Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Истоки декоративного искусства…………………………………………………...4
2. Виды декоративного искусства……………………………………………...……...6
3. Конспект урока «Золотая хохлома»……………………………………….………19
Заключение………………………………………………………………………….....22
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

изо.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие  профессиональные навыки мастеров в  композиции, рисунке, живописи. Эти  яркие, нарядные росписи были созданы  благодаря глубоким традициям школы народного мастерства.

Керамика.

Гжельская керамика.

В старину мастера из Гжели  хотели сотворить такую посуду, которая  могла бы поспорить с дорогим  фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль  росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна  неба и родные белоснежные просторы.

Родина фарфора с синей  росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых  занимались гончарным промыслом. В  предшествующие столетия гжельский  фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия  росписи.

Кроме посуды гжельские умельцы  делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут  вылепить мастера петушков, коней  и даже скульптурные сосуды. А сказочный  рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.

Традиции и новизна, красота  и польза сочетаются в современных  работах гжельских мастеров.

Скопинская керамика.

Город Скопин Рязанской области  издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так  называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.

Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях  скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.

Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних  славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику.

Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается с изобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.

В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда.

Русская глиняная игрушка.

Дымковская  игрушка.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной  глины, затем обжигали, белили меловым  грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие  круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.

Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные  букеты, кормилицы хвастаются богатым  семейством.

Радуют пышность форм, буйство  цвета и жизнерадостная фантазия.

Каргопольская игрушка.

Жители русского Севера круглый  жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.

Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие.

Мастера выбирали понравившиеся  им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и  др.

Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские  кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан - богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних славян Плихану или Полехану.

Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.

Филимоновская игрушка.

Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина  очень пластична, фигурки из нее  лепят, вытягивая форму, поэтому  они такие стройные.

Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.

Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость».

Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными  частями.

Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.

«Любота» - это знакомые образы – барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.

Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.

Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она  или маленькая. Все пронизано красотой.

Русская деревянная игрушка.

В русской деревянной игрушке  сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народного  творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая  по законам пластического искусства.

Народный мастер в совершенстве владеет богатым языком декоративного  искусства и использует его в  русской деревянной игрушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты, разнообразные ритмы, яркие контрасты, гармоничные пропорции.

Точеные, резные и расписные  звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке  лишь самое главное, характерное  и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ.

Главное в народной игрушке  – умение сочетать выразительную  форму с цветом или фактурой материала. В игрушке из неокрашенного дерева мастер старается показать его естественную красоту, близость к природе. Мастера-игрушечники  тонко чувствовали и разнообразно использовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительную  текстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна.

Игрушка русского Севера

В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором  обобщенно намечены голова с плоской  лицевой частью, торс и широкая  юбка. Руки или плотно прижаты к  телу, или их нет. Черты лица предельно  схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки  выглядят основательно, монументально  и торжественно.

Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные  коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные  попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.

Из славянской мифологии  с ее земледельческим культом  коня и солнца эти образы перешли  в народное искусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встречаются  часто.

Нижегородская «топорщина»

Она очень разнообразна по форме и содержанию. Среди них  встречаются коники, каталки, меленки. Праздничный выезд отражает существенную черту быта нижегородского купечества, его ухарский дух, конечно, в рамках скульптурного лубка, каким является городецкая игрушка.

Нижегородский конь и сегодня  сохранил некоторые сказочно-мифологические элементы, например, на его шее изображают лучистую звезду, символизирующую языческое  солнечное божество. Цвет в нижегородской  игрушке слит с формой.

Знакомые персонажи –  птицу, конька, женские фигуры –  можно встретить в поволжской и подмосковной игрушке, но они сильно отличаются от образов северных игрушек. В них больше красочности, праздничности, игрушечности и декоративности. Совсем иное восприятие жизни, новые художественные задачи определили облик и содержание деревянной игрушки центральной и южной областей России.

Полхов-Майданские тарарушки.

Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.

Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов  и яркие, звучные краски, которые  эффектно сочетаются со светлым фоном  дерева. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную  поверхность предмета. В основе росписи  рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом. 

Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Художники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пейзажи. В  росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти  и золотые яблочки, и ягодки, и  цветочки. Стиль росписи, контрастной  по цвету, пышной и яркой, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности  мира.

Искусство тарарушечников отличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.

Сергиевопосадская игрушка.

Самая веселая на Руси ярмарка  в прошлом веке проходила в  Сергиевом Посаде. На видном месте  в торговых рядах были разложены  игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др.

Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Богородском. Все игрушки отличаются определенной мерой условности и реализмом.

В сочетании красного, синего, желтого и зеленого мастер добивался  красочности, нарядности, декоративности. Наиболее традиционными были образы барынь, гусаров, солдат, нянек с  младенцами, пастушков и мужичков. Мастера часто вырезали монахов  и монахинь, так как жили по соседству  с Сергиево-Посадским монастырем. Неповторимые, индивидуальные черты  переданы в выражении лица, в позах.

Народные мастера, импровизируя в процессе работы, никогда точно  не повторяли образы, варьировали детали.

Богородская игрушка.

В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной игрушки во многом зависит от выразительности силуэта.

Информация о работе Декоративное искусство. Орнамент хохломы. Разработка конспекта в круге