Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:51, дипломная работа
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие художественного творчества
2. Особенности художественного творчества дошкольников
3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие личности ребенка средствами аппликации
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
4. Материалы и оборудование по аппликации
5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
6) Самостоятельная
деятельность детей.
7) Анализ детских
работ.
8) Подведение
итогов.
Занятие 3. «Необитаемый
остров» (использование цветного скотча,
техника коллажа).
Задачи:
1) Продолжать
знакомить детей с цветным
скотчем: аппликация из скотча.
2) Формировать
умение пользоваться скотчем
разных цветов, соблюдая определенные
технологии.
3) Развивать
творчество и фантазию, образное
мышление.
4) Воспитывать
интерес к нетрадиционным
Материалы и
оборудование: образцы работ выполнены
из нетрадиционных материалов, для демонстрации:
цветной скотч, листы бумаги.
Раздаточный материал:
цветной скотч, листы бумаги.
Ход:
1) Организация
детей.
2) Продемонстрировать
детям работы из разных цветов
скотча.
3) Рассказать о
его художественных достоинствах. Вспомнить
с детьми технологию, обговорить содержание
работы
4) Предложить
детям составить картинку из
цветного скотча, добавляя содержание
разными деталями.
5) Показать технологию
изображения, стимулируя
6) Самостоятельная
деятельность детей.
7) Анализ детских
работ.
8) Подведение
итогов.
Итоговый или
контрольный эксперимент.
Цель: Выявить
уровень творческого потенциала
детей старшего дошкольного возраста
с помощью применения занимательного
содержания и нетрадиционной аппликативной
техники.
Эксперимент
проходил в форме занятия на
тему: «Райская птичка».
Задачи:
1) Учить применять
в изображении сказочной птицы
смешанную технику:
2) Закреплять
умение пользоваться знакомыми
материалами, умение применять
различную цветовую гамму для
передачи образа.
3) Развивать
фантазию, умение видеть в традиционном
изображении новый образ.
4) Воспитывать
эстетический вкус, увлеченность темой,
содержанием и техникой.
Ход:
1) Организация
детей.
2) Вспомнить
содержание предыдущих занятий:
3) Предложить
детям рассмотреть изображение
сказочной райской птички, выполненной
с помощью техники коллажа (применение
перьев, манной крупы, раскрашивания).
4) Показать технику
и последовательность
5) Самостоятельная
работа детей.
6) Анализ детских
работ, их оценивание.
7) Подведение
итогов занятия.
Результаты занятия
представлены в таблице.
Вывод итогового
эксперимента.
В ходе итогового
эксперимента дети проявили интерес
к содержанию, нетрадиционному содержанию.
Дети показали достаточно высокий уровень
владения нетрадиционными материалами,
дети свободно смогли воспользоваться
их возможностями. В этих работах дети
смогли проявить творчество в подборе
цветовой гаммы. Дети дополнили изображение
райской птички, знакомой техникой работы
аппликации из цветного скотча, тем самым
проявили самостоятельность в выборе
материала, техники в продумывании содержания.
Вывод исследовательской
работы:
Исследовательская
работа состояла из трех основных этапов:
констатирующего, формирующего и итогового
эксперимента.
Исследование
проходило с помощью специально
разработанных методов
1) Метод эксперимента.
2) Метод наблюдения.
3) Метод беседы.
4) Анализ продуктов
деятельности.
5) Метод математической
статистики.
Каждый из этих
методов имеет свою специфику.
Вся исследовательская
работа подчинялась определенной цели:
Изучение особенности
методики организации и проведения
занимательных занятий
Для осуществления
этой цели были разработаны занятия занимательного
характера так как несли в себе интересное
содержание, нетрадиционный материал.
Использование
такой технологии позволило занятиям
аппликации стать более интересными,
результативными. У детей были скудные
знания об интересных техниках применяемых
в аппликации. Они занимались традиционными
видами аппликации из бумаги, а разработанные
и проведенные занятия позволили развить
у детей интерес к данному виду изобразительной
деятельности (аппликации), проявляя при
этом выдумку, инициативу, провоцируя
состояние вдохновения и творческого
порыва. Детям очень понравилось работать
с нетрадиционными материалами. Результативность
таких занятий была достаточно высокой.
Обучение техническим навыкам работы
было успешным.
Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество рассматривается
учеными как человеческая деятель-ность
высшего уровня по познанию и преобразованию
окружающего природного и социального
мира. В процессе творческой деятельно-сти,
что особенно важно, изменяется и сам человек
(формы и способы его мышления, личностные
качества): он становится твор-ческой личностью.
На сегодняшний
день творчество перестает быть неким
таин-ством, в которое, по мнению ряда ученых
(А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон,
и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя
управлять; допустимо лишь создавать для
него соответствующие условия. Психологическая
наука приоткрыла за-весу над этим таинством
и показала фундаментальное значение
деятельностного подхода к формированию
творчества (Л.С.Вы-готский, А.Н.Леонтьев,
А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов,
Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский
и др.).Творчество в широком смысле - это
деятельность, направлен-ная на получение
чего-то нового, неповторимого, и поэтому
основным показателем творчества является
новизна его результата (художе-ственное
произведение, идея, механический прибор
и т.п.). Иначе говоря, новизна результата
творческой деятельности носит объек-тивный
характер, поскольку создается то, чего
раньше не су-ществовало. Сам же процесс
создания имеет субъективную ок-раску,
так как в нем проявляется индивидуальность
творца.
Детское творчество,
которое рассматривается как процесс,
приводящий к созданию субъективно нового
продукта, изучает-ся, как правило, в русле
исследования именно той деятельности,
в которой оно формируется (П.М.Якобсон,
Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова,
А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев
и др.). Отсюда вытекают и специфические
показатели развития творчества (музыкальное,
изобразительное, лите-ратурное и т.п.),
связанные прежде всего с анализом продукта
деятельности.Анализ современных концепций
творчества, представленных в книге «Основные
современные концепции творчества и одарен-ности»
(1997), демонстрирует очевидность существенного
расши-рения и углубления подходов к решению
проблемы творчества, выявлению его механизмов.
Истоки творческих
сил человека восходят к детству,
к той поре когда творческие проявления
во многом произвольны и жизненно
необходимы. Концепция дошкольного
воспитания рассматривает воображение
и творчество как предпосылки
формирования базиса личностной культуры.Интерес
к изобразительной деятельности детей
обусловлива-ется его важностью для развития
личности ребенка, и с годами потребность
в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Одно из условий
проявления творчества в художественной
деятельности - организация интересной
содержательной жизни ребенка: организация
повседневных наблюдений за явлениями
окружающего мира, общение с искусством,
материальное обес-печение, а также учет
индивидуальных особенностей ребенка,
бе-режное отношение к процессу и результату
детской деятельно-сти, организация атмосферы
творчества и мотивация задания. Формирование
мотивов изобразительной деятельности
от принятия, удержания, выполнения темы,
поставленной педагогом, до са-мостоятельной
постановки, удержания и выполнения темы
явля-ется одной из важных задач обучения.В
детском саду изобразительная деятельность
включает такие виды занятий, как рисование,
лепка, аппликация конструирование. Каждый
из этих видов имеет свои возможности
в отображении впечатлений ребенка об
окружающем мире.
В процессе занятий
аппликацией дети знакомятся с простыми
формами различных предметов, части
и силуэты которых они вырезают
и наклеивают.Аппликация - наиболее
простой и доступный способ создания
художественных работ, при котором
сохраняется реалистическая основа
самого изображения. Это дает возможность
широко использовать аппликацию не только
в оформительских целях (при изготовлении
наглядных пособий, пособий к различным
играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным
датам, оформление стенгазет, выставок,
помещений д/с), но и в создании картин,
орнаментов и т.д.
Основными признаками
аппликации являются силуэтность, плоскостная
обобщенная трактовка образа, однородность
цветового пятна (локальность) больших
цветовых пятен.Наиболее интересной и
доступной для детей дошкольного возраста
является аппликация из бумаги ярких расцветок,
аппликация из тканей и природного материала.
В последнее
время в детских садах стали
практиковаться занятия занимательного
характера, в которых аппликативной
техникой является техника коллажа, которая
заключается в том, что в изображении сочетаются
различные по фактуре материалы. Эта техника
может сочетать аппликацию и коллаж, вводить
коллаж в красочный слой живописного полотна
и все это делается для создания неповторимого
художественного образа.Занятия аппликацией
в технике коллажа или близкой к нему,
как правило носят интегрированный характер
так как воспитатель знакомит с новой
техникой, демонстрирует ее возможности,
обучает детей техническим приемам. Для
развития интереса используется интеграция
с другими видами деятельности: развитие
речи, музыка, ознакомление детей с художественными
произведениями.
Проведенное по
данной теме исследование выявило следующее:
дети с интересом занимаются, добиваясь
при этом качественного конечного результата,
если воспитатель применяет разный занимательный
материал.Основная мысль и гипотезе работы
полностью подтверждается. Для проверки
этой гипотезы были проведены занятия
констатирующего, формирующего и итогового
эксперимента.
Все они носили
характер занимательного материала. На
этих занятиях дети осваивали новую технику,
новые изобразительные материалы, новые
технические возможности этих материалов.Было
легко добиваться от детей проявления
самостоятельности и творчества.
Сравнивая результаты
констатирующего и итогового экспериментов
можно сделать вывод о том, что при целенаправленном,
систематичном, поэтапном обучении у детей
улучшились показатели проявления интереса
к теме и содержанию, увлеченности процессом
работы, оригинальности замысла, проявление
творчества и воображения.Таким образом
выдвинутая гипотеза в начале исследования
подтвердилась, поставленные задачи работы
осуществлены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арапова С.В.
Обучение изобразительному
3. Григорьева Г.Г.
Изобразительная деятельность дошкольников:
Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 1998.4. Григорьева Г.Г. Развитие
дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. - М.:
1999.
5. Детство: Программа
развития и воспитания детей
в детском саду. В.И. Логинова,
Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под
ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,
Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.6. Каракулова
О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.
7. Квач Н.В.
Развитие образного мышления
и графических навыков у детей
5-7 лет: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. - М.: Гуманит
изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Корчикова
О.В. Декоративно-прикладное творчество
в детских дошкольных учреждениях (серия
«Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс,
2002.
9. Косминская
В.Б., Халезова Н.Б. Основы