Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Истоки декоративного искусства…………………………………………………...4
2. Виды декоративного искусства……………………………………………...……...6
3. Конспект урока «Золотая хохлома»……………………………………….………19
Заключение………………………………………………………………………….....22
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

изо.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Делают фигурки реалистические. Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигуры кузнеца  и медведя. Привлекают не только занимательный  сюжет, но и теплый юмор, типичность персонажей и движение игрушки –  весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки.

Подвижность вносит в деревянную игрушку момент неожиданности, делает ее еще более занимательной. Есть игрушки с потайными кнопками. Части или детали некоторых игрушек  для большей подвижности прикрепляют  на пружинках, например, листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронешься  до игрушки.

В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта, так создается прекрасный и могучий образ.

Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.

Самое притягательное в народной деревянной игрушке - яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан)

Первым расписал русскую  матрешку С.А. Малютин. От русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».

Художественный образ  матрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность  жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение  лица и наряда. Матрешка выражает предельно  обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

В Сергиевом Посаде и в  Семенове делали матрешек-мальчиков  и отцов семейства.

Кроме летнего наряда матрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха и невесту, героев сказок, литературных героев.

Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем  подготавливают ее под роспись. Мастерицы  расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у  всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.

У Сергиевской матрешки скромный наряд, расписана она чистыми  яркими цветами. Черная графическая  наводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной  матрешки.

У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем  больше матрешка, тем крупнее цветы  в букете. Основной цвет в росписи-красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пестушка», который делается «тычком».

Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди. Лицо порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

 

3. Конспект урока  «Золотая хохлома»

Тема урока: Золотая хохлома.

Цель:

1. Познакомить детей с  одним из видов декоративного искусства-хохломская роспись.

2. Воспитывать в детях  чувство прекрасного к искусству.

3. формировать умение  создавать композиционный рисунок.

4.Развивать творчество, фантазию.

Оборудование  для детей: Кисточки, стаканчик для воды, гуашевые краски, шаблоны в виде круга трех разных размеров и в виде цветка, черный картон для фона рисунка.

Оборудование для учителя: Наглядное пособие с декоративной росписью деревянной посуды. Поэтапный  образец работы.

Ход урока:

1.Организационный момент

Проверяю готовность учащихся к работе. Все ли оборудование на рабочем месте, детям у которых не достает материала, добавляю.

2.Объяснение нового материала:

Читаю четверостишье

Хохлома, хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чашки, блюда-

Золотая вся посуда!

Затем рассказываю детям  что, хохлома –  это старинный  народный промысел, зародившейся в  округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды украшают эти изделия.

Далее провожу презентацию  работ с хохломской росписью. Дети рассматривают работы .

Во время презентации, я объясняю, что такое орнамент. Орнамент – это украшение, узор состоящий из повторяющихся элементов.

Задаю вопрос: какой вид орнамента мы будем использовать?

Растительный – это  узор состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья) так же его называют травный орнамент.

Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники  для хохломской росписи.

Продолжаем просмотр презентации .

В хохломской росписи основные цвета красный черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

3. Объяснение выполнения работы:

Дети обратите внимание на красивого петушка, его хвост  украшен цветами и ягодами, а  глаз изображен в виде цветка, вот  именно этот элемент я предлагаю  нарисовать.

Демонстрирую по этапный  образец работы, обращаю внимание на расположения листа, предлагаю воспользоваться  шаблонами круга и цветка. Обводим  шаблоны карандашом один в одном.

Наш цветок состоит из семи лепестков, наши лепесточки находятся  в круге. Сначала они красные  затем переходят в золотые. Обращаю  внимание, что переход из красного  в золотой цвет окантован тонкой черной линии, а сердцевина красная  в черном круге.

Поясняя выполнение работы, я демонстрирую каждый ее этап. Затем  я спрашиваю детей понятно  ли им задание и с чего мы начнем работу?

4.Сомостоятельная работа. При необходимости помогаю детям правильно, композиционно, расположить цветок в круге, намечаю изображение семи лепестков карандашом. Во время выполнение работы хожу по классу,  провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса. В зависимости от успеваемости выполнения работы можно провести безопасную физкультминутку

Мы шагаем друг за другом 
Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте). 
Крылья пестрые мелькают, 
В поле бабочки летают. (Взмахи руками). 
Раз, два, три, четыре, 
Полетели, закружились. (Легкий бег на носках, дети кружатся)

5.Подведение итогов урока. Провожу небольшой просмотр выполненных работ:

1. Композиционное размещение  на листе бумаги.

2. Правильность выполнение.

3. Аккуратность.

 Обращаю внимание детей  на ошибки допустимые при выполнение  работы, выясняем  почему не получилось, почему не успели закончить работу, и что получилось хорошо.

Вместе с детьми выбираем наиболее удачно выполненные работы. Оцениваю работы.

 

Заключение

Декоративное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности школьника.

Знакомство детей с  декоративным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Выполняя работы по мотивам  народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных  декоративных образов, учатся видеть в  орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов  на плоскости предмета.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного  искусства тесно связано с  образованием и обучением, а эффективность  этого единства во многом зависит  от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного  процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства  народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные  трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство  является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения  с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к  своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом  формы эстетического отношения  к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

 

Список литературы

1. Казакова Т.Г Развивайте  у школьников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.

2. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002 г.

3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М. «Просвещение» - 1986г.

4.Декоративно-прикладное искусство — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

5. Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​живопись.. www.artly.ru

6. Хохлома — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома ·


Информация о работе Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге