Индийский костюм.От истоков до сегодняшних дней

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы — выявить особенности индийского костюма, его историю, основные формы, текстиль, символику.
Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подбор всех доступных книг, статей, интернет источников по этой теме.
2. Анализ собранной литературы, выделение основной информации, её обработка и систематизация.
3. Изучение Индийской цивилизации, формирования костюма, выделение отличий в разных регионах.
4. Подбор иллюстративного материала.
5. Выполнение практического задания (роспись по ткани - батик).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Цивилизация долины Реки Инд………………………………………………5
1.1. Формирование индийской одежды. Легенда о происхождении сари……6
1.2. Сари…………………………………………………………………………..8
1.3. Прически и косметика древнеиндийского населения……………………10
1.4. Текстиль в индийском костюме…………………………………………...12
II. Региональные типы индийского костюма…………………………………18
2.1. Костюм северо-западной Индии………………………………………......18
2.2. Кашмирский костюм…………………………………………………….....21
2.3. Женский Свадебный индийский костюм в региональных вариантах…..26
Заключение………………………………………………………………………33
Словарь терминов…….…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ....doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     Пришедшее из средневековья покрывало бурка изготавливается из длинного полотнища белой ткани, которая пришита к круглой красной шапочке и спадает складками сзади и с боков до земли, спереди до груди, скрывая лицо и всю фигуру женщины. Для глаз оставлено маленькое четырёхугольное оконце, загороженное прозрачной вышитой тканью. Сзади шею охватывает полоса чёрной вышивки с красным цветочным орнаментом. Шапочка сделана из красного шёлка, украшена выполненным золотыми нитями цветочным узором. Длина покрывала от шеи до подола 137 см.

     Кроме халатов и покрывал в деревне носят различные безрукавки – и распашные, и надевающиеся через голову. Нередко безрукавки шьются из двух кусков ткани – полочка одного цвета, спинка другого.

В то время  как на большей части индийской  территории головные уборы вышли  из употребления, в Кашмире[http://abc.vvsu.ru/Books/u_kostum/page0004.asp]

сохраняется их немалое разнообразие, что, видимо, отчасти связано с климатическими условиями штата. Носят тюбетейки, конические шапочки, тёплые каракулевые шапки, а также различные тюрбаны. Последние, как и каракулевые шапки, надеваются главным образом по торжественным случаям. Девушки носят вышитые шапочки, женщины нередко сочетают их с покрывалом. Если судить по иллюстративному материалу, способы завязывания тюрбана многообразны. Особенно популярны в Кашмире различные круглые и конические матерчатые шапочки, которые носят и мужчины, и женщины. Женские обычно украшены вышитым узором.

     Шапочки топи могут быть круглой формы из парчи или простеганной хлопчатобумажной ткани. Все они затейливо украшены, могут быть снабжены оловянными амулетами (шестиконечные звезды, полумесяц и т.п.). К шапочкам подкалывают галтан – пучок черных хлопчатобумажных ниток, оканчивающихся аграмантными кругами, окаймленными синим бисером.

Местная обувь – это и кожаные туфли мусульманского образца, и сандалии – деревянные и кожаные; зимой надевают плетённые из соломы туфли, войлочные сапоги патауа, высокие сапоги из местной кожи. Туфли очень популярного в Кашмире зелёного цвета, ибо считается, что он приносит счастье и сохраняет от дурного глаза.

     Подавляющее большинство кашмирцев является последователями ислама. Так, одежда мусульман шире, а у индусов  несколько уже; у мусульман преобладают  остроконечные (конические) шапочки, у индусов чаще встречаются круглые. Обычай украшения одежды цветочной вышивкой характерен только для мусульман Кашмира. 

    2.3Женский  свадебный индийский  костюм в региональных  вариантах

     Обычаи  и культура Индии придают свадебному обряду особое очарование. Для свадебного костюма выбирают шафранный, алый или красный цвета, так как они считаются самыми счастливыми, это особенно характерно для Северной Индии. В штате Керала девушки в день свадьбы предпочитают белый цвет, в Махараштра – зеленый или желтый.

     Важное  различие в свадебных нарядах севера и юга заключается в том, что на севере невесты должны набрасывать на голову свободный край сари и укрывать им лицо, как вуалью. У индусов это называется гунгат, а у мусульман – пардах. Зарождение обычая относится, видимо, к эпохе миграций народов в Индию, когда женщины искали в этом защиту от нескромных взглядов. В Южной Индии и Махараштре такого обычая нет, и там принято украшать голову цветами.

     Лицо  невесты обрамляют украшенными  драгоценностями цепочками, которые  закрепляют в волосах, в ушах должны быть красивые украшения, на шее – ожерелья различной длины. Базубанд, или ванки, украшают плечи, на запястьях особые стеклянные браслеты красного цвета, на пальцах хатпхул – украшение из нескольких колец, которые соединены цепочкой с браслетом на запястье. Иногда невеста опоясывает специальным украшением талию или бедра, надевает браслеты на лодыжки и кольца на пальцы ног. Натх, или носовое кольцо, бывает разных видов, и носят его на севере с правой стороны, на юге – с левой, с обеих сторон или посередине. Натх воспето во множестве народных песен: «…как бы хотел я быть одной из жемчужин в натхе, чтобы всегда быть вблизи губ возлюбленной…».

     Драгоценные камни и металлы в Индии  носят даже с самой простой  одеждой, ибо камням-талисманам придается большое значение. Ювелирные изделия не отшлифовывались, они воздействовали своей массой и цветом. При обработке камню придавали форму капли или вырезали из него какую-либо деталь орнамента. Жемчуг ценился только крупный, круглый, чисто белый. Его часто использовали вместе с самоцветами: в виде подвесок к украшениям из драгоценного камня или драгоценные камни служили сцеплением жемчуга. Иногда украшения были усыпаны, как каплями росы, жемчугом. Камень обычно обрамляли эмалью, и украшение можно было носить с одной и другой стороны. В филигранные украшения к очень тонкой проволоке добавляли жемчуг или капли металла. Соединение всевозможных мотивов в одну цепь, а также применение бубенчиков в виде подвесок характерно по сей день для декоративного искусства Индии.

     Некоторые свадебные украшения имеют особый смысл, как, например, мангалсутра – ожерелье из черных или золотых бусин, которые носят в Западной и Центральной Индии, или тирумангальям – одинарная золотая цепочка, распространенная на юге. Они означают, что женщина замужем, и она не должна снимать украшение, пока супруг живет и здравствует. Тот же смысл заложен и в обычае красить синдхуром, или красным порошком пробор прически или прикладывать его ко лбу – это делают только замужние женщины. Кохлом, или каджалом, приготовленным из сурьмы, красят веки, от чего они поблескивают и искрятся. Посредине лба, а иногда и вокруг бровей невесте рисуют бинди, или тикку, состоящую из простых или затейливых, но обязательно счастливых узоров. В обычае также наносить на руки и ноги красивые орнаменты пастой из хны.

     Южная Индия – невесты носят украшения, подобные тем, что использует танцовщица бхаратнатьяма. Ладони невесты и ступни окрашены красной краской. Запястья украшают хатх-фул, состоящие из браслетов и колец, соединенных золотой пластиной, покрывающей тыльную часть ладони. Обязательны золотые браслеты и красные стеклянные. В некоторых районах, чтобы уберечь невесту от дурного глаза, ей к запястью привязывают вложенный в серебряное или золотое окаймление волос из хвоста слона. На голове невесты украшенное драгоценными камнями обвивающее всю голову кольцо. На лоб спускается подвеска тикка. По обе стороны от пробора в волосах спускаются золотые украшения круглой формы: одно представляет собой солнце, другое – луну. Самым драгоценным украшением невесты юга Индии является мангал сутра, символ замужества, которое дает ей жених, и она с ним никогда не расстается. 

      Угтар Прадеш – народность банджара. Простые и яркие цвета в свадебном костюме, в избытке расшитые стеклянными и металлическими безделушками, развевающаяся гхагра (юбка) и чоли (блузка) и массивные серебряные украшения, во множестве свисающие с головы, – все выражает дух беззаботного веселья. Интересной деталью является манера носить одхни (накидка). В волосах укрепляется подпорка из кости или дерева, которая приподнимает накидку на несколько сантиметров. 

     Тамилнаду – невеста с солнечного юга должна быть одета в богатое шелковое сари, на ней великолепные драгоценности. Украшение в волосах называется тхалаи саман, оно сделано в виде солнца и луны из рубинов и жемчуга, ее бриллиантовое носовое кольцо называется мукутхи, а украшение в центре носа –балакку. На шее у девушки традиционное аддигаи и другие ожерелья, а в ушах рубиново-жемчужные серьги. Украшение тхалаи саман очень широко распространено среди исполнителей танца бхаратнатьям, которые сделали его частью своего артистического костюма. Невеста искусно вплетает цветы в прическу, украшенную к тому же еще одним ювелирным изделием – рубиновой раккоди.  

      Пенджаб – пенджабская девушка надевает на свадьбу ярко-розовый или красный костюм шальвар-камиз с богато расшитым золотой ниткой покрывалом фулкари. Ее наряду свойственно обилие украшений, как правило, из драгоценных камней: изумрудов, рубинов или алмазов в золотой оправе. Массивное носовое кольцо, которое поддерживает тонкая золотая цепочка с жемчужинами, закрепленная в волосах; ожерелье, серьги и тикка на голове – все эти украшения выполнены в стиле кундан. Кроме того, в Пенджабе девушки обязательно надевают красные и белые браслеты, чередуя их по цвету. К ним подвешивают небольшие позолоченные или серебряные колокольчики – это делают подруги невесты на церемонии мехенди в знак перемены, которая наступает в ее жизни. А потом невеста позвякивает колокольчиками над головами своих незамужних подруг: как гласит поверье, этим она приближает день их свадьбы. Украшение для пальцев – арси – обычно надевают на большой палец. В арси вставляют маленькое зеркальце, чтобы невеста время от времени могла посмотреться в него. 

     Западная Бенгалия – девушка одевает золотисто-красное сари, вытканное в Бенаресе, на ней золотые украшения: каан джутка (серьги в форме ушей), ожерелья, браслеты. Над бровями узор, нанесенный с помощью сандалевой пасты естественного и красного цвета. По обычаю невеста должна закрывать лицо, но в виде исключения, красное покрывало может быть охвачено на голове обручем.  

     Керала – девушка одета в традиционное, отделанное золотым кружевом мунду (саронг), ее волосы собраны на затылке в пучок, смещенный влево и опоясанный жасминным венком. Невесты Кералы известны консервативным пристрастием к белому цвету. Правда, некоторые надевают для контраста яркую кофточку. Массивные резные тхода (золотые серьги) прекрасно гармонируют с ожерельями не менее тонкой работы. У каждого из них свое назначение: одно сулит много детей, другое – счастье, третье – долгую жизнь. 

      Нагаленд – особенность свадебного наряда невесты – юбка из тканной вручную материи с ярким узором, который используется только для этого случая. Носить такую юбку до свадьбы обычай запрещает. Среди украшений невесты изделия из серебра, выполненные в примитивистском стиле, многочисленные нитки бус с драгоценными и полудрагоценными камнями и серьги из красной шерсти. 

      Мадхья  Прадеш (Центральная Индия) – свадебный наряд – яркое сочетание красного и желтого. Множество бисерных ниток на шее кажутся еще нежнее на фоне массивных серебряных серег и ожерелья. Отличительной деталью ее костюма является металлический головной убор с плюмажем. 

   Махараштра – девушка надевает к свадьбе традиционное сари (длина 8 м) и украшает себя драгоценностями и цветами. На ней натх (носовое кольцо) в форме листа из жемчуга и бриллиантов и жемчужные серьги. На шее – жемчужное танмани и жемчужное ожерелье, к которому подвешен кулг со счастливым знаком Ом. Лицо невесты и жениха обрамляет гирлянда нежных цветов мундавалья, иногда их сплетают из жемчуга.

   Угтар Прадеш – в костюм входят гхарара (длинная юбка с разрезом), курта (блузка) и дупатта (шарф) обычно красного цвета, расшитый золотой нитью. Тяжелое ожерелье из драгоценных камней и алмазов, каранпхул джумка в ушах, бриллиантовая тикка в форме полумесяца на лбу, большое круглое носовое кольцо и традиционный джумар на голове по левую сторону, а также золотые блестки на щеках – все это говорит о пышном убранстве и утонченности костюма при княжеских дворах в средневековом королевстве Авадх. Во время свадебной церемонии лицо невесты закрывает сехра (вуаль) из цветов. Цветы и женщина в индийском искусстве неразделимы. Цветы в волосах, гирлянды на шее – без них не изображалась ни одна женщина. Гирлянда была знаком наивысшего уважения при встречах и расставаниях, на свадьбах и празднествах.

   Гуджарат – невеста одета в традиционное домотканое сари панетар, которое обычно бывает белого цвета с шафранной, шитой золотом каймой. Ее волосы собирают в пучок и скрепляют золотыми заколками. Наряд дополняют бриллиантовая булавка для носа и традиционная шафрановая тикка с рисовыми зернами.

   Кашмир – яркий костюм подчеркивает тонкую красоту невесты, он включает пхераан (свободная блузка) и эзар (шальвары). Красный наряд богато расшит золотой и серебряной нитью в традиционном кашмирском стиле. На расшитый головной убор, украшенный позолоченными медальонами, наброшен также расшитый шарф дадж. Кроме того, к головному убору прикреплены с обеих сторон на фигурных цепочках большие кольца, составляющие ансамбль с серьгами.

   Раджастхан – свадебный костюм пошак состоит из длинной юбки легенга, короткой блузки качли, жакета куртхи и одхни, расшитых затейливыми узорами и украшенных маленькими кусочками зеркала. Лицевая сторона ожерелья покрыта алмазами, оправленными в золото, обратная – росписью по эмали. Ансамбль завершают осыпанные драгоценными камнями серьги и сложной формы носовое кольцо. Невесты этого штата обязательно должны носить стеклянные браслеты красного и зеленого цветов, а также браслеты из лака. В некоторых районах штата, особенно в Бармере и Джодпуре, свадебные браслеты чура из слоновой кости покрывают всю руку невесты от запястья до локтя. На шее красуются серебряное хансли и 3–4 серебряные цепочки. Ладони и ступни разрисованы хной.

Информация о работе Индийский костюм.От истоков до сегодняшних дней