Архитектура периода новых дворцов. Кносский дворец

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:54, реферат

Описание работы

В 70-х и 80-х гг. XIX в. в результате раскопок Г. Шлимана и В. Дёрпфельда на Пелопоннесском полуострове была открыта микенская культура. В начале XX в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Причудливый и странный мир, давно забытый человечеством, неожиданно возник перед глазами людей XX в. Изучая раскрытые им художественные сокровища Кносского дворца, а также раскопанных другими археологами древних критских городов Гурнии и Феста, Эванс первым стал рассматривать культуру Крита в сопоставлении и в связи с культурами Египта и других стран Древнего Востока.

Содержание

Введение: археология, хронология.....................................................3
Эпоха периода старых дворцов……………………………………...5
Архитектура периода новых дворцов. Кносский дворец………......7
Фрески Кносского дворца. ................................................................11
Иллюстрации………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Кносский дворец .docx

— 568.44 Кб (Скачать)

   Содержание: 

   
  1. Введение: археология, хронология.....................................................3
  2. Эпоха периода старых дворцов……………………………………...5
  3. Архитектура периода новых дворцов. Кносский дворец………......7
  4. Фрески Кносского дворца. ................................................................11
  5. Иллюстрации………………………………………………………...15
  6. Список литературы………………………………………………….21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   В 70-х и 80-х гг. XIX в. в результате раскопок Г. Шлимана и В. Дёрпфельда на Пелопоннесском полуострове была открыта микенская культура. В начале XX в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Причудливый и странный мир, давно забытый человечеством, неожиданно возник перед глазами людей XX в. Изучая раскрытые им художественные сокровища Кносского дворца, а также раскопанных другими археологами древних критских городов Гурнии и Феста, Эванс первым стал рассматривать культуру Крита в сопоставлении и в связи с культурами Египта и других стран Древнего Востока. Он предложил и периодизацию эгейской культуры, в достаточной мере условную, так как она была основана на последовательной смене форм критской керамики, но до сих пор общепринятую. Эванс разделил историю Эгейского мира на три больших периода и каждый из них в свою очередь на три субпериода; он назвал их минойскими по имени легендарного царя Крита — Миноса. Эгейская письменность до сих пор полностью не расшифрована, что в значительной мере затрудняет изучение эгейской культуры. Но здесь большую помощь оказывает сопоставление археологических находок и соответствующих упоминаний в древнегреческих литературных произведениях, а также сведений, найденных в египетских и переднеазиатских текстах.

   Во  время этого расцвета (по Эвансу - в конце среднеминойского периода  и начале позднеминойского) искусство  Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного  достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую, исполненную  живописными и световыми эффектами; декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и  разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью; керамику, украшенную с исключительным богатством фантазии; изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство  Крита, расцвет которого совпадает  с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом  близко к искусству стран Древнего Востока; однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и  симметрии.

   Раскопки  на Крите дали прежде всего много  остатков архитектуры. Наиболее Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. Это  огромный архитектурный комплекс, создававшийся  в течение нескольких столетий, испытавший несколько землетрясений и других катастроф, разрушавшийся и вновь  восстававший из развалин. Размеры  дворца, его запутанный план и великолепное внутреннее убранство производили  на окрестные народы огромное впечатление, и упоминания о нем приняли  впоследствии легендарные формы. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеке-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом. (Лабиринт — Древнегреческое слово, возможно, происходит отот слова «лабрис» (др.-греч. λάβρυς) — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите; это не исключает смешения со словами типа λαύρα. Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе и с Минотавром. Второй компонент «ινθος» скорее всего означает «крепость». Оба слова —догреческого происхождения, имеющие параллели в современных иберокавказских языках.)

   Эгейская  культура - условное название греческой цивилизации в Эгейском бассейне (другое название - крито-микенская культура). Э.к. возникла и развивалась на протяжении XXX - XII вв. до н.э. Выделяют три географических региона э.к.: элладский (материковая часть Эллады, т.е. Балканская Греция), кикладский (острова Эгейского архипелага) и минойский (о-в Крит). Территория критской цивилизации включала в себя о-ов Крит, о-ва Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и часть материковой Греции. Принято выделять следующие периоды в искусстве Крита:

   1. Раннеминойский  период – 3000/2800 – 2000 гг. до Р.Х.

   2. Период "старых дворцов" (1900-1700 гг. до  Р.Х.).

   3. Период "новых дворцов" (1700 – 1450 гг. до Р.Х.)

   Период  упадка и отмирания дворцовой  цивилизации (1450 - 1350 гг. до Р.Х.)1. С второй половины XV в. до Р.Х. начинается упадок Крита и возвышение Микенской Греции.

   Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также  ее называют эгейской. До сих пор, к  сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены. Это происходит во многом из-за того, что древнейшая письменность этого региона большей частью не прочитаны. Критяне писали на т. наз. линейном письме А, основой которого был вероятно какой-то негреческий язык .

   Раннеминойский  период. В нач. III тыс. до Р. Х. (конец  эпохи ранней бронзы) культура Крита  вплотную подошла к сложению цивилизации. Как замечает Ю.В. Андреев: "…уже в III тыс. до н.э. в пределах Эгейского мира образовалось целое созвездие археологических культур, среди которых наиболее известны культура Трои-Гиссарлыка, культура о-вов Кикладского архипелага в центральной и юго-восточной части Эгейского бассейна, раннеэлладская культура материковой Греции (ее центры находились на Пелопоннесе и в средней Греции) и раннеминойская культура Крита" .

       Эпоха "Старых дворцов"

         Уже вначале II тыс. до Р.Х. на Крите появляются т. наз. дворцы, представлявшие собой полифункциональную постройку, включавшую в себя святилище, административный центр, общегосударственную житницу, торгово-ремесленные предприятия. По замечанию Ю.В. Андреева, "именно дворец или первоначально почти неотличимый от него храм по праву считается, с одной стороны, основным видовым признаком, с другой же – важнейшим структурообразующим элементом подавляющего большинства известных в настоящее время ближневосточных и средиземноморских цивилизаций эпохи бронзы".

       Вполне  возможно предположить, что старые дворцы возникают в местах, которые  издавна были религиозными центрами. Ни одного дворца не было обнаружено на незаселенном ранее месте. Фест связан с долиной Мессары, его влияние  распространялось от южных отрогов  гор Астериди до южного побережья. Кносс  занимал место, заселенное одним  из первых на Крите, он контролировал  северное побережье, а также определял  политические связи, как внутри острова, так с внешними территориями. Каждый дворец контролировал свою территорию: Фест южный Крит, Кносс центральную часть северного побережья, Малляи находилась во главе группы поселений, включавших Пиргос и Гурнию, Закрос и его бухта были ведущими на восточном побережье острова, на западе аналогичную роль, вероятно, играла Хания. К сожалению, о начальных периодах развития критской художественной культуры известно мало, т.к. от "старых дворцов" сохранились лишь незначительные фрагменты, по которым очень тяжело судить о первоначальной планировке и архитектурном облике, т.к. почти везде на базе старых дворцов затем возникали постройки более позднего времени. Лишь в Фесте удалось выявить очертания западного фасада первоначального дворцового здания и примыкавшего к нему просторного мощенного двора . При том, что и в Кноссе, и в Маллии, и в Като Закро обнаружены остатки построек, как верно отмечает Ю.В. Андреев "мы не знаем, однако, насколько близки эти сооружения с чисто архитектурной точки зрения к сменившим их Новым дворцам. Во всяком случае, никто ещё не смог доказать, что строители Старых дворцов "следовали при их разбивки" той же самой принципиальной схеме, что и строители Новых дворцов . Первые реконструкции подобного рода были предприняты А. Эвансом, но его гипотетические построения носят, в основном спекулятивный характер. Хотя подобная точка зрения существует до сих пор в науке, и ряд исследователей полагает, что Старый дворец в Кноссе занимал ту же территорию, что и новый.

       Старые  дворцы, названные так в отличие  от сменивших их примерно через три  столетия Новых дворцов, известны нам  далеко недостаточно. Их исследованию мешают руины лежащих над ними Новых дворцов; лишь в немногих местах, в центре больших комнат или на территории дворов, археологам удается  проникнуть в лежащие под ними слои и исследовать сохранившиеся остатки Старых дворцов. Лучше других они изучены в Фесте, здесь границы Нового Дворца не совпадают в точности со Старым, небольшую часть которого удалось обнаружить перед фасадом позднейшего дворца, в восточной части так называемого переднего двора, расположенного, как обычно для Крита, к западу от дворца. Западный двор играл большую роль в жизни критских дворцов. Именно здесь находилась зрелищная площадка, место ритуальных игр с быками. Для зрителей этих игр на западном дворе Феста были устроены специальные сиденья, располагавшееся лестницей вдоль северной стороны двора. Их устройство относится еще ко времени Старого дворца, но они использовались и позднее.  Дворец  Феста  был хорошо благоустроен, как, впрочем и другие критские дворцы этого времени. В нем найден каменный водоток, сложенный из хорошо отесанных плит, проходивший под полом ряда помещений.

         Также несмотря на скудность  сведений о Старых дворцах  , можно утверждать, что именно  тогда вырабатываются основные  принципы планировки, характерные  для критской дворцовой архитектуры:  расположение многочисленных  помещений  вокруг большого центрального  двора прямоугольной формы, ориентированного  с севера на юг, и наличие  второго предназначенного для  культовых церемоний. Старые дворцы, несомненно, были многоэтажными  - на это указывают сохранившиеся  остатки лестниц. Очевидно, вырабатывается  определенное назначение каждой  части дворца – так, в Новых  дворцах Кносса, Феста и Малли западные помещения заняты складами, и в Старом дворце Феста именно в этой части были открыты кладовые.

       Старые  дворцы Кносса, Феста , Малли погибли  около 1700 г. До н.э. от сильного землетрясения, следы которого заметны в различных  частях острова.

       Единственно полностью дошедшим до нас произведений эпохи "старых дворцов" является керамика стиля Камарес, на основе которой можно делать выводы не только о стилистике этого искусства, но и о его содержании. Символика сосудов стиль Камарес связана с почитанием Великой богини-матери. Ю.В. Андреев, описывая изображение тех женских фигур на плоской чаше, происходящей из "старого дворца" Феста, отмечает, что: "одна из них, неподвижно возвышающаяся в центре и не имеющая ни рук, ни ног, а только раскрашенное в розовый цвет конусообразное туловище и спиралеобразными завитками волос голову, явно изображает саму Великую богиню, вся эта композиция, в плане чисто иконографическом…очевидно, может быть понята как попытка воспроизведения простейшими художественными средствами великого религиозного таинства заклинания таинственных сил природы и приобщения к этим силам через прямой контакт с их главным источником и воплощением, каковым, в понимании минойцев, несомненно была Великая богиня" . Вероятно, та же самая идея слияния с божеством пронизывает все наиболее типичные абстрактно-орнаментальные росписи стиль Камарес.

       Архитектура Кносского дворца

       Из  четырех  больших дворцов Крита - Кносса, Феста, Малли и Като Закро -  первый исследован наиболее полно; довольно удачная хотя и не во всем бесспорная его реконструкция, предпринятая Артуром Эвансом, воссоздает отдельные  помещения дворца. Благодаря этому  он производит значительно более  внушительное впечатление . 

       ВXVII –XVI вв.до н.э., Крит объединенный под властью Кносса, является неоспоримым властителем Эгейского бассейна, центром могучей морской державы.  В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и поэтому уже не строили крепостных стен вокруг города и дворца. Кносский дворец  расположен в 6 км ОТК югу от северного побережья острова, недалеко от современного центра Крита – Гераклиона. Дворец лежит на невысоком плато, отлогие склоны которого не затрудняют сообщения с ним. Строители были ограничены не только остатками предшествующего Старого дворца, но и неровным рельефом местности: нижние этажи восточного крыла дворца заглублены в землю и расположены ниже уровня большого центрального двора. Дворец занимал площадь около 10 000 кв. м. На этой обширной территории насчитывается несколько сотен помещений различных размеров, расположенных в два – три этажа, соединенных между собой коридорами, переходами и лестницами.

       Основные  части Кносского дворца имели  не менее трех этажей; верхние этажи  были сложены из кирпича-сырца с  сильным деревянным каркасом и имели, по-видимому наружные окна, которых  не было в стенах нижнего этажа.Различные  по высоте части не могли иметь  общего карниза; в некоторых местах их плоские крыши опускались террасами.   

         Центральное место в Кносском  дворце занимал большой прямоугольный  двор (50/28 м), он ориентирован главной осью с севера на юг, как и во дворцах Малли и Феста; западный фасад этого двора был украшен двух-или трехэтажной колоннадой, в середине которой находилось небольшое святилище, повидимому сходное с изображением на фреске (илл. 10); со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные; часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть — ниже его, некоторые — выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании.

       Дворец  как и каждый большой критский дом, распадался на по хозяйственно-функциональному  признаку на ряд самостоятельных  частей и кварталов. Западная часть была занята 18складами, в которых, в громадных пифосах хранилось зерно, масло и вино. Большие залы (мегароны) и мелкие обслуживающие помещения были расположены в трех этажах вокруг целого ряда световых дворов и колодцев; такая замкнутая планировка хорошо защищала от ураганных ветров и сильного летнего зноя. Большой и малый мегароны были типичными для Крита залами, разделенными на части рядами двухстворных дверей в каменных столбах. 

Информация о работе Архитектура периода новых дворцов. Кносский дворец