища богини Аматэрасу в Исэ, где до сих пор хранятся древние регалии японских императоров. 1

 



В период Дзёмон жителями Японии сооружаются простейшие жилища. Эти жилища представляли собой землянки-ямы (татэана), построенные из жердей, тростника и ветвей, засыпанных землей. От них сохранились ямы глубиной в 30-100 см диаметром в 4-8 м. Существовало множество видов этих жилищ — круглые, овальные, четырехугольные и т. д. Внутри жилищ стояло четыре и более толстых опорных столба. Конструкция древнего жилиц была, очевидно, следующей: на врытые землю опорные столбы крепились балки: на них клались стропила и поверх настилалась кровля. В верхней части кровли ocraвлялось отверстие для выхода дыма.

В период Яёй, когда по мере подъем техники ведения сельского хозяйства стало возможным создание запасов продуктов, начинает возводиться другой тип постройки с высоко поднятым над землей полом. Такие строения, получившие название такаюки, использовались в качестве хранилищ зерна и других сельскохозяйственных продуктов, а также и в качестве жилищ

С III в. до н. э. постройки типа такаюки становятся все более значимыми. Эти постройки все чаще начинают использоваться в качестве храмов для поклонения богам. Вместе с усложнением форм сельского хозяйства получают эстетическое осмысление земледельческие культы в виде обрядовых праздников с заклинаниями, песнями, танцами, а хранилище зерна, принадлежащее родовой общине, осмысляется как жилище богини злаков, как первый храм Амбар получает символический религиозный смысл. Прямые, лаконичные линии конструкций и деталей придавали сооружению особую торжественность и величавость. Именно эта чисто японская архитектурная концепция получила развитие в храмовом зодчестве последующих веков.

Классический образец  такаюки — святилища храмового комплекса Исэ, построенного в III в. и сохранившегося до наших дней.

В истории  культуры период III — начала VI в. определяется термином Кофун (курган). Именно в это время в Японии сооружаются множественные гробницы-курганы, достигающие иногда колоссальных размеров. Построенная в начале V b. гробница императора Нинтоку по площади превосходит знаменитую пирамиду Хеопса в Египте. Гробница Нинтоку, как и многие другие имеет форму замочной скважины, что можно увидеть лишь с большой высоты. Вблизи она кажется естественным зеленым холмом, окруженным подковообразным водоемом.

Первые произведения пластического искусства относятся к периоду культуры Дзёмон. В это время появились многообразные 
керамические изделия и оригинальные глиняные фигурки — догу. Догу, которые были первым в Японии изображением человека, связаны с культовыми представлениями первобытного общества, с верой в их магическую силу. Они являлись хранительницами, хозяйками огня, символизировали культ плодородия, предназначались для охраны беременности, родов, детей, имели магическо-религиозное значение как предмет заклинания, отводящий болезни и несчастья. Изготовление догу прекратилось в конце периода Дзёмон.

Время сосуществования  каменных, бронзовых и железных орудий именуется периодом Яёй (300 г. до н. э. — 300 г. н. э.). С момента зарождения культуры Яёй и до возникновения культуры Кофун в обширном районе страны получило развитие изготовление бронзовых изделий. Создавались: бронзовые колокола (дотаку), бронзовые зеркала, различные украшения.

Культура  Кофун  (курганов) вызвала к жизни создание неизвестного ни до, ни после нее вида погребальной пластики — ханива. Ханива, что означает буквально : «глиняный круг» — скульптура, развившаяся из глиняных столбиков-цилиндров, изгородью из которых обносился курган. В изгороди из глиняных столбиков воплощалось магическое табу, охранявшее не только само захоронение, но и склоны курганов, где была расположена глиняная скульптура, изображающая дома, утварь, животных, а впоследствии и людей.

Традиция ханива пришла в Японию, по некоторым сведениям, на смену древнему ритуальному обычаю вместе с усопшим правителем хоронить живых людей, которые ему служили и были преданы при жизни. Однако позже этот безжалостный обычай прекратил существование.

Был издан  вердикт, в котором говорилось: «Отныне глиняные фигуры должны устанавливаться в местах захоронения, дабы людям страданиям не подвергаться». Так впервые глиняные фигуры, которые были названы «ханива», заменили живых людей при захоронении.

Следует также  подчеркнуть монументальный характер скульптуры, несмотря на ее сравнительно небольшие размеры (высота ханива в среднем колеблется от 30-40 до 80-130 см). Объем фигур, за исключением ханива, изображающих их воинов, позволяет считать их круглыми скульптурами.

Керамика  и костяные изделия наиболее характерны для прикладного искусства каменного века — периода культуры Дзёмон. Самые ранние керамические изделия представляли собой сосуды. Скатанную в виде шнура глину клали спирально, образовывая подобие чаши, затем трением и ударами с помощью раковины придавали ей форму заостренного книзу сосуда. Сосуды эти подвергались обжигу в примитивной яме при низкой температуре. Во время обжига форму обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла след — первый узор изделий (отсюда и название Дзёмон— «след веревки или шнуровой узор»).Примитивная конусообразная форма сосуда в на более поздних этапах Дзёмон постепенно расчленялась— выделялись дно, тулово, горловина, появились сосуды в форме чаш, блюд,. горшков, фигурки животных и человека. Простейший узор керамических изделий сменился обильным лепным декором. В их орнаменте угадываются стилизованные горные вершины, морские волны, зигзаги молний, знаки дождя, ветра, солнца и луны. В этот период (период Яёй) значительно расширился круг бытовых и ритуальных предметов. Керамика типа Яёи — вазы, чаши, кувшины и т. д., — изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре, отличается легкостью, простотой и функциональностью форм, графической ясностью строгих геометрических узоров.

Развитие  производительных сил стимулировало процесс дальнейшего разделения труда внутри общины. Уже в периоды Дзёмон и Яёй существовало ткачество и хотя технику изготовления тканей в эти периоды определить невозможно, поскольку тканей относящихся к этим периодам, не сохранилось, о существовании ткачества говорят обнаруженные каменные и керамические веретена. Как утверждают исследователи   в период Кофун в Японии уже изготовлялись шелковые ткани.

Уже в период Дзёмон больших успехов достигло изготовление необходимых в повседневной жизни предметов из кости животных и рыб. Наконечники гарпунов и крючки для ловли рыбы делались с таким искусством, что по своему виду они напоминали украшения; что же касается настоящих украшений, то они имели такую тонкую резьбу, что бусы периода Дзёмон весьма напоминают современные. Однако с наступлением культуры Яёй и переходом от охоты к земледелию искусство изготовления костяных изделий стало приходить в упадок. Искусство изготовления изделий из камня восходит к палеолиту - древнему каменному веку. Создаются каменные орудия для охоты и лова, обработки шкур и добычи кореньев. В дальнейшем в эпоху среднего каменного века (ок. 12-10 тыс. лет дон. э.) появляются копье, лук и стрелы с каменными наконечниками. В новокаменный век с 8 тыс. до н. э. каменные орудия широко используются для изготовления жилища, домашней утвари. Переход к земледелию вызвал появление земледельческих орудий производства: каменных мотыг, серпов, зернотерок и даже каменных тарелок. С появлением керамики, а затем и металла каменные орудия и искусство их изготовления уходят в прошлое. Однако искусство изготовления украшений из шлифованных камней, берущее начало в период Дзёмон, продолжает развиваться. В период Яей и Кофун появляются бусы в виде продолговатых цилиндриков и полукружий. 2

2. Влияние буддизма на культурную жизнь Японии

Очень важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм, различные формы которого в виде многочисленных сект с собственным каноном попадали в Японию из Кореи и Китая в течение многих столетий, начиная с V в. В основе буддийской философии лежит представление о том, что так называемый реальный мир сансара наa самом деле продукт человеческих иллюзий и заблуждений накапливающихся в результате отсутствия ясности сознания и непонимания сути вещей, что ведет к цепи многочисленных перерождений, каждое из которых представляет собой мучения и страдания.  Буддийская философия также утверждает, что человек может путем правильных и осознанных усилий освободиться от этих страданий и выйти из круговорота «сансары», этой темницы заключенного в плоть духа (сознания).

В ранней Японии буддийские монахи сумели снискать при императорском дворе славу могучих и опасных магов, умеющих управлять силами природы, изменять естественное течение событий, ограждать человека от демонов и дурных влияний или же, ввергать его в пучину страданий. К тому же характерной чертой буддизма является приспособляемость к местной религиозной ситуации и включение местных культов в общую канву буддийско религиозной практики. Поэтому императорский двор (а также правительства сегунов), стараясь заручиться поддержкой могущественных и мудрых союзников, считал своей почетной обязанностью всячески способствовать распространению буддийских сект разных направлений

В Японии, начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились 
произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, каллиграфии, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых защищать город от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем.3

Первые буддийские храмы, создававшиеся на японской земле, хотя и носили следы влияния своих корейских и китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений для молений. Непременным атрибутом буддийских храмовых комплексов являются размещенные в северной части главный алтарный зал со скульптурными изображениями и пятиярусная пагода — место хранения мощей Будды.

В архитектурном  плане японский храм — это не отдельное здание, а целая система специальных культовых сооружений, представляющих собой нечто подобное старинным русским монастырям. Необходимо отметить, что в VI и даже VII веках в Японии не только не было городов, но даже резиденции правителей. а основным типом жилища все еще оставался заглубленный в землю низкий дом. Буддийские храмовые комплексы были своего рода прообразами первых городских поселений, а их четкая планировка легла в основу утверждавшихся новых градостроительных идей.

Первый буддийский храм был сооружен в 596 г. во владениях Сога, в Асука-дэра. Сейчас от его былого величия сохранилась лишь трехметровая статуя сидящего Будды, первый образец буддийской скульптуры на японской земле. В народе ее до сих пор именуют Большой Будда из Асука. В VI в. Храмовым строительством занялось государство. В первой четверти VII в. насчитывалось 46 культовых буддийских построек в стране.

Информация о работе Искусство Японии в периоды Камакура, Муромати