Имидж политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Построение удачного имиджа политического лидера главным образом зависит от следующих условий: от знания и понимания настроений, требований и установок своих будущих или настоящих последователей и умения показать, что политик - именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики.
Цель данного реферата провести обзор литературы по теме имидж политика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие имиджа политического лидера……………………………………….....4
2.Психологическое содержание и условия формирования эффективного политического имиджа
2.1. Психологические свойства и главные факторы создания эффективного политического имиджа……………………………………………………………....6
2.2.Типология и мифология имиджа политика…………………………….……10
2.3.Этнопсихологические аспекты политического имиджа……………….….…13
3.Психологические модели политического имиджа………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

имидж политика.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

В практике избирательных кампаний распростра­нены несколько таких моделей, в них разнообразные качества кандидата, являющиеся характеристиками его имиджа, структурированы по трех- и более лучевым схемам

Трехлучевая модель

Отличительной особенностью данной модели яв­ляется то, что в ней все характеристики личности кандидата, соответствующие его имиджу, группируют­ся по трем лучам :

• нравственные качества;

• интеллектуальность;

• потенциал личности.

Естественно, что эти качества должны быть пред­ставлены только как положительные и в превосход­ной степени. Например, честный, ответственный, бле­стяще образованный, работоспособный, с сильной волей и пр. Считается, что этого достаточно для фор­мирования эффективного имиджа.

На практике данная модель имиджа должна реа­лизовываться следующим образом: все предвыборные коммуникации политика, освещение его избиратель­ной кампании в СМИ должны свидетельствовать о его высоких нравственных качествах, незаурядном интел­лекте и большом потенциале, причем это необходимо подтверждать конкретными фактами и делами. За­метим, что спектр таких качеств весьма широк. На­пример, об интеллектуальности политика может свидетельствовать его образованность, общая и про­фессиональная эрудиция, глубокий ум, проявляющийся в понимании сущности происходящих процессов и явлений и знании причинно-следственных связей, уме­ние выдвигать конструктивные идеи и способы ре­шения проблем, развитая интуиция, помогающая ус­пешно предвосхищать возможные события и строить надежные прогнозы, опыт и пр.

О потенциале политика можно судить по его высокой работоспособности, целеустремленности, упор­ству, решительности, стрессоустойчивости, способно­сти к саморазвитию и самосовершенствованию. Поли­тик должен обязательно демонстрировать эти качества в общении, деятельности, решении профессиональных или иных задач, предусмотренных «событийным рядом».

Особо хотелось бы остановиться на содержании высоких нравственных качеств. На них обращают особое внимание. Недаром в России часто говорят: «Был бы человек хороший...». Здесь ситуация очень непростая, потому что часто из уст политических деяте­лей разной ориентации звучит одна и та же, ставшая уже всем привычной фраза: «Политика — дело гряз­ное!» Обычно она произносится в неких сложных ситуациях, когда политику нанесен ощутимый урон и им владеют не самые радостные чувства. Тем не ме­нее эта фраза каждый раз заставляет серьезно заду­маться — действительно ли это так? Каковы должны быть истинные качества людей, которые занимаются политикой? Кому мы отдаем свои голоса и, тем самым, доверяем свою судьбу? Послушаешь и невольно за­думаешься. Получается, что политикой занимаются сплошь нечестные люди.

Какие же нравственные качества наиболее це­нимы нашими избирателями? Проведенные психоло­гические исследования свидетельствуют, что главные из них имеют как культурно-историческую, так и ре­лигиозную основу. Нас поразил тот факт, что самые ценимые в народе нравственные качества (они были выявлены в результате социально-психологических исследований) по сути являются антитезами восьми основных греховных страстей, описанных еще пол­торы тысячи лет назад преподобным Иоаном Лествичником. Это свидетельствует об огромной роли глубин­ного религиозного сознания у русских, да, пожалуй, и многих других народов России. Опишем эти наиболее значимые качества.

Во-первых, высоконравственно то, что служит интересам народа, общества. В любой предвыбор­ной платформе, да и реальной политической деятель­ности, интересы как нации, так и конкретного чело­века должны быть обязательно на первом плане. Причем выражены они должны быть в четкой и яс­ной форме, исключающей двусмысленность толкова­ния. Подлинный патриотизм проявляется в борьбе за лучшее будущее для своего народа, страны. Следую­щие важнейшие нравственные качества — альтру­изм, бескорыстие, забота о благе других, постоян­ное стремление помочь обездоленным. Они во все времена и везде ценились очень высоко. А если так поступает политик, и об этом становится всем извест­но, то популярность его становится просто огромной.

Особо надо сказать о личной скромности. Поли­тик всегда на виду, все сознательно или неосознанно обращают внимание на то, как он одет, что ест, что пьет, каково убранство его рабочего кабинета, на ка­ком автомобиле ездит и так далее. Из увиденного делаются определенные выводы и, если отмеченное свиде­тельствует о его скромности, то это идет только на пользу имиджу, если нет, то, естественно, во вред.

Людьми всегда почитались и ценились такие нрав­ственные качества, как честность и порядочность. Еще одно ценимое качество — религиозность. По от­ношению к нему позиция должна быть определенной и недвусмысленной. У неверующего политика нрав­ственные ориентиры и моральные нормы не ясны, поэтому трудно предположить, как он будет поступать в сложной ситуации. Как доверять такому? Логика рассуждений примерно такова.

Отношение к семье, близким. — это одна из ярчай­ших характеристик нравственных качеств любого человека, а тем более политика. Вообще считается, что любой политический деятель должен быть обязатель­но хорошим семьянином — это одна из главных черт его морального облика. Отмеченные нравственные качества лидера являются наиболее ценными для из­бирателей. У серьезного политика они должны при­сутствовать в имидже обязательно.

И так,если в имидже не представлен хотя бы один вектор качеств, имидж эффективным не бу­дет. Во всех трех векторах качества должны пред­ставлены примерно равномерно, модель не должна быть асимметричной, ибо могут возникнуть отмечен­ные выше сомнения.

Четырехлучевая модель

Простая трехлучевая модель политического имид­жа, несмотря на ее конструктивность, все же имеет один существенный недостаток — она призвана ин­тегрировать информацию об имидже политика, а ведь любой политик — настоящий лидер, а собственно лидерские качества в ней представлены неявно. Это послужило основанием для разработки новой, четырехлучевой модели, где наряду с группами высоких нравственных качеств, интеллектуальности и потен­циала политика присутствует вектор, группирую­щий лидерские качества. Содержание первых трех групп качеств то же, что и в трехфакторной модели, а вот о проявлении и восприятии лидерских качеств сле­дует сказать особо.

Яри отражении лидерских черт и качеств в по­литическом имидже особое внимание следует уделять мотивам лидерского поведения. Избиратели очень ценят мотивы созидательные, конструктивные и благородные, связанные с высокими нравственными качествами, стремлением решить накопившиеся соци­альные или экономические проблемы, помочь изби­рателям и пр. Личностно-ориентированные мотивы, как то: стремление занять престижную должность, повысить свой статус, решить материальные пробле­мы и пр. только оттолкнут избирателей. Не должны просматриваться и компенсаторные мотивы, связан­ные с действием бессознательных факторов.

Политический лидер должен быть безусловно фи­гурой авторитетной. Авторитет необходимо обяза­тельно делать яркой чертой имиджа. В науке создано немало заслуживающих внимание теорий авторитета. Психологическое понимание авторитета своеобразно, оно связывается или с имеющимися у личности явными преимуществами перед другими, которые дают пози­тивный социально-значимый результат, или с нравст­венным аспектом, — в этом случае авторитет выступа­ет как нравственный эталон.

Наконец, лидерское поведение в условиях нега­тивного отношения большинства населения к своей жизни должно иметь инновационный характер. Если же инновационная деятельность лидера ослабевает или его нововведения не приносят обе­щанного, положение лидера осложняется, его рейтинг начинает неуклонно падать. Следовательно, проводи­мые нововведения должны восприниматься как по­ложительные, а это означает, что настоящий лидер должен играть исключительно созидательную, а не разрушительную роль.

Вообще говоря, полноценный лидер в сознании людей ассоциируется с чем-то созидательным: со ста­билизацией, улучшением, укреплением и т. п. Лидирую­щие позиции должны подкрепляться не только иннова­ционными предложениями (что было очень характерно для «перестройки»), но обязательно конкретными делами, дающими позитивные результаты, причем эти результаты должны ощущаться именно в данный мо­мент, а не в «светлом будущем».

Важно помнить и об отношении к лидеру, осо­бенно власть имущему.  В обыден­но-практическом сознании сложилось такое понима­ние роли лидера: раз дела в целом идут хорошо, значит, и лидер хороший, поэтому он многое может себе позволить. Если жизнь ухудшается, становится слож­нее, опаснее, цены растут, то виноват только лидер и никто иной.

В психологических исследованиях отношений к поведению лидера отмечен еще один интересный момент: обыденно-практическое сознание людей склонно приписывать качества лидера лицам, по­ведение которых является наиболее подходящим для объяснения общего положительного результата.

Конструктив­ное правило, имеющее немалое значение в деле формирования привлекательного имиджа полити­ка: поведение лидера всегда должно быть заметным., лидера надо постоянно выделять из окружения, ес­тественно, учитывая его особенности и склонность людей определенным образом реагировать на удачи и промахи лидеров. Правда, делать это надо тонко и продуманно. Таково содержание «лидерского компо­нента» четырехзвенной модели эффективного поли­тического имиджа.

Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятельность-отношения»

Предыдущие модели эффективного имиджа отли­чаются прежде всего тем, что в них были представле­ны главным образом обобщенные личностные качест­ва и некоторые профессиональные умения политика. Это, безусловно, состоятельные и конструктивные модели. Однако в психологическом отношении они не совсем точны, ведь образ политика складывается не только на основе его качеств, но обязательно деятель­ности (в том числе предшествующей, об этом было сказано ранее), поведения, отношений и общения. Личность не существует вне деятельности и общения; кроме того, о качествах личности мы судим по ее поступкам и отношениям (особенно у нас ценится позиция «служителя общества»).

На это наши отечественные избиратели обраща­ют особое внимание, нередко именно это и являются главными детерминантами их выбора. Следовательно, психологически обоснованно строить модель политического имиджа по трем следующим векторам: «личностные качества» — «отношения» — «деятель­ность (и поведение)». Естественно, что отмеченные в трех и четырехлучевых моделях качества могут вхо­дить в структуру данной модели. К тому же, личност­ный компонент можно было обоснованно дополнить ценностными ориентациями и характеристиками на­правленности .

Личностные характеристики политика проявля­ются в его конкретной деятельности, а одной из ее главных отличительных особенностей является прак­тически постоянное общение и различные взаимо­действия. Следовательно, чтобы имидж был прив­лекательным, необходимо, чтобы политик обладал разнообразными коммуникативными умениями, в том числе и такими специфическими, как телекоммуни­кативные (более подробно об этом см. в рекомендо­ванной литературе).

Такая структура имиджа обусловливается пробле­мами, характерными для нашего государства, особен­ностями ведущих политических лидеров. Например, эффективное поведение в экстремальных ситуациях оценивается весьма высоко, так как они в стране воз­никают весьма часто и их протекание и последствия зависят во многом от поведения лидера. Поведение в «текучке». На­конец, отношение к себе.

Данная модель политического имиджа особенно эффективна в регионах, где преобладает преимуще­ственно сельское население, в российской глубинке. В крупных мегаполисах ее применение требует серь­езного обоснования.

Многофакторная модель

Предыдущие трех- и четырехлучевые модели, соб­ственно, были также многофакторными. Но их фак­торы — личностные характеристики, отношения, осо­бенности деятельности и пр. были структурированы в имидж по определенным «лучевым» структурам. Данные структуры были вычислены на основании теоретических исследований и обобщений опыта избирательских компаний.

Однако возможен и дру­гой подход, основанный на применении методов экс­периментальной психосемантики. В процессе опро­сов, предшествующих избирательной кампании или в ходе ее, выявляется множество ценимых избирате­лями качеств и умений политиков. Данное множест­во структурируется на основе выявления синонимов, объединения их в отдельные группы; кроме того, определяется приоритетная значимость данных обоб­щающих качеств и умений. Так выстраивается се­мантический ряд, который кладется в основу имид­жа политика.

Каковы эти факторы? Они были получены в ре­зультате специальных исследований и представлены в последовательности по частоте упоминания, а сле­довательно, степени значимости:

1) харизма личности политика;

2) отношение к стране, народу (естественно, хо­рошее и приоритетное в системе задач);

3) лидерские качества;

4) сильная воля;

5) Умение эффективно действовать в экстремаль­ных ситуациях;

6) личное обаяние;

7) высокий интеллект;

8) Развитие коммуникативного умения;

9) высокие нравственные качества;

10) успешность предшествующей деятельности;

11) потенциал для дальнейшего профессионального роста;

12) эффективная деятельность;

13) внешние данные;

14) отношение к соратникам;

15) отношение к себе;

16) отношение к близким.

Главным достоинством модели яв­ляется структурирование набора качеств по степени значимости для избирателей. Последовательность качеств иная, нежели изложенная в западных моделях. Это лиш­ний раз свидетельствует о необходимости критическо­го отношения и осторожного переноса на нашу поли­тическую реальность западных моделей политического имиджа.

Информация о работе Имидж политика