Архитектура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Античная эпоха – особая и будет таковой всегда для любого сознания. Древнегреческая культура звучащего слова стала теперь для нас культурой зрительных образов: архитектура (“величественные развалины”) и скульптура – то, что в первую очередь ассоциируется у нас с Древней Грецией. А этот зрительный ряд воздействует на чувства и эмоции, и даже незнание истории не мешает людям восхищаться Античностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4


1. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции . . . 5


2. Античное искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8


3. Греция времен архаики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10


4. Ордерная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11


5. Виды колонн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12


6. Классическая Греция в V в. до н. э. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15


7. Классическая Греция в IV в. до н. э. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17


8. Строительная техника Древней Греции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19


9. Греческие храмы и Акрополь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20


СОДЕРЖАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

Самарский Государственный Архитектурно.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

здесь капитель ионийская, с завитками — волютами, каменным

орнаментом в  виде листьев пальмы или лотоса, валиками,

служившими опорой архитраву — широкой нижней балке,

покоившейся непосредственно  на капители колонны. Заметные

различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает 

словно дерево из земли, прямо из стилобата —  площадки, на

которой она  стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Об ионийских  храмах эпохи архаики мы знаем  больше из античной

литературы: слишком  много их было уничтожено. Так, во всем

греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе,

воздвигнутое  критянином Херсифроном и его  сыном Метагеном, а 

несколько веков  спустя, в 356 г. до н. э., сожженное 

Геростратом. От руки персов погиб храм Геры на Самосе,

построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Лишь

реконструкция позволяет нам сегодня представить  себе и 

милетский Дидимайон. Небольшие по размеру сооружения этого 

стиля сохранились  лучше; среди них выделяется легкая и изящная 

сокровищница  жителей острова Сифнос, возведенная  из блестящего

паросского мрамора в Дельфах около 525 г. до н. э.,

многоцветная, с  кариатидами на антах — выступах продольных

стен здания, ограждавших вход. Заметим, кстати: созерцая

сегодня руины  дорических и ионийских святынь, мы как бы

забываем, что  здания эти были покрыты росписями, отличались

богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь

не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры 

античной архитектуры  блистали всем разноцветьем красок — 

красной, голубой, золотой, зеленой, — залитые ярко сияющим

солнцем юга.1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________

1 Белогрудов О. А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов России. - М: ГИС, 1997  
 
 
 

6. Классическая Греция  в V в. до н.  э.  

Когда войны  с персами закончились победой  греков, а Афины,

возвысившись  над своими союзниками, получили возможность 

распоряжаться огромными финансовыми средствами, когда,

наконец, началась разработка залежей мрамора в  Пентеликоне в 

Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета.

Хотя главным  центром художественной творческой деятельности

были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие

области Эллады также украсились новыми великолепными 

постройками. Вспомним хотя бы храм Зевса в Олимпии в

северозападной  части Пелопоннеса, выдающееся творение

архитектора Либона из Элиды, характерный образец так 

называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в 

первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно 

встретить в  Сицилии и Южной Италии: святилище  Зевса в 

Агригенте, шестиколонный  храм Посейдона в Песте в Лукании  и 

др.1

Наибольшего размаха  достигло монументальное строительство  в 

Афинах при  Перикле: за неполных два десятилетия  были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины-Победительницы; позднее также Эрехтейон.

Бросается в  глаза стремление сочетать элементы ионийской и 

дорической архитектуры. Подлинной гармонии удалось достичь 

строителям Парфенона  Иктину и Калликрату. Колонны храма  имеют

такую же высоту, что и колонны храма Зевса  в Олимпии, но на

смену тяжелым  пропорциям «сурового» стиля пришли стройность,

изящество. Влияние  ионийских традиций сказалось в  появлении 

фриза с внешней  стороны западной части сооружения.

К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет,

создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — 

Пропилеев (438—432 гг. н. э.): ионийские колонны соседствуют 

здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого 

миниатюрного  храма Афины-Победительницы преобладают ионийские

черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с 

Иктином прославил  город дорическим монументальным Парфеноном.

Также в духе ионийских традиций сооружен был  во время 

Пелопоннесской  войны Эрехтейон, расположенный  весьма

живописно, на разных уровнях, со знаменитыми кариатидами с

южной стороны  здания.

Все эти замечательные  творения афинских зодчих сосредоточены 

на Акрополе. Улицы города оставались узкими и  кривыми, дома — 

низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что

отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех

сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера:

воздвигнутый  при Перикле Одеон, где проходили  музыкальные 

состязания.

Об украшении и благоустройстве родного города заботился,

впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На

рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые  греками 

тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной 

герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя.

Самая же красивая колоннада стояла на агоре — это  была хорошо

известная историкам  искусств и философии Стоя Пойкиле,

«расписной» портик, украшенный живописью Полигнота и других

мастеров. Росписи  прославляли великие деяния афинян, начиная с 

легендарной войны  против амазонок и до исторической битвы под 

Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи 

были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины  с портом

Пирей.2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________________

1 История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – (стр. 512)

2 Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. 
 

7. Классическая Греция в IV в. до н. э.  

Поражение в  Пелопоннесской войне и экономический  кризис

повлекли за собой неизбежный упадок архитектуры  в Афинах. Если

в V в. до н. э. именно этот город выделялся в Греции бурным строительством, то в следующем столетии центр архитектуры переместился в Малую Азию. Уже не подвластные Афинам малоазийские города вновь переживали период расцвета.

В собственно Греции и дальше господствовал дорический стиль,

утративший, однако, свои привычные особенности. Пропорции 

становятся легче, колонны стройнее и декоративнее, благодаря 

все более частому  использованию коринфских капителей, стилизующих в камне листья аканфа.

Коринфские полуколонны  можно было встретить в IV в. до н. э. в

большом мраморном  святилище Афины Алей в Тегее, сооруженном в 

395 г. до н.  э. архитектором и скульптором  Скопасом, а также в 

круглых постройках — толосах — в Дельфах и  Эпидавре. Причем

если в этих памятниках коринфские полуколонны  располагались

внутри здания, то в изысканном вотивном монументе  Лисикрата в 

Афинах (335—334 гг. до н. э.) они украшают его снаружи.

В малоазийских же городах сохранялся стиль ионийский, в 

котором творил, в частности, талантливый зодчий и теоретик

архитектуры Пифей, создавший в 334 г. до н. э. по заказу

Александра Македонского в Приене храм Афины. Он же впервые  в 

истории архитектуры  воздвиг такую монументальную каменную

постройку, как  Мавзолей — огромную гробницу карийского

правителя Мавсола  и его жены Артемисии. Эту 24-ступенчатую

пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней  в упряжке — 

квадригой, древние  причисляли к семи чудесам света, но она показывает, как далеко отошли люди той эпохи от простоты и сдержанности современников Перикла.

Не менее пышным и гигантским было другое сооружение,

считавшееся одним  из чудес света и также находившееся в Малой 

Азии: храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте  храма,

сожженного в 356 г. до н, э. «незабвенным» в веках 

Геростратом. Стремление малоазийских греческих архитекторов

соперничать с  творцами величественных и пышных построек

древнего Востока  — еще оно свидетельство приближения  новой,

эллинистической эпохи.

Если в V в. до н. э. греческая архитектура выражала себя

прежде всего  в культовых сооружениях, то столетие спустя к ним

прибавились выдающиеся постройки светского характера. К этому 

времени относятся  первые каменные греческие театры: театр 

Диониса на афинском Акрополе, завершенный около 330 г. до н.

э., театр в  Сиракузах и особенно прекрасный, поражающий

гармонией пропорций  театр в Эпидавре, шедевр Поликлета 

Младшего. Из других светских, практического назначения

сооружений упомянем большой крытый зал, где должны были

проходить собрания Аркадийского союза греческих полисов, — так 

называемый зал десяти тысяч, построенный Эпаминондом в

новооснованной  столице Аркадии Мегалополе и  представлявший

собой прямоугольное  здание небывалых размеров; образцом для 

архитектора послужил Одеон Перикла в Афинах. Практическим

целям служили  также скевотека — хранилище корабельной оснастки

в Пирее близ Афин и укрепления и доки в Сиракузах, относящиеся 

к эпохе тирана Дионисия. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________

1 Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. В. Струве Том II. Греция и эллинизм. – М.: "Учпедгиз", 1951 .(стр. 132-139) 
 

Информация о работе Архитектура Древней Греции