Архитектура 90х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

г проблем современного градостроительства достаточно широк: совершенствование форм реконструкции городов, управление их развитием, рост малых городов и ограничение больших городов, совершенствование архитектурно-художественного облика городов и районов, охрана природы и многое другое. Особое внимание уделялось новым тенденциям в развитии градостроительства, своеобразию городов и поселков, вопросам охраны архитектуры исторических районов, ландшафтной архитектуре. Чувство любви к своему городу - обязательный элем

Работа содержит 1 файл

Булгакова.docx

— 1.58 Мб (Скачать)

     Круг  проблем современного градостроительства достаточно широк: совершенствование  форм реконструкции городов, управление их развитием, рост малых городов  и ограничение больших городов, совершенствование архитектурно-художественного  облика городов и районов, охрана природы и многое другое. Особое внимание уделялось новым тенденциям в развитии градостроительства, своеобразию  городов и поселков, вопросам охраны архитектуры исторических районов, ландшафтной архитектуре. Чувство  любви к своему городу - обязательный элемент подлинно патриотического  воспитания. Роль архитектора в становлении  этого чувства очень велика. Глубокие основы своеобразия закладывались  в генеральные планы развития городов и поселков.

     Во  все предшествующие эпохи объективно существовала традиция преемственности, учета того, что создано предшественниками. В течение 100 лет формировался величественный ансамбль Дворцовой площади в  Санкт-Петербурге, где, сохранив свой архитектурный  почерк и стилевые характеристики отдельных  сооружений, архитекторы В. Растрелли, К. Росси, А. Захаров, А. Брюллов создали  шедевр градостроительного искусства.

     Застройка Москвы представляла собой сочетание  разновременных слоев, в XX в. реконструкция архитектурных объектов в них почти не велась. Различные виды застройки, морфотипы, которые складывались в различные периоды, представляли собой определенные типы зданий и способов застройки участков.

     Теперь  архитектура идет по пути поиска прогрессивного стиля, через познание своего собственного творческого начала, без заимствования  концепций, идей и форм со стороны.

     Нашему  архитектурному сознанию, а оно, несомненно, находится под сильным влиянием заказчика, оказались чуждыми как  стиль высоких технологий "хай-тек", так и новый рационализм с тенденцией к минимализму с его интеллектуальной и структурной дисциплиной. Была проведена регламентация параметров нового строительства в заповедных зонах, которая иногда подменяется строительством "под старину", "в московском духе" и т.п. - создается объективная база для декоративного историзма.

     В типологическом ассортименте архитектуры  преобладают виллы, банки, офисы  частных компаний и по-прежнему очень  мало социальных объектов.

     Эмблемами имиджа нового заказчика являются традиционные архитектурные формы: классические детали, исторические мотивы, римские  и романские арки и их варианты - от радикального эклектизма до ретроспективизма.

     На  волне перестройки в 1987-1988 гг. родилась идея программы социально-экономического и градостроительного развития Москвы. В это время Правительством был  принят ряд постановлений о реконструкции  центра Москвы, но они выполнялись  не полностью. Функционировали Советы общественного самоуправления, но отсутствовали  нормы регулировки процессов  градостроительства как в области  прав собственников, так и в разработке архитектурных программ.

     Затяжной  социально-экономический кризис привел к резкому сокращению инвестиций в строительстве. Смещение инвестиций в частную сферу, смена приоритетов  в строительстве и спад в строительном производстве привели к изменению  архитектурного идеала социального  жилища. Строительная промышленность была ориентирована на индустриальное домостроение.

     Но  главное противоречие было в том, что постановления о реконструкции  центра Москвы были ориентированы на средства госбюджетных фондов и материалов, а средства потребовались значительные, поэтому подобные программы были невыполнимы.

     Главным нововведением конца 80-х - начала 90-х  годов было появление частнопрактикующих архитекторов при частных заказчиках, сначала в виде архитектурных  кооперативов, а с 1989 г. - в виде персональных творческих мастерских, архитектурных  бюро и студий. В конце 80-х годов на лидирующие позиции вышли архитектурные бюро, возглавлявшиеся в основном архитекторами "среднего поколения", такие, как "Остоженка" и "Артэ", "Киселев и партнеры" и "Арксим", "Бригада А", "АМД-Студио" и др.

     Началом современного этапа архитектурных  работ по реконструкции центра можно  считать постановление правительства  Москвы 1991 г. К этому времени закончилась  реформа административного деления  Москвы.

     Исторический  центр Москвы со своим историческим и архитектурным наследием был  разделен на 13 административных районов, расположенных по радиусам от Кремля. Центр предполагалось выделить в  пределах Садового кольца. Были выработаны новые Принципы финансирования реконструкции  Московского центра, основанные на частных источниках. Городские архитектурные  органы были призваны к координации, контролю и экспертизе принятых в  творческих соревнованиях решений  архитектурных задач.

     Изменившаяся  структура исполнительной власти потребовала  новых поисков эффективных форм управления. Созданное А/О открытого  типа "Корпорация развития территорий", изучив данные материалы, выработало рекомендации по количеству общественных зданий, включая  детские учреждения, предприятия  торговли, сферы услуг, питания, офисы, гостиницы на уже сложившейся  территории застройки с целью  ее развития. Сюда включались зоны, пригодные  для проживания, работы и отдыха,

     Возникло  противостояние частнопрактикующих архитекторов и государственных организаций  в плане социальных взаимодействий, эволюции идей, стилевых ориентации.

     В первой половине 90-х годов сложился целый ряд архитектурных фирм, основанных "молодым поколением", прошедшим профессиональную архитектурную  школу в 80-х годах, таких, как "Лара-Дит", "Рождественка", "А + А", "А & А", "ДИА", "АРВИС" и др.

     Архитекторы и градостроители приступили к реконструкции  центра, вписывая отдельные решения в будущую концепцию квартала или микрорайона.

     Хорошо  проработана программа социально-экономического и градостроительного развития муниципального района "Якиманка", в которой  большое участие приняла архитектурная  мастерская "МБА". Этой мастерской также проработана градостроительная  концепция регенерации застройки  по улице Большая Полянка.

     Программа социально-экономического и градостроительного развития, утвержденная Градостроительным  советом Москвы, прошедшая экспертизу Москомархитектуры, одобрена правительством Москвы.

     В основу Программы положены три схемы: архитектурно-планировочная концепция (место застройки, высотная характеристика и т.д.); схема повладельческой парцелляции (парцеллы - сохранившиеся исторические домовладения с выходом на красную линию, водостоком, проходами и т.д.); схема функционального использования территории (сбалансированное развитие жилых, промышленных и общественных зон). Отработана информационная система территории с введением территориального кадастра на основе уникальной системы кодов и классификаторов, организующих банк данных.

     Одна  из главных задач - строительство  и реконструкция многофункционального центра как центра деловой активности с банками, офисами, представительствами  разных фирм, так и политической, где сосредоточены органы Государственного управления. Жилые здания также необходимы в центре, но особое распространение  получили такие типы общественных архитектурных  объектов, как офисы, рестораны, казино, галереи, салоны-магазины - ряд особых вкраплений в старой застройке города.

     В течение прошедшего периода была возрождена Российская Академия архитектуры  и строительных наук, упраздненная в эпоху борьбы с излишествами в архитектуре. Это дало возможность  контроля архитектурного стиля застройки Москвы.

     Поиски  современного пути в архитектуре  представляют здания "Макдональдс" на улице Огарева, Московский международный  банк на Кропоткинской набережной - примеры положительных тенденций, показывающие наши достижения в области  формы на уровне современной мировой  архитектуры.

     Инвестиции  западных фирм были обращены на реконструкцию  центра и других районов Москвы. Первыми проектами, осуществленными  в Москве, стали гостиницы-новостройки "Редиссон-Слаянская", "Олимпия-Пента", кемпинг "Балчуг", реконструкция гостиниц "Метрополь", "Националь", а также жилой многофункциональный комплекс переменной этажности "Парк-Плейс" на Ленинском проспекте.

     Впервые в центре Москвы широко началась реконструкция  жилья. Иностранные строительные фирмы, обеспечивающие качество и сроки, привлекают этим частных инвесторов.

     Крупные государственные архитектурные  предприятия, формировавшиеся на протяжении десятилетий, такие, как "Моспроект-2", смогли хорошо выполнять крупные  архитектурные заказы. Ассоциация проектных  организаций "Команда-Манеж" во главе  с "Моспроектом-2" официально курирует реконструкцию Манежной площади  в центре столицы. За государственными инстанциями в подобных случаях  остается функция регулирования  и контроля.

     К середине 90-х годов сложилась  характерная ситуация, при которой  большие проекты стали выполняться  государственными проектными институтами, жилые дома, офисы и их интерьеры, как правило, архитектурными мастерскими  и бюро.

     Союзом  архитекторов проводились ставшие  традиционными смотры лучших архитектурных  построек и проектов года. Тематика - от крупных градостроительных комплексов, общественных зданий, промышленных сооружений, сельских построек до реконструкции - реставрации памятников архитектуры, благоустройства.

     Наметилось  реальное движение к гуманизации среды, к разнообразию композиции, проработке архитектурных деталей, соблюдению человеческого масштаба, вхождению в городское или сельское окружение.

     К современной архитектуре наше общество предъявляет свои требования. Архитектура  должна быть ориентированной на решение  насущных социальных задач, гуманной, соразмерной характеру повседневной деятельности человека, его жизненным  потребностям, Конкретной в своем  разнообразии, отвечающей реальным условиям региона.

     Архитектура должна быть эмоционально насыщенной, ведущей человека за собой, поднимающей  его над повседневностью. Главным  требованием остается профессиональное мастерство работ. Сегодня архитекторы  вырабатывают активную инициативу, которая  направляет их энергию в конструктивное русло.

     Наша  архитектура - это прежде всего архитектура  массового строительства, роль ее вытекает из решения важнейших социальных задач. Главная из них - создание благоприятных  условий жизни и работы для  всех без исключения членов общества. Только в изменении направленности в архитектурном творчестве заложена возможность создания произведений архитектуры, действительно достойных  нашего времени и нашего общества.

     Обновление, затрагивающее все сферы хозяйственной  и общественной жизни страны, стало  основной задачей архитектуры. Проводится реконструкция жилого и промышленного  фонда, модернизация зданий с учетом времени их возведения.

Постмодернистский опыт неостилей в московской архитектуре

     Особой  чертой московского строительства  начала 90-х было настойчивое обращение  к эстетике исторического модерна. Данное явление объясняется, на наш  взгляд, несколькими причинами. Главные  из них - влияние московского контекста, ностальгическое чувство разрыва  эволюционного движения российской культуры и, кроме того, умонастроение  профессионала 90-х, схожее с умонастроением архитекторов модерна на рубеже XIX-XX веков.

     Известно, что уникальность мироощущения конца XX - начала XXI столетия описывается сегодня  рядом теорий, среди которых теория постмодернизма и постмодернистской  культуры является основной. При всей условности названия, постмодернизм, как  известно, понимается как глобальное состояние цивилизации нескольких послед

353  

них десятилетий, как вся сумма культурных настроений и философских тенденций этого  периода.

     Художник  и архитектор конца XX начала XXI века, признает он это сам или, наоборот, активно отрицает, принадлежит к  постмодернистской культурной тенденции, и его творчество сопряжено с  особым пониманием архитектуры как  профессии значений. В архитектуре, как и в каждой гуманитарной области, в последние десятилетия XX века стал складываться новый теоретический  каркас, изменился характер и правила  интеллектуальной практики, внедрился  новый категориальный язык, создалось  новое концептуальное пространство. И тенденция эта имеет продолжение. Вся громадная толща культурного  слоя архитектуры становится достоянием рефлексирующего, играющего ума. При  этом система побуждающих эстетических импульсов, воздействующих на творца, много шире исторических накоплений. И можно констатировать, что современная  эстетика выходит на высшую точку  сложности: сложные симбиозные соединения, «гремучие пучки» формальных сплавов, рождающихся на уровне актуальной визуалистики, сигнализируют о мощной энергии художественного сознания. Однако укрепление позиций высочайшей сложности, усложненности смыслов, значений, языковых формул рождает противоположное и адекватное по силе стремление к простоте, соизмеримой с человеком, - в этом и состоит драма нашего времени.

Информация о работе Архитектура 90х годов