Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:36, реферат
г проблем современного градостроительства достаточно широк: совершенствование форм реконструкции городов, управление их развитием, рост малых городов и ограничение больших городов, совершенствование архитектурно-художественного облика городов и районов, охрана природы и многое другое. Особое внимание уделялось новым тенденциям в развитии градостроительства, своеобразию городов и поселков, вопросам охраны архитектуры исторических районов, ландшафтной архитектуре. Чувство любви к своему городу - обязательный элем
дистанцироваться
и уйти от соблазна прямого следования
образцам исторического стиля. Эта
постройка - «сросток», новый тип
строений, активно приживающийся
в Москве, когда старое здание, обозначенное
на красной линии
Стилевая тема ар нуво - это проявление лишь одного из формальных языков, возникших в рамках архитектурного историзма 90-х годов. Существенной чертой нео ар нуво является определенный схематизм его иконографии, который предопределен принципиально дистанцированным отношением к прототипам и использованием формальных черт стиля как знака в системе значащих кодов. Поэтому оценивать постройки нео ар нуво 90-х никак нельзя по критериям, применимым к историческому модерну. Современный архитектор наделяет свои постройки принципиально иными качествами, ориентированными на ценности архитектурного текста конца XX столетия.
В образной картине Москвы начала 90-х модерн снова выступил как одна из ведущих
стилевых тем, способных решать насущные проблемы и удовлетворять пре
359
стижные запросы столичного города. При всей прагматичности целей строительства, использующего стилистику модерна, оно все же представляет собой явление романтическое, поскольку, с одной стороны, ностальгически обращено в прошлое - к культурным высотам Серебряного века, а с другой, олицетворяет надежду на новый культурный подъем, которым всегда чреваты периоды брожения и поиска в искусстве.
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКЕ
Российская архитектурная
наука на рубеже XX-XXI веков переживает
процесс последовательного
В частности, градостроительное
искусство открывает новые
Исходя из этого,
наибольший интерес представляет пласт
архитектурной теории последней
трети XX - начала XXI веков, который можно
условно разделить на четыре последовательных
этапа развития профессионального
мышления в связи с актуальными
социально-политическими
Первый
этап, временные рамки
которого охватывают 70-е
годы XX века, интересен тем, что на этот
период приходится очередной подъем в
развитии архитектурной мысли ХХ столетия,
инициированный формированием качественно
новых методов исследования и моделирования
архитектурно-пространственной среды
(рис.1). Новаторские поиски в области архитектуроведения
привлекли к себе внимание архитектурных
критиков и теоретиков, став предметом
многочисленных дискуссий, наиболее яркие
из которых были запечатлены в профессиональной
публицистике. Учет исторически сложившегося
контекста города при проектировании
новых градостроительных ансамблей позволил
совершенно в иной плоскости взглянуть
на проблему повсеместного тиражирования
одних и тех же планировочных решений.
Утилитарный характер застройки 70-х годов
ХХ века в некоторой степени программировал
процессы творческого мышления, вынуждая
представителей научного сообщества выступать
в оппозиции по отношению к упрощенной
стандартизации архитектурных форм.
В отечественном
зодчестве к этому времени
прочно утвердились позиции
Глобальная универсализация
планировочного контекста и экспансия
схематизма рациональной архитектуры
в масштабе всей страны вызвали ответную
реакцию в научно-
Таким образом,
в 70-е годы ХХ века развитие архитектурно-
Второй
этап развития научного
знания, хронологические
границы которого
можно обозначить 80-ми
годами XX века, был ознаменован временным
спадом творческой активности в профессиональной
среде (рис.2). Сложившаяся ситуация наложила
определенный отпечаток на образ мышления
современников, в аналитической форме
продемонстрировавших субъективное отношение
к социально-культурным процессам того
времени. На данном историческом витке
политический режим в стране оказывает
большое влияние на развитие архитектурной
науки, ограничивая новаторские поиски
и направляя творческую инициативу в необходимое
социальное русло. Таким образом, гомогенные
и агрессивные визуальные поля типовой
архитектуры доминируют в воспринимаемом
контексте городов, стимулируя на протяжении
длительного времени негативные общественные
настроения. Поэтому в теории архитектуры
обстоятельно рассматриваются возможности
применения контекстуального подхода
к решению таких актуальных задач, как
локализация монотонных комплексов зданий,
обезличивающих структурную ткань микрорайонов.
Единая направленность
отечественной архитектуры на рациональное
обобщение художественных образов
среды в 80-е годы ХХ века постепенно
расслаивается и перестает
Наряду с этим
можно отметить, что в начале 80-х
годов ХХ века на развитие советской
архитектуры большое влияние
оказали хронологически запоздавшие
тенденции западного
События обозначенного
периода позволили теоретикам рассматривать
актуальную проблематику зодчества
в связи с качественным обновлением
его приоритетной направленности. Это
обусловило последовательный переход
от монополии принципов
Третий
этап эволюции архитектурной
мысли, который приходится
на 90-е годы XX века, можно охарактеризовать
как переломный в отечественной истории,
связанный с глобальными социально-экономическими
катаклизмами, повлекшими за собой распад
Советского Союза и, как результат, – нарушение
функциональных основ государственности
(рис.3). Идеологические процессы 90-х годов
имели судьбоносное значение для архитектурной
теории, практически парализовав всякую
исследовательскую деятельность в приоритетных
областях научного знания. Творческий
кризис мышления вызвал цепную реакцию
в публицистической среде, способствуя
реорганизации и расформированию ряда
профессиональных периодических изданий.
После распада
СССР на отдельные автономные государства
каждая союзная республика пошла
своим путем творческого
Новаторские поиски
90-х годов ХХ века в России имели
стихийный характер воплощения проектных
замыслов, основанных на заимствовании
формальных приемов архитектуры
из различных стилевых систем и их
использовании в современной
строительной практике. Творческое возрождение
принципов архитектурного эклектизма
в новой его ипостаси способствовало
внедрению в сложившийся
Проектные предложения
по обновлению унифицированной застройки
предыдущего периода отличались
разнородностью художественных подходов,
перекликающихся как с мотивами
архитектурного историзма, так и
с наигранной метафоричностью
Таким образом, архитектурный эклектизм новой редакции, сочетающий в своих зданиях элементы разновременных стилей, широко распространился на территории России именно в 90-х годах ХХ века. В качестве противопоставления эклектике можно рассматривать пафос новизны зарубежной архитектуры преуспевающих «звезд», поражающих воображение профессиональной общественности крайней экспрессивностью своих нестандартных решений и чрезмерной усложненностью пространственных композиций, виртуально моделируемых при помощи сверхсовременных компьютеров [5].
Четвертый
этап, временные границы
которого определяются
началом XXI века, стал ключевым для формирования
принципиально новой направленности познания
окружающей среды на основе переосмысления
существующих сегодня приемов и средств
архитектурного проектирования и выявления
наиболее перспективных путей его развития
(рис.4). Аналитическое знание испытало
своеобразный подъем интеллектуальной
активности, инициированный новыми возможностями
изучения альтернативных способов воплощения
неординарных замыслов в цифровом измерении,
открывающем непредсказуемые горизонты
для творчества.
В архитектурной
практике получила широкое распространение
иная форма интерпретаций
Борьба со сложившимися за века стереотипами мышления и ретроградными принципами проектирования сопровождалась становлением генетически новой, не имеющей прецедентов в истории, нелинейной парадигмы современной архитектуры, зародившейся в 90-х годах ХХ века. Архитектурное творчество получило мощный импульс к эволюции формы благодаря смене своей природной ментальности и обращению к естественнонаучным областям познания, опирающимся на выдвинутую в 80-х теорию нелинейных систем. Суть новой научной теории заключалась в том, что она, в отличие от механистической линейной теории, предлагала рассматривать окружающий мир как множество самоорганизующихся систем, переживающих периоды стабильности и скачкообразные переходы в иное состояние, а Вселенную – как сверхсложную непредсказуемую систему, непрерывно изменяющуюся в своем развитии [3].