Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор невыясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве. Искусство существует в самых разных формах, для него характерна изменчивость и непредсказуемость дальнейшего развития.
Введение
Глава 1. Авангардизм. Общая информация
1.1 Авангардизм как стадия развития искусства
1.2 Понятие и теория авангардизма
1.3 Зарождение авангардизма в России
Глава 2. Авангардизм. Личности
2.1 Кандинский
2.2 Татлин
2.3 Матюшин
2.4 Ларионов
2.5 Кузнецов
Глава 3. Творчество Казимира Малевича
3.1 Краткая биография
3.2 Малевич и Клюн
3.3 Вхождение в среду авангардистов
3.4 Крестьянская серия
3.5 Кубофутуризм
3.6 Рождение супрематизма
3.7 Три стадии супрематизма
Заключение
Список использованных материалов
Кубофутуристические портреты Малевича - уже упомянутый портрет Клюна, портрет Михаила Матюшина (ГГГ) - воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые f выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое “лицо” представало на этих портретах как проекция внутренних ощущений, как совокупность впечатлений, в которых художник стремился выразить суть личности.
Петербург 1913 года
Основные события
биографии Малевича в 1913 году развертывались
в Петербурге, где он оказался в
эпицентре “бури и натиска” русского
авангарда. Этот год, последний мирный
год старой России, начался для
художника официальным
Три бессмертных полки одной этажерки
В 1913 году в промежутках
между наездами в Петербург Малевич
обретался в Кунцево, неподалеку
от Немчиновки, где вместе с семьей
снимал дачу - это было много дешевле,
чем аренда квартиры в Москве. Нехватка
денег была хронической (Матюшин
высылал деньги на проезд в Усиккирко
не только Хлебникову). Иногда средств
не хватало даже на холст - и тогда
в ход шла мебель. Трем полкам
обыкновенной этажерки суждено было
обрести бессмертие, став тремя картинами
Малевича. Туалетная шкатулка, Станция
без остановки (обе ГТГ), Корова и
скрипка (ГРМ) имеют одни и те же размеры,
а по углам их деревянных прямоугольников
заметны заделанные круглые отверстия,
через которые некогда
Две первых работы, имеющие нейтральные названия, были исполнены по всем кубофутуристическим канонам. В их вертикальных композициях, скомпонованных из фрагментов со строгими геометрическими очертаниями, явственно читались намеки на предлагаемые картиной образы-обстоятельства: в Туалетной шкатулке таковыми являются деревянная панель шкатулки, запиравший ее крючочек и так далее. В Станции без остановки (в Кунцево поезда останавливались редко) пластическим камертоном служат клубы дыма, ассоциирующиеся с движением паровоза.
Кардинальный сдвиг, скачок случился в третьей работе, родившейся из разломанной этажерки.
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был “закон контрастов”, именуемый им также “момент борьбы”. Кристаллизацию закона он относил к своему кубофутуристическому периоду.
В столкновении
контрастных изображений
Следует подчеркнуть, что Корове и скрипке Малевич умышленно совместил две формы, две “цитаты” символизирующие различные сферы искусства.
Корова и скрипка
положила начало алогичным, заумным
полотнам Малевича. На выставке “Союза
молодежи”, открывшейся в ноябре
1913 года в Петербурге, он объединил
представленные работы в две группы:
Заумный реализм и
Супрематизм (от латин. supremus-высший) - формалистическое направление в живописи, отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к изображению различно окрашенных плоскостей[1].
Новая
попытка объединения левых
Здесь есть уже все, что через
секунду станет супрематизмом:
белое пространство- плоскость с
непонятной глубиной, геометрические
фигуры правильных очертаний
и локальной окраски. "Полное
затмение" произошло в его историческом
“Черном квадрате на белом
фоне” (1915), где и была осуществлена
настоящая "победа над Солнцем"
Малевич не совсем напрасно волновался по поводу своего изобретения. Сотоварищи его круто воспротивились тому, чтобы объявить супрематизм наследником футуризма и объединиться под его знаменем. Свое неприятие они объясняли тем, что еще не готовы безоговорочно принять новое направление. Малевичу не разрешили назвать свои картины "супрематизмом" ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием “Супрематизм живописи” и развесить их рядом со своими работами. В "красном углу" зала он водрузил Черный квадрат, осенявший экспозицию из 39 картин. Те из них, что сохранились до наших дней, стали высокой классикой XX века.
Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения. "Новым реализмом" называл Малевич свое искусство, которое считал ступенью в истории всемирного художественного творчества.
Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда - ее глубина, ее емкость неуловимы, неопределимы. Необычное пространство живописного супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества, ближайшим аналогом имеет мистическое пространство русских икон, неподвластное обыденным физическим законам. Но супрематические композиции, в отличие от икон, никого и ничего не представляют, они - порождение свободной творческой воли - свидетельствуют только о собственном чуде: "Повешенная же плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя", - писал живописец[8]. Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию.
Изобретенному
направлению - регулярным геометрическим
фигурам, написанным чистыми локальными
цветами и погруженным в некую
трансцендентную "белую бездну",
где господствуют законы динамики и
статики, - Малевич дал наименование "супрематизм".
Сочиненный им термин восходил к латинскому
корню "супрем", образовавшему в родном
языке художника, польском, слово "супрематия",
что в переводе означало "превосходство",
"главенство", "доминирование".
На первом этапе существования новой художественной
системы Малевич этим словом стремился
зафиксировать главенство, доминирование
цвета надо всеми остальными компонентами
живописи.
Представленные
на выставке “0,10” полотна
Собственно супрематизм подразделялся
на три этапа, три периода: "Супрематизм
в своем историческом развитии имел три
ступени черного, цветного и белого",
- писал художник[8].
Черный этап также начинался с трех форм - квадрата, креста, круга. Черный квадрат Малевич определял как "нуль форм", базисный элемент мира и бытия. Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового "реалистического" творчества. Таким образом, “Черный квадрат”, “Черный крест”, “Черный круг” были "тремя китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы. Эти три картины, возникшие не ранее 1915 года, Малевич всегда датировал 1913 - годом постановки “Победы над Солнцем”, который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма[2].
На пятой выставке "Бубнового валета" в ноябре 1916 года в Москве художник показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней. Под номером первым экспонировался Черный квадрат, затем Черный крест, под третьим номером - Черный круг. Все шестьдесят выставленных полотен принадлежали к первым двум этапам супрематизма. Цветной период начинался также с квадрата- его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще. Последние холсты цветной стадии отличались многофигурностью, прихотливой организацией, сложнейшими взаимоотношениями геометрических элементов - они словно скреплялись неведомым могучим притяжением.
Своей
последней стадии супрематизм достиг
в 1918 году. Малевич был мужественным
художником, идущим до конца по выбранной
стезе: на третьей ступени супрематизма
из него ушел и цвет. В середине 1918
года появились полотна "белое
на белом", где в бездонной белизне
словно таяли белые же формы.
3.8 – Постсупрематизм в творчестве Малевича
В
конце 1910х годов Малевич оставил
живопись, полагая, что она, разработав
супрематический проект, исполнила
свое предназначение и должна исчезнуть.
После триумфальной зарубежной поездки,
художник оказался в чрезвычайно
тяжелой жизненной и
Картина
На жатву датирована на обороте 1909-1910
годами; тематически она соответствует
утерянной работе В поле, показанной
на выставке “Союза молодежи” в 1911-1912
годах. Однако сохранился рисунок, аналогичный
ранней картине. Как ясно из сопоставления
двух произведений, трактовка фигур
и трактовка пейзажа весьма различаются
в досупрематических и
На
подрамнике полотна Девушки в
поле (ГРМ) помещена весьма красноречивая
авторская надпись: “Девушки в поле”
1912 г. № 26 “Супранатурализм”. Малевич
сочинил новый термин, объединив
две дефиниции, “супрематизм” и
“натурализм”, то есть уже терминологическим
определением хотел внушить мысль
о сращении геометрического, абстрактного
начала и фигуративно-
В
картине Две мужских фигуры, с
авторской датировкой на обороте
холста “1913^ Малевич продолжал