Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:47, реферат
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на окраине лесов Фонтенбло. Непосредственно в ней жили лишь немногие художники (главным образом Руссо и Милле), но почти все пейзажисты того времени писали этюды в окрестных лесах.
Edouard
Manet. Luncheon on the Grass 1863; Musee d'Orsay; Oil on canvas, 81 x 101 cm |
Начиная с двух своих программных произведений - "Завтрака на траве" и "Олимпии" (обе 1863), - Э.Мане подвергается остракизму. В глазах благонамеренной буржуазной публики и критиков его искусство становится синонимом безобразного, а самого художника называют "сумасшедшим, который пишет картину, трясясь в белой горячке" (М. де Монтифо). Лишь наиболее проницательные умы того времени сумели по достоинству оценить дарование Мане. Среди них был Ш.Бодлер и молодой Э.Золя, заявивший, что "господину Мане предназначено место в Лувре".
Edouard
Manet. Olympia 1863 (130 Kb); Oil on canvas, 130.5 x 190 cm (51 3/8 x 74 3/4 in) Musee d'Orsay, Paris |
Между тем
в этих работах, как и в дальнейшем
своем творчестве, художник опирается
на опыт классического искусства. Стремясь
эстетически осмыслить
Его картины, ряд портретов и других работ
1860-х годов написаны в еще не преодоленной
до конца традиционной живописной манере,
хотя и здесь уже ощущается стремление
к открытому цвету и естественному освещению.
Позднее палитра Мане становится заметно
светлее. Одним из первых он начал писать
на чисто-белом грунте, то "нагружая"
его сочными
Мане обращался к разным жанрам - ему принадлежит
несколько картин на исторические сюжеты,
- однако наивысшие его достижения связаны
с современной фигурной композицией. Художнику была присуща
необыкновенная зоркость в выборе острохарактерной
ситуации, как бы выхваченной из окружающей
жизни, где все угадывается, но ничего
не сказано в лоб. Его композиционное мастерство
проявляется в умении найти неожиданную
точку зрения, наиболее выразительный
ракурс, жест, ограничиться лишь самым
необходимым, так что все лишнее остается
за пределами "кадра".
Особое место занимает в творчестве Мане
портрет. После ранних, вполне традиционных
портретов он приходит к новому пониманию
этого жанра. Теперь основную роль играет
не столько углубленное и обстоятельное
раскрытие внутреннего мира человека,
сколько его острая характеристика. Он
ищет ее в поведении модели, в ситуации,
в присущей только ей повадке, которую
передает экспрессивным жестом, неожиданным
поворотом головы или позой, всякий раз
открывая какую-то новую, очень существенную
грань личности.
Новаторство Мане заключалось в том, что
он сумел по-новому, непредвзято взглянуть
на окружающую его действительность и
расширить круг явлений, к которым обращалось
изобразительное искусство. Он не побоялся
сделать объектом подлинно высокого искусства
и воплотить в совершенных живописных
формах такие стороны жизни и человеческих
отношений, от которых до него художники
отворачивались или не замечали их.
До конца жизни Мане испытывал чувство
неудовлетворенности своим искусством,
хотя в его творчестве всегда ощущалось
стремление к созданию "большого стиля".
Его последняя картина "Бар в Фоли-Бержер"
(1881-1882) свидетельствует о том, что художник
стоял на пороге нового значительного
этапа своего творчества.
Edouard
Manet. Le Bar aux Folies-Bergere 1881-82; Courtauld Institute Galleries, London |
В центре
искусства Эдгара
Дега (1834-1917) всегда
стоял человек, в то время как пейзаж, едва
ли не ведущий жанр импрессионистов, не
играл в его творчестве значительной роли.
Большой почитатель Энгра, он придавал исключительное
значение рисунку. В Италии он восхищался
Мантеньей, из французских художников
интересовался Пуссеном и копировал его
картины.
Пройдя краткий период увлечения историческими
сюжетами и позднее портретом, в котором
уже проявилась его острая наблюдательность,
Дега переходит под влиянием Мане к изображению
сцен современной жизни. Главные его темы
- мир балета и скачек, лишь в редких случаях
он выходит за их пределы, обращаясь к
жизни парижской богемы, изображая модисток,
гладильщиц и прачек.
Edgar Degas. Race Horses 1885-88 (100 Kb); Pastel on panel, 11 7/8 x 16 in; Philadelphia Museum of Art |
В отличие
от своих друзей-импрессионистов
Дега не склонен был преувеличивать
значение этюда. Основной формой его
живописи всегда была сюжетная композиция. В ней ярко раскрываются
характерные особенности творческой индивидуальности
художника - естественность и необычайная
зоркость художественного видения, обостренный
интерес к передаче движения, беспощадная,
почти бесстрастная аналитичность и одновременно
насмешливая, подчас горькая ирония.
Обе излюбленные темы Дега - театр и скачки
- давали ему возможность изучить и показать
движение во всем его многообразии. Он
штудирует его и как художник, с карандашом
в руке, за кулисами и на ипподроме, и как
ученый, изучая по книгам его биологические
механизмы у людей и животных и интересуясь
опытами художественной фотографии Радара
(Дега сам был умелым фотографом). Чтобы
добиться непринужденности в передаче
мимолетного движения, художник разлагает
его на составные части, включающие моменты
предшествующие и последующие.
Новаторство Дега в передаче движения
неразрывно связано с его композиционным
мастерством. У него еще сильнее, чем у
Мане, чувствуется непреднамеренность,
случайность, выхваченность отдельного
эпизода из потока жизни. Он достигает
этого неожиданной ассиметрией и необычностью
точек зрения (часто сверху или сбоку,
под углом), "вздыбленностью" пространства,
как бы подсмотренного в зеркале, выразительной
кадрировкой и смелыми срезами рамы. Это
ощущение естественности и полной свободы
было завоевано упорным трудом, точным
расчетом и выверенностью композиционного
построения.
Edgar Degas. The Dance Class |
Стремление
к бескомпромиссному анализу
и отсутствие каких бы то ни было иллюзий
заставляли его выбирать сюжеты и темы,
позволяющие показать реальные отношения
людей в буржуазном обществе, ту изнанку
жизни, которая до сих пор оставалась за
пределами искусства. Он предпочитает
не блистательную феерию премьеры, а изнуряющие
будни репетиций, когда движения балерин
неизящны и угловаты, не красоту и динамику
скачки, а проездку лошадей и профессиональную
посадку жокеев, пеструю, фланирующую
по ипподрому толпу.
Острая наблюдательность и глубокий психологизм
были неизменно присущи работам Дега.
В таких шедеврах, как "Ночное кафе"
и "Абсент", тема безысходной тоски,
отчужденности и одиночества человека
в толпе достигают у него поразительной
силы, предвосхищая достижения Ван
Гога и Тулуз-Лотрека.
Edgar Degas.
L'absinthe 1876 (140 Kb); Oil on canvas, 92 x 68 cm (36 1/4 x 26 3/4 in); Musee d'Orsay, Paris |
Трудно
представить себе большую антитезу
искусству Дега, чем живопись Огюста
Ренуара (1841-1919),
одного из самых солнечных и жизнеутверждающих
художников Франции, которого А.В.Луначарский
называл "живописцем счастья".
В юные годы художнику пришлось для заработка
заниматься живописью по фарфору и расписыванием
вееров и штор. Это занятие наложило известный
отпечаток на его дальнейшее творчество.
Он навсегда сохранил любовь к чистым,
незамутненным краскам на белом просвечивающем
грунте, а знакомство с художниками XVIII
века, прежде всего с Ватто, Буше и Ланкре,
определило сюжеты его росписей вееров
и тканей.
Общение с К.Моне, Сислеем и другими импрессионистами
и работа на пленэре вместе с Э.Мане оказали решающее воздействие
на Ренуара. От ранних произведений, близких
по системе живописи Курбе, он переходит к импрессионистической
манере. Расцвет его творчества падает
на 1870-е годы. В дальнейшем, после посещения
Италии и увлечения искусством Возрождения
и помпейскими фресками, он на какое-то
время изменяет ей. "Я достиг пределов
импрессионизма, - вспоминал позднее художник,
- и пришел к сознанию, что не умею ни писать,
ни рисовать. Словом, я оказался в тупике".
Однако после краткого периода поисков
пластически ясной формы, именуемого "классическим"
или "энгровским", он возвращается
к прежней манере.
Наивысшие достижения Ренуара связаны
с изображением женщин и детей. Его излюбленный
тип - женщины с пышными формами, припухлыми
губами, курносым носиком и очаровательно
бездумными глазами. Он пишет их одетыми
и обнаженными, на улице под дождем, на
качелях в саду, во время купанья или за
завтраком с загорелыми лодочниками. Его
модели - девушки из народа и небогатые
буржуазки, здоровые и свежие, не знающие
корсета и не стесняющиеся своей наготы.
Pierre Auguste Renoir. Bather Arranging Her Hair |
В портретах
Ренуара не интересует внутренний мир
человека, хотя он прекрасно умеет
передать внешний облик и мимолетное
настроение модели. Поэтому столь
удачны и привлекательны его женские
портреты и столь банальны и невыразительны
лица мужчин. Особенно очаровательны
его изображения детей с их
живой непосредственностью и
своим, совсем непохожим на взрослый
миром, быть может, лучшие в европейской
живописи XIX века.
Картины Ренуара кажутся написанными
на едином дыхании, хотя он больше, чем
другие художники-импрессионисты, уделял
внимания живописной технике. Он пишет
то мелкими, положенными рядом мазочками,
то широкими полупрозрачными мазками, перетекающими друг в друга,
и тогда сквозь них просвечивает холст,
а живопись своей прозрачностью напоминает
акварель. Тонко нюансированные лессировки
сменяются густыми, плотнозернистыми
кусками живописи, причем очень часто
эти приемы соседствуют в одной картине.
Кажется, что художнику доставляло особое
наслаждение разыгрывать эти блестящие
красочные гармонии, которые были выражением
его артистического темперамента. Он продолжал
работать до глубокой старости, привязывая
кисти к сведенным подагрой пальцам.
Самое последовательное, но и
далеко идущее выражение импрессионизм
получил в творчестве Клода
Моне (1840-1926). С
его именем нередко связывают такие достижения
этого живописного метода, как передачу
неуловимых переходных состояний освещения,
вибрацию света и воздуха, их взаимосвязь
в процессе непрестанных изменений и превращений.
"Это, несомненно, было великой победой
искусства Нового времени, - пишет В.Н.Прокофьев
и добавляет: - Но и финальной его победой".
Не случайно Сезанн, пусть несколько полемически
заостряя свою позицию, утверждал позднее,
что искусство Моне - это "только глаз".
Ранние работы Моне вполне традиционны,
их живопись свидетельствует о связи с
искусством Курбе и барбизонцев. В них еще присутствуют
человеческие фигуры, которые в дальнейшем
все более превращаются в стаффаж и постепенно
исчезают из его картин. В 1870-х годах окончательно
складывается импрессионистическая манера
художника, отныне всецело посвятившего
себя пейзажу. С этого времени он работает
почти исключительно на пленэре. Именно в его творчестве
окончательно утверждается тип большой
картины-этюда.
Claude Monet. Garden at Sainte-Adresse 1867 (140 Kb); Oil on canvas, 98.1 x 129.9 cm (38 5/8 x 51 1/8 in); Metropolitan Museum of Art, New York |
Одним из первых Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды. (Возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения.
Claude Monet. The Thames at Westminster
(Westminster Bridge) 1871 (130 Kb); Oil on canvas, 47 x 72.5 cm (18 1/2 x 28 1/2"); Collection Lord Astor of Hever; National Gallery, London |
В поздний
период творчества в живописи Моне
усиливаются тенденции
Claude Monet. The Japanese Bridge Probably 1918-24 (280 Kb); Oil on canvas, 89 x 116 cm (35 x 45 3/4 in); The Minneapolis Institute of Arts |
Другие художники-
Среди них должны быть в первую
очередь названы имена