Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:47, реферат
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на окраине лесов Фонтенбло. Непосредственно в ней жили лишь немногие художники (главным образом Руссо и Милле), но почти все пейзажисты того времени писали этюды в окрестных лесах.
Alfred Sisley. Bridge at Villeneuve-la-Garenne 1872 (170 Kb); Oil on canvas, 49.5 x 65.4 cm; Metropolitan Museum of Art, New York |
Более сложен был творческий путь Писсарро, единственного художника, участвовавшего во всех восьми выставках импрессионистов, - Дж. Ревалд называл его "патриархом" этого движения. Начав с пейзажей, близких по живописи барбизонцам, он под влиянием Мане и своих молодых друзей начал работать на пленэре, последовательно высветляя палитру. Постепенно он вырабатывает свой собственный импрессионистический метод. Одним из первых он отказался от употребления черной краски. Писсарро всегда был склонен к аналитическому подходу к живописи, отсюда его эксперименты по разложению цвета - "дивизионизму" и " пуантеллизму". Однако вскоре он возвращается к импрессионистической манере, в которой созданы его лучшие произведения - замечательные серии городских пейзажей Парижа и Руана. Их композиция всегда продумана и уравновешенна, живопись утонченна по цвету и виртуозна по технике.
Camille
Pissaro. La Foire a Dieppe, matin,
soleil 1901; "The Fair in Dieppe, Sunny Morning" (241 Kb); Oil on canvas, 65.3 x 81.5 cm (25 3/4 x 32 in); No. 3KP 525. Formerly collection Otto Krebs, Holzdorf |
Писсарро, единственный из импрессионистов, не склонных к отвлеченным рассуждениям, которые им часто приписывались задним числом, пережил краткий период увлечения пуантеллизмом (от французского point - точка). Эта теория была, в сущности, умозрительно доведенным до предела принципом импрессионизма, которому его классики никогда не следовали буквально. Ее создатели Жорж Сёра (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935) стали писать картины раздельными мазками (другое название этого течения - дивизионизм, от division - разделять), полагая, что чистые, несмешанные краски, наложенные на белый грунт, должны сливаться в глазу зрителя. Они пытаются возродить декоративно-монументальную композицию, освободив ее от нарочитой случайности и фрагментарности. В своей книге "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" П.Синьяк пишет: "Даже холсты импрессионистов маленького размера можно рассматривать как декоративные. Это не этюды, не станковые картины, но образцы широкого развития декоративного искусства, которое жертвует анекдотичностью в пользу орнаментации, подробным перечислением - синтезу, монументальностью - постоянству...". Это направление, пережив краткий период расцвета в конце 1880 - начале 1890-х годов, быстро сошло на нет.
Georges Seurat. Gray Weather, Grande
Jatte Painted 1888 (160 Kb); Oil on canvas, 27 3/4 x 34 in; Signed, bottom left; Philadelphia Museum of Art. Walter H. Annenberg Collection | |
Paul Signac. Port St. Tropez 1899; Musee de l'Annonciade, St.Tropez |
Искусство скандинавских
стран проходит в XIX веке под знаком
сложения национальных художественных
школ, которые постепенно вытесняют
господствовавший здесь в предшествующий
период вненациональный классицизм.
В течение долгого времени
они отличались достаточно провинциальным
характером. Лишь во второй половине XIX
века в Скандинавии появляется несколько
крупных мастеров. С именем одного
из них - Андерса Цорна (1860-1920) обычно
связывается расцвет шведской школы живописи.
Родившийся в крестьянской семье, Цорн
с детства начал заниматься резьбой по
дереву и на всю жизнь сохранил увлечение
скульптурой. Однако основные его достижения
лежат в области живописи и отчасти, в
поздний период творчества, графики. Многочисленные
путешествия заметно расширили его художественный
кругозор и обогатили видение, хотя при
этом он всегда стремился на родину и никогда
не порывал связи с народом. Отсюда пристрастие
художника к сценам гуляний, праздников
и шумных ярмарок и, главное, к повседневному
быту крестьян, рыбаков, ремесленников
и т.д. Не случайно во время пятилетнего
пребывания во Франции Цорна больше всего
привлекала живопись мастера крестьянского
жанра Бастьен-Лепажа. В характерных народных
типажах проявился его дар портретиста,
который прогремел во многих столицах
Европы и Америки - от Петербурга и Москвы
до Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Его живопись
получает мировое признание, становится
модной и порождает большое число подражателей,
не сумевших увидеть в нем ничего, кроме
бойкости кисти и широты пастозного письма.
Между тем, творчество Цорна значительнее
и глубже, его нельзя свести к виртуозной
живописной манере. Наиболее сильные стороны
таланта художника - исключительная непосредственность
видения, оптимизм, чувство радостного
приятия жизни - проявились не столько
в портретах, мастерски написанных, хотя
иногда довольно поверхностных, но главным
образом в своеобразных народных жанрах
и особенно в изображениях обнаженного
женского тела и сцен купания, исполненных
преклонения перед красотой и полнокровностью
натуры во всех ее проявлениях.
Постимпрессионизм
Следующий этап
развития французской живописи связан
с творчеством художников, получивших
имя постимпрессионистов. Все они
прошли период увлечения импрессионизмом,
а в дальнейшем отказались от него
в поисках иных, более экспрессивных
и одновременно синтетических возможностей
живописи. Их объединяло резкое неприятие
окружающей действительности. Отсюда
противопоставление себя респектабельному
буржуазному обществу, бегство от
него к природе, к естественным формам
патриархальной жизни.
В чисто живописном плане их объединяло
стремление вернуть предметному миру
его пластическую материальность и весомость,
утраченную поздними импрессионистами. Поль
Сезанн (1839-1906)
стремился "сделать из импрессионизма
нечто весомое", интересуясь в первую
очередь передачей пространственной структуры
предметов. Нередко он сознательно упрощает
их, сводя к простейшим геометрическим
объемам, уплотняя форму, выявляя ее пластические
ценности. Он достигает этого при помощи
интенсивно сгущенного и сложно модулированного
цвета, не прибегая к светотени. Художник утверждал: "Писать
- это не значит рабски копировать объект,
это значит уловить гармонию между многочисленными
отношениями, это значит перевести их
в свою собственную гамму".
Paul Cezanne. Jas de
Buffan, The Pool 1876 (150 Kb); Oil on canvas, 46.1 x 56.3 cm (18 1/8 x 22 1/8 in); The Hermitage, St. Petersburg; No. 3KP 530. Formerly collection Otto Krebs, Holzdorf |
Искусство Сезанна, его взгляд на мир можно поэтому определить, по выражению одного критика, как "гармонию, данную нам в ощущении" или, еще точнее, как вечные и порой мучительные поиски этой гармонии. Наверное не было другого художника, который относился бы к своему искусству с такой бескомпромиссной требовательностью, с такой фанатической беспощадностью. "...ни один из самых недоброжелательных критиков не относился к полотнам Сезанна с такой суровостью и яростным гневом на неудачи, как сам мастер. Сколько своих полотен он разрезал, растоптал ногами, выкинул sa окно, сколько своих "мотивов" побросал он по кустам и канавам. Сколько раз и какими горькими слезами оплакивал он свои усилия, столь часто казавшиеся ему тщетными!. "Форма не следует за идеей"", - кричал он. И он кидал кисти в потолок. И плакал." (А.Тихомиров).
Paul Cezanne. Pommes et oranges
(Apples and Oranges) 1899; (120 Kb) Oil on canvas, 74 x 93 cm (29 1/8 x 36 5/8 in) Musee du Louvre, Galerie du Jeu de Paume, Paris; Venturi 732 |
Мир Сезанна
отличается внешней незыблемостью
и постоянством. Творя его, художник
работает упорно и истово, "размышляя
с кистью в руках" (А.Воллар). Хотя
различные жанры сближаются в его творчестве,
эти черты особенно ясно проступают в
натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах
и явлениях, которые предстают в картинах
Сезанна как "великие временные длительности"
(В.Н.Прокофьев). В то же время природа пронизана
у него концентрированной энергией. В
"сфероидном пространстве" его картин,
которое то сжимается, то отступает в глубину,
раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно
зримые космические силы.
Такие же силы действуют в полотнах Винсента
Ван Гога (1853-1890).
Однако у него "действие космических
сил... приобретает обнаженный и максимально
приблизившийся к нам, как бы вторгшийся
в человеческую повседневность характер"
(В.Н.Прокофьев). Земля обретает у него
сферическую форму, она мчится в космическом
пространстве подобно самому солнцу или
созвездиям, которые сопрягаются на ночном
небе как причудливо закрученные огненные
спирали. Художник выявляет жизненную
энергию и растительного мира, стремясь
"вложить в пейзаж то же чувство, что
и в человеческую фигуру... Это - особая
способность растения конвульсивно и
страстно цепляться за землю, - пишет он
в письме к брату и прибавляет: - и все же
оно оказывается вырванным из нее бурею".
Vincent van Gogh. The night cafe 1888; Yale University Art Gallery |
Ван Гог выражает
на языке своего искусства те неразрешимые
противоречия и трагические коллизии,
от которых невозможно было никуда уйти
и которые преследовали его, как и некоторых
других наиболее чутких художников XIX
и начала ХХ столетия, всю жизнь. Его пустое
"Ночное кафе" (1888) поистине навевает
ужас. Мы смутно ощущаем, что в этой жуткой,
почти осязаемо сгущенной атмосфере, переданной
резкими диссонансами цвета, может произойти
убийство. Тяжелым припадающим шагом бредут
друг за другом по бесконечному замкнутому
кругу заключенные в каменном мешке тюремного
двора. Это - "Прогулка заключенных"
(1890), одна из самых безысходных и исполненных
глухого отчаяния картин художника.
Натюрморт у Ван Гога неотделим от пейзажа
и жанра. Он не знает "мертвой" натуры,
она выступает у него как продолжение
вечного цветения природы (подсолнухи)
или как своего рода овеществленный сгусток
мыслей и страстей человека (плетеный
стул, башмаки, трубка).
Vincent van Gogh. Still Life With
Four Sunflowers 1887, Oil on canvas, Rijksmuseum Kroller-Muller, Otterlo |
Ван Гог прожил
тяжелую жизнь. Он сознательно избрал
судьбу парии, отщепенца: "Я останусь
псом, я буду нищим, я буду художником",-
говорил он. Проникнутое острым психологизмом,
трагически насыщенное, экспрессивно
заостренное искусство Ван Гога, которого
А. Бенуа называл "мучеником своей идеи",
пронизано острой болью за человека и
несет в себе черты подлинного гуманизма.
Он имел полное основание сказать перед
смертью: "Что ж, я заплатил жизнью за
свою работу, и она стоила мне половины
моего рассудка".
Обостренное неприятие "цивилизованного"
европейского общества определило также
и внутреннее содержание искусства Поля
Гогена (1848-1903). Художник ищет свои идеалы
не просто в заморских странах, но и в другом
временном измерении. Он находит их в еще
уцелевшем патриархальном укладе деревень
Бретани, у индейцев Перу, наконец, у жителей
Таити и Маркизских островов. Человек
и природа, земные плоды, птицы и звери
- все одинаково прекрасно в его глазах.
Быстро преодолев влияние импрессионистов,
Гоген становится в открыто враждебную
по отношению к ним позицию. Он становится
одним из основателей группы понт-авенских пейзажистов, работавших
в живописных окрестностях заброшенной
бретонской деревушки Понт-Авен. Уже в
этот ранний период творчества он стремится
к чистому локальному
цвету и выразительности
линий контура, ограничивающих красочные
плоскости (эта манера, напоминающая декоративный
эффект перегородчатой эмали, получила
название "клуазонизм" - от французского cloisonne
- разделенный перегородкой).
Paul Gauguin. Le Christ
jaune (The Yellow Christ) 1889 (160 Kb); Oil on canvas, 92.1 x 73.4 cm (36 1/4 x 28 7/8 in); Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, NY |
Позднее, в 1891 году Гоген окончательно порывает с лицемерным и прозаическим обществом буржуазной Франции и уезжает на остров Таити. Здесь, с небольшими перерывами, художник остается до конца своей жизни. Несмотря на резкие столкновения с грубой колониальной действительностью, он сохраняет в своем искусстве веру в чистоту и поэтичность "золотого века" человечества.
Paul Gauguin. Femmes de Tahiti [Sur
la plage] (Tahitian Women [On the Beach]) 1891 (150 Kb); Oil on canvas, 69 x 91 cm (27 1/8 x 35 7/8 in); Musee d'Orsay, Paris |
Гоген строит
свой волшебный мир при помощи
красок, быть может, не таких ярких,
как у Ван Гога, но словно насьпценнью
внутренним горением. Он писал: "...чистый
цвет. И ему нужно все принести в жертву.
Ствол дерева изменит свой локальный серо-синий
цвет на чисто синий. То же со всеми цветами.
Интенсивность цвета на полотне выразит
сущность каждого цвета в природе... Цвет
сам по себе загадочен в ощущениях, которые
он нам доставляет. Всякий раз, когда прибегают
к цвету, им можно пользоваться, логически
говоря, только символически, не для рисования,
а для передачи музыкальных ощущений,
которые исходят от цвета в силу его собственной
природы, его внутренней силы, таинственной
и загадочной".
Потомок древнего аристократического
рода Южной Франции Анри де Тулуз-Лотрек
(1864-1901) был тонким мастером психологической
характеристики, писал прекрасные интимно-грустные
портреты близких ему людей, был великолепным
графиком, создателем островыразительных
афиш. В своем отрицании современного
общества он столь же последователен,
как Дега, но идет гораздо дальше того.
Его ирония беспощадна. Она поднимается
до уровня гротеска и сатиры, когда показывает
всю грязь, всю растлевающую человека
изнанку "сладкой" жизни веселой
столицы мира. "Лотреку, как его приятелю
- знаменитому монмартрскому шансонье
Аристиду Брюану, кажется, доставляло
удовольствие осыпать ругательствами
буржуазного зрителя, ткнуть ему прямо
в нос его же собственное скотство"
(В.Н.Прокофьев). И все же Лотрек не стал
ни певцом безобразия, ни создателем "антикрасоты".
Силой своего искусства он преодолевал
нравственное падение и распад общества
того времени, и поэтому права Н.И.Воркунова,
когда она пишет, что "в творчестве Лотрека
не утрачивается, а лишь приобретает новую
окраску европейская гуманистическая
традиция".