Хаяо Миядзаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с гениальным человеком Хаяо Миядзаки.
Для достижения данной цели, следует выполнить следующие задачи:
ознакомление с биографией Хаяо Миядзаки
ознакомление с легендарной Студией Гибли
ознакомление с популярным мультипликационным фильмом «Унесенные призраками»

Содержание

- введение
- глава 1. Биография
- глава 2. Студия Гибли
- глава 3. Унесенные призраками
- заключение
- список используемой литературы
- приложение

Работа содержит 1 файл

Хаяо Миядзаки.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

         Триумф "Навзикаи" повторился, премьера  вошла в историю японской анимации. По данным опросов, "Тоторо" уступил в народной любви только "Семи самураям" Куросавы. Деревенская идиллия конца 50-х, с рисовыми полями, холмами и перелесками, рассказ о встрече ребенка и природы разбудил в старших зрителях воспоминания детства. Позже японские борцы с неумеренным расширением городов сделали Тоторо, симпатичного мохнатого хранителя леса, своей эмблемой.

         Настоящим коммерческим успехом  оказался следующий фильм Миядзаки, "Ведьмина почта" ("Мадзё-но  таккю:бин", английское название "Kiki's Delivery Service", 1989), экранизация одноименной повести Э.Кадоно. Однако сам мастер остался недоволен. Он рассчитывал поручить эту работу молодому коллективу "Джибли", но сначала ему не понравился предложенный сценарий, потом оробел и отказался от проекта режиссер, и в результате Миядзаки пришлось все делать самому. Тем не менее "Ведьмина почта" достойна любви зрителей хотя бы за великолепные пейзажи, над которыми летает на метле тринадцатилетняя ведьма: вымышленный европейский город, где она живет - смесь Неаполя, Лондона, Парижа и Стокгольма.

         В 1991 г. Миядзаки выступил как  продюсер для фильма своего  сподвижника Такахаты "Слезы о  прошлом" ("Омохидэ поропоро", английское название "Only Yesterday", 1991).

         Как ни удивительно, все это  время в журнале "Анимэйдж" продолжала печататься "Навзикая из Долины ветров". История усложнялась, обрастала новыми героями и уходила все дальше от фильма, порой превращаясь для автора в тягостный пересмотр мировоззрения. В какой-то момент развитие сюжета потребовало изобразить крах империи. Миядзаки переживал, не слишком ли отступил от правдоподобия - как вдруг столь же стремительно распался Советский союз...

         Устав от детского кино, Миядзаки  взялся за короткий мультик  для показа во время международных  авиаперелетов, положив в основу  собственный комикс о самолетах 30-х годов "Век гидропланов" ("Хико:тэй дзидай". Английский перевод, "Crimson Pig", опубликован в журнале "Animerica" том 1 N 5-7, 1993). Предполагалось, что фильм будет чисто развлекательным, для чего подходил и главный герой, пилот ярко-красного гидроплана, говорящая свинья. Но обстановка предвоенной Адриатики, где происходило действие, перекликалась с реальными событиями на Балканах и настраивала на серьезный лад.

         Задуманная легкая комедия превратилась  в один из самых необычных фильмов студии Джибли, "Порко Россо" ("Курэнай-но бута", 1992), где свинья-пилот становится почти трагическим персонажем, а гротеск перемешан с пронзительной романтикой. Картина имела коммерческий успех, к некоторому удивлению автора.

         В 1994 г. Такахата выпустил фильм о героях японского фольклора, енотовидных собаках-тануки "Помпоко, война тануки" ("Хэйсэй тануки гассэн Помпоко", 1994), а Миядзаки закончил, наконец, последний, седьмой том "Навзикаи", озадачив поклонников фильма совсем непохожей по настроению тревожной развязкой.

         В рисованном кинематографе Миядзаки  был прочно признан одной из  самых крупных фигур, но он  не стремился монополизировать  влияние и славу. Ёсифуми Кондо,  который в свое время был  главным аниматором "Замка Калиостро"  и "Ведьминой почты", выступил как режиссер следующего фильма студии "Джибли" - Шепот сердца" ("Мими-о сумасэба", английское название "Whisper of the Heart", 1995). Однако и в этом произведении прежде всего чувствуется рука Миядзаки как автора сценария и художника-постановщика.

         При высочайшем классе рисунка  студия "Джибли" славится настороженным  отношением к техническим новинкам, но в "Шепоте сердца" был  применен цифровой звук и элементы  компьютерной графики. Миядзаки  продолжил эксперименты с компьютером в шестиминутном клипе "On Your Mark" (1995) на песню японского рок-дуэта "Chage & Aska", готовясь к следующей большой работе.

         Этой работой стала монументальная, философская и мрачная кинокартина  "Волчья принцесса" ("Мононокэ-химэ", английское название "The Princess Mononoke", в российском видеопрокате "Принцесса Мононоке", 1997). Снова рискованный проект, поскольку исторические фильмы непопулярны, а действие происходит в Японии 17 в., и снова восторг зрителей, наглядно показавший, что настоящий художник может, если захочет, переломить моду. Коммерческий успех фильма отчасти парадоксален, поскольку из всех произведений Миядзаки на сегодняшний день "Волчья принцесса", пожалуй, дальше всего от развлекательного кино.

         Несмотря на заявления, сделанные  перед выходом "Волчьей принцессы", Миядзаки не оставил кино. 2001 г.  ознаменовался фильмом "Сэн" ("Сэн то Тихиро-но камикакуси", английское название "Spirited Away". Демонстрировался на Московском  кинофестивале 2002 г. как "Тихиро, унесенная духами", после чего был в прокате в начале 2003 г. под названием "Унесенные призраками"). По жанру это сказка, красочная и экзотическая, о приключениях десятилетней девочки в волшебном мире, но Миядзаки остается верен себе, стремясь, чтобы зрители получили не только радость, но и пользу для своего мировоззрения.

         "Сэн" имела громкий успех  в Японии и совсем невероятный  за ее пределами: в 2002 г. - премия  Берлинского кинофестиваля, в  2003 - "Оскар 2003" в номинации  "Лучший анимационный фильм". Для всех ценителей японского кино за пределами Японии это, без преувеличения, историческое событие, поскольку официальное международное признание "Сэн" открывает дорогу другим хорошим фильмам, не в последнюю очередь другим работам Миядзаки.

         Следующий фильм режиссера - "Бродячий  замок Хаула" ("Хауру-но угоку  сиро", английское название "Howl's Moving Castle") по книге британской  писательницы Дианы Уинн Джонс.  Премьера состоялась на 61-м Венецианском  кинофестивале 5 сентября 2004 г., а 11 сентября фильму был присужден приз за техническое мастерство.

         Через год, на 62-м Венецианском  кинофестивале Миядзаки получил  главный приз - "Золотого льва" за вклад в мировое киноискусство.

 

  1. Студия  Гибли

  Studio Ghibli (スタジオジブリ, Студия Гибли) — японская анимационная студия. Студию основал в 1985 режиссёр и сценарист Хаяо Миядзаки вместе со своим коллегой и другом Исао Такахатой при поддержке компании Tokuma, которая впоследствии совместно с Walt Disney будет распространять «Принцессу Мононоке» и «Унесённых призраками». На логотипе студии изображён Тоторо, персонаж из аниме «Мой сосед Тоторо», выпущенного Studio Ghibli в 1988 году. Саундтреки к большинству фильмов написал Джо Хисаиси. «Studio Ghibli» была одной из первых японских фирм, начавших активно использовать в анимации компьютеры.

  История

  «Студия Гибли» фактически появилась в 1983 году, при создании аниме «Навсикая  из Долины Ветров», созданной по мотивам  одноимённой манги (комикса). Студия была названа в честь итальянского разведывательного самолёта времён Второй мировой войны. Сам самолет был предназначен для Африки и назван по имени фёна в Ливии — горячего ветра из пустыни. Хаяо Миядзаки, любитель авиации и Средиземноморья, а также поклонник творчества французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери, погибшего в Сахаре, использовал это слово для названия своей студии.

  В отличие от других аниме-студий, в  основном занимающихся производством  телевизионных сериалов и OVA (аниме-сериалы), эта студия создавалась только для производства высококачественных полнометражных аниме, что в условиях острой конкуренции на рынке Японии рискованно: если проект провалится, то фирма сразу обанкротится. Чтобы свести риск к минимуму, служащие нанимались на неполную ставку. Фраза «Вдохнем свежее дыхание в мир японской анимации!» стала девизом студии.

  Основной  костяк студии составили сотрудники студии Topcraft, нанятой Миядзаки и  Такахатой для создания «Навсикаи из Долины Ветров». Президент Topcraft Тору Хара до 1991 года был президентом «Студии Гибли». Тем не менее «Studio Ghibli» оставалась студией двух режиссёров. Миядзаки создал следующие аниме:

  • «Небесный замок Лапута» (1986)
  • «Мой сосед Тоторо» (1988)
  • «Ведьмина служба доставки» («Служба доставки Кики») (1989)
  • «Порко Россо» (1992)
  • «Принцесса Мононокэ» (1997)
  • «Унесённые призраками» (2001)
  • «Ходячий замок» (2004)
  • «Рыбка Поньо на утесе» (2008)

  Работы  Такахаты включают «Могилу светлячков» (1988), «Еще вчера» (1991), «Война тануки в  периоды Хэйсэй и Помпоко» (1994) и  «Чирик-чирик, наши соседи — семья  Ямада» (1999). Кроме того, он продюсировал другие ленты.

  Помимо  работ Миядзаки и Такахаты следует  отметить полнометражные фильмы Ёсифуми  Кондо «Шёпот сердца» (1995) и фильм  «Аврора» (2000), Томоми Мотидзуки «Волны океана» (1993), известный в США под  названием «I Can Hear the Sea», а так же Хироюки Мориту и его фильм «Кошачья благодарность» (2002).

  Широкую известность студии принесло аниме  «Наш сосед Тоторо» и «Могила  светлячков» 1988 года. Благодаря популярности персонажа Тоторо и продаже товаров  под этой маркой, студия смогла покрыть затраты на производство новых лент, а Тоторо был выбран в качестве логотипа компании.

 

  1. Унесенные призраками

  Унесённые призраками (千と千尋の神隠し,) — полнометражный аниме-фильм режиссёра Хаяо Миядзаки. Снят студией «Гибли» в 2001 году. В России выпущен компанией Central Partnership. Премьера фильма в России состоялась 31 декабря 2002 года. Мировые кассовые сборы фильма составили более 274 млн $.

  Японское  аниме, ставшее одной из лучших работ  Миядзаки. В этом, как и многих других фильмах, Миядзаки помещает отдельные эпизоды, которые могут быть поняты только с позиций последующих, то есть фактически только при повторном просмотре. В России в начале 2003 года фильм был выпущен в кинопрокат и позже был издан на видеокассетах и DVD. На Rotten Tomatoes оценен, как один из пяти лучших аниме-фильмов.

  Сюжет

  Отец  Акио, мать Юго и их десятилетняя дочь Тихиро переезжают в новый дом, расположенный где-то в глубинке Японии. Перепутав дорогу к новому дому и проехав через странный лес, они попадают в тупик: останавливаются перед высокой стеной, в которой темнеет вход. Войдя туда и пройдя по длинному тёмному туннелю, герои попадают в маленький пустующий городок, похожий на заброшенный развлекательный парк. Нигде нет ни души, но, немного пройдясь, отец замечает уютный ресторанчик, в котором обнаруживаются столы, ломящиеся от деликатесов и самых различных яств. Решив расплатиться потом, когда появится хозяин, отец с матерью остаются перекусить, а Тихиро отправляется бродить по городу. Выйдя к большому зданию с надписью «Купальни Абуро-Я», она встречает мальчика Хаку, который требует, чтобы она немедленно бежала отсюда. Тихиро бросается к ресторану, где оставила родителей, и обнаруживает, что те превратились в свиней. Сумерки быстро сгущаются, наступает вечер, город наводняют странные тени, появляющиеся отовсюду. Перепуганная Тихиро бежит туда, откуда они пришли, но на месте сухого каменистого русла — широкая река.

  Хаку  находит Тихиро и помогает: проводит в здание купален и объясняет  происходящее. Оказывается, Тихиро с  родителями оказались в волшебном мире, где живут боги, духи и сверхъестественные существа. Хозяйка городка — колдунья Юбаба, под её управлением находятся купальни для богов и духов. Всех, кроме гостей и своих работников, Юбаба превращает в животных. Чтобы получить надежду на спасение родителей и возвращение домой, Тихиро должна потребовать у Юбабы работу — согласно давнему зароку, Юбаба не может никому отказать в этой просьбе. При помощи новых знакомых — деда Комадзи и банщицы Рин, — Тихиро удаётся добраться до кабинета Юбабы и получить работу, а вместе с ней — новое имя. Теперь Тихиро будет называться Сэн, и должна будет трудиться, не покладая рук, чтобы помочь своим родителям вернуть человеческий облик и найти путь домой.

  Награды

  В 2003 году «Унесенные призраками» получили «Оскар» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм», опередив «Ледниковый период», «Лило и Стич», «Спирита» и «Планету сокровищ».

  Это аниме завоевало приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля в 2002 году, стало лучшим фильмом года по мнению Японской и Гонконгской киноакадемий и было названо лучшей анимационной лентой года Национальным советом критиков Америки.

  В 2003 году картина была удостоена четырёх  американских премий «Энни» в области  анимационного кино в номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая музыка», «Лучший сценарий».1

Информация о работе Хаяо Миядзаки