Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:55, доклад
Петербург. Город, основанный в 1703 году по воле Императора Петра I и ставший не только новой столицей, но и символом новой, преобразованной реформами России. Он и сегодня полон имперского величия. Его дворцы и архитектурные ансамбли отличаются редкой цельностью и строгой, завораживающей красотой.
Заставка «Прогулка по дворцам Русского музея» «Михайловский дворец»
Комплекс ГРМ
Камера - обзор
1. Город
Петербург. Город, основанный в 1703 году по воле Императора Петра I и ставший не только новой столицей, но и символом новой, преобразованной реформами России. Он и сегодня полон имперского величия. Его дворцы и архитектурные ансамбли отличаются редкой цельностью и строгой, завораживающей красотой.
Выделение зданий
Драгоценными жемчужинами в этом архитектурном ожерелье являются четыре дворца, входящие в комплекс Государственного Русского музея.
Прекраснейшее музейное здание среди них – Михайловский дворец. Он был построен в 1819 – 1825 годах для великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. В 1895 дворец был приобретен казной для создания в нем музея русского искусства. Через три года состоялось открытие музея.
Авангардным для своего времени зданием являлся Михайловский замок – личная резиденция императора Павла I. Он возводился в последние годы XVIII века, но прослужил своему законному владельцу только 40 дней. После смерти императора в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище. После октябрьской революции в замке долгие годы размещались различные научно-исследовательские институты, и лишь в 1994 году здание было передано Государственному Русскому музею.
Великолепным завершением парадной Дворцовой набережной Невы стал Мраморный дворец. Уже современники оценивали его как «единственный в своем роде». Он был построен в середине XVIII века итальянским Архитектором Антонио Ринальди для графа Григория Орлова.. После его смерти дворец выкупили в казну, а в 1796 году – отдали во владение великому князю Константину Павловичу. До наступления эпохи советской власти дворец считался резиденцией всех наследников российского престола.
Одним из самых старинных зданий в Петербурге, частично сохранившем пышную барочную архитектурную отделку, является Строганогвский дворец. Он возводился в начале 50-х годов XVIII века самым талантливым и знаменитым архитектором России – Бартоломео Растрелли для барона Сергея Строганова. Долгое время дворец служил родовой резиденцией этой семьи.
Первым его владельцем был четвертый сын Императора Павла I – Великий князь Михаил Павлович. Сразу после его рождения отец повелел ежегодно откладывать значительную сумму на постройку дворца. Воля государя исполнялась исправно, и ко времени женитьбы Великого князя - дворец был построен. - убрать
Современники восторженно отзывались о красоте Михайловского дворца, волшебных праздниках, балах-маскарадах, устраиваемых его владельцами. Иностранные путешественники называли Михайловский дворец «Триумфом новейшей архитектуры», превосходящим дворцы Тюильри и другие королевские дворцы континента.
Другие камеры вдоль и поперек
Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Росси. Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально всё - от планировки парка до прорисовки узоров наборного паркета. Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней. А вот внутренние его интерьеры претерпели большие изменения. И теперь лишь некоторые из них могут дать полное представление о таланте архитектора, о его первоначальном замысле и былом великолепии великокняжеских покоев.
Влетаем в вестибюль – восходим по лестнице
Один из таких интерьеров - главный вестибюль. Его пространственное построение невозможно охватить единым взглядом.
Используя характерные для стиля ампир мотивы древнеримской архитектуры и декора, архитектор моделирует идеальный, завершенный образ.
Вестибюль
также – главное композиционно-
Гризайль - сероватая роспись свода над лестничным павильоном, имитирующая скульптурный декор, созвучна просторному объему вестибюля и подчеркивает его монументальность. Настоящая роспись выполнена в 1895-1898 годах в связи с перестройкой здания, когда из-за ветхости перекрытий потребовалась замена потолочных конструкций. При этом овальный фонарь приобрел прямоугольную форму, а его размеры значительно увеличились.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ - Музыка без слов
Облет по галерее. Открывается дверь в белый зал
Галерея вестибюля – своеобразная прелюдия к анфиладе. Роль анфилады – объединять залы, сообщать интерьерам масштабность, торжественность, подчеркивать их представительскую роль. Центром анфилады является Белый зал
Кружимся по Белому залу
представляющий собой уникальный по своей сохранности дворцовый интерьер начала XIX века с подлинной обстановкой, созданной по эскизам Росси. Любопытно, что художественное совершенство Белого зала расценивалось современниками столь высоко, что его модель было решено преподнести в подарок английскому королю Георгу IV. Белая гостиная была самой роскошной из трех парадных комнат, расположенных в центре анфилады второго этажа.
смотрим куда говорят
Многое в оформлении этого зала связано с образами из античных мифов: полные благородства и возвышенной поэтичности фигуры муз, лавровый венок, тяжелая гирлянда из цветов и жертвенник.
росписи
На стенах присутствуют живописные композиции, изображающие героев «Илиады» и «Одиссеи». Их автором является Антонио Виги – самый модный мастер стенных росписей той эпохи.
Верхняя часть стен
Позолота усиливает декоративное звучание рельефов. Убранство стен венчает сорокаметровый живописный фриз, имитирующий рельеф. На его золотом фоне изображены сцены с играющими Путти.
потолок
Потолок зала расписывал выдающийся мастер декоративной живописи Джованни Батиста Скотти, который блистательно соединил в декоративные композиции изображения муз, Амуров и орнаменты, созданные переплетением воинских доспехов, листьев и трав.
Обзор зала
Облицованные белым искусственным мрамором колонны и пилястры, увенчанные капителями коринфского ордера, несут на себе гладкий архитрав и нарядный, с тонко прорисованными золочеными деталями карниз. Каждая часть завершается зеркальным сводом. Ощущение простора усиливает освещение. Высокие, с полукруглым завершением окна напоминают легкие арки.
мебель
В стилистическом единстве с росписями была изготовлена и мебель, светильники и паркетные полы Белого зала. Своими массивными пропорциями, контурами спинок и насыщенным орнаментом золоченых деталей предметы мебели Белого зала как бы закрепляют живописное оформление стены.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ – музыка без слов
Переходим через дверь в 15 зал
Первоначальное убранство
некоторых интерьеров
сохранилось фрагментарно.
И это не удивительно
– ведь на протяжении
семи десятилетий это
был огромный густонаселенный
жилой дом, в котором
вместе с обитателями
менялись и интерьеры.
Дворец пережил и пышные
балы времен Великого
князя Михаила Павловича,
и утонченную атмосферу
артистического салона
Великой княгини Елены
Павловны, и полное запустение. –
на усмотрение РВС абзац
можно поместить в текст
о Белом зале.
Весной 1895 года последовал Указ Николая II, о создании Русского музея Императора Александра III и передаче ему Михайловского дворца со всеми принадлежащими постройками. - переделать
Нелегкая миссия по соединению дворцового великолепия с задачами музейной экспозиции выпала на долю архитектора Василия Свиньина. Созданные им экспозиционные залы торжественны и нарядны. Один из них украшен скульптурным фризом, авторы которого были удостоены высших наград Академии Художеств. Скульптурный фриз должен был восприниматься не только как декор, но и как памятник истории русской школы. К предметам убранства можно отнести выполненные по специальным проектам Свиньина овальные диваны – комфортную мебель для сидения и кругового обзора зала.
Свиньин был сильно ограничен как в средствах, так и во времени. Однако, Ему удалось сохранить отдельные интерьеры и оставить нетронутым общий архитектурный облик. Даже после произведенных перестроек Михайловский дворец остается поистине драгоценным обрамлением для уникальных коллекций русского искусства.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ – музыка без слов
Щелчком на пл Искусств
Постройкой Михайловского дворца архитектор Росси была сформирована одна из центральных площадей Петербурга – Михайловская , торжественный и масштабный ансамбль стиля ампир. Михайловский дворец является его архитектурный доминантой.
Стремясь к художественному единству, Росси также проектировал фасады выходящих на площадь зданий. Он проложил новые улицы и открыл великолепные перспективы: парадную - с видом на южный дворцовый фасад от Невского проспекта, и другую – более романтическую – выходящую на Екатериненский канал.
Михайловская площадь менялась с течением времени, но и сегодня остается одним из прекраснейших уголков Петербурга.
Ныне она носит название «Площадь искусств». Кроме Русского музея здесь расположены: Малый театр оперы и балета, Государственная филармония, Театр Музыкальной комедии, Российский этнографический музей.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ – музыка без слов
По нажатию смотрим на дворец
Глядя на все это великолепие архитектурных форм, созданное гениальным Росси, нельзя не вспомнить о другом шедевре архитектуры – Михайловском замке, в строительстве которого Росси принимал участие вместе со своим наставником архитектором Винченцо Бренной. Фраза остается на усмотрение РВС. Если каждый дворец будет загружаться по отдельности, строгой необходимости в связках не будет.
Заставка «Прогулка по дворцам Русского музея» «Михайловский замок»
Едем тихонечко глядя на замок
Существует мнение, что исходный замысел проекта строительства Михайловского замка принадлежал самому императору Павлу I. В основу планировки замка он положил сакральную символическую формулу: восьмиугольный двор как символ восьмого дня творения – воскресения Христова, и квадратная форма самого здания как параллель с обликом Небесного Иерусалима. Вероятно, в названии Воскресенских ворот замка и расположенного над ними Воскресенского зала, и в восьмигранной форме двора Павел воплотил свою веру в грядущее бессмертие своей личности и вверенной ему Богом империи.
Главный, южный фасад, прорезанный парадным въездом во внутренний двор, в своей центральной части облицован мрамором и декорирован мраморными колоннами, обелисками и скульптурой. Фриз над колоннадой исполнен из шокшинского порфира.
В декоре этого фасада ясно проступает замысел Василия Ивановича Баженова.
Позднее же строительство
Закладка замка состоялась 26 февраля 1797 года, а его освящение произошло 8 ноября 1800-ого, в день Св. Архангела Михаила, в честь которого он и получил свое наименование. Впервые в русской истории резиденция светского монарха получила сакральное посвящение. Это связано с увлечением Павла идеологией масонов и его вовлеченностью в дела Мальтийского ордена, который он возглавлял в качестве магистра.