Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие художественного творчества
2. Особенности художественного творчества дошкольников
3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие личности ребенка средствами аппликации
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
4. Материалы и оборудование по аппликации
5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

диплом раб студ9.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

передать характерные  особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок  встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу); 

расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали); 

подобрать и  целесообразно использовать цвет и  его сочетания для передачи времени  года, состояния погоды, отношения  к изображаемому объекту и  явлениям (золотая осень, зимой в  лесу, уборка урожая). 

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций. 

Многообразие  окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. 

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по - разному  в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень». 

Дети старшей  группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а  в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.  

Тематический  набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени  года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции. 

Декоративная  аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные  элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. 

На занятиях в дошкольном учреждении применяется  декоративная аппликация с ленточной  и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные  элементы могут многократно повторяться  по горизонтали или вертикали  в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента. 

В центрально - лучевой  композиции узор развивается в направлении  от центра украшения равномерно к  краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.). 
 

Для воспроизведения  различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться  равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. 

3. Содержание  работы по аппликации в разных  возрастных группах 
 

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи: 

 Составлять  декоративный узор из различных геомет-рических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. 

 Составлять  изображение предмета из отдельных  час-тей; изображать сюжет. 

 Овладевать  различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание раз-ными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания. 

 Формировать  чувство цвета, знать основные  цвета и их оттенки, овладевать  умением составлять гармоничные цветовые сочетания. 

Формировать чувство  формы, пропорций, композиции.  

 Задачи и  содержание обучения аппликации  конкрети-зируются с учетом накопления  опыта и развития ребенка. 

Приобщение к  аппликации начинается с первой млад-шей группы. Педагог руководствуется известной особен-ностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готов-ность действовать. И главная задача взрослого - поддер-жать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей сози-дательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и само-стоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элемен-тарны: 

 Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, ска-тывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге матери-ал, который поддается преобразованию и имеет свои свой-ства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,

блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвет-ся, разрезается, по разному шуршит. 

 Дать малышам  представление о необходимых  инструментах и оборудовании  для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др. 

 Развивать  эмоциональную отзывчивость на  предло-жение взрослого сделать  что-либо, готовность соучаство-вать с ним в создании элементарных художественных по-делок. 

 Развивать  интерес, эмоционально положительное  отношение к элементарным действиям  с бумагой, стрем-ление самостоятельно  их выполнять. 

 Развивать  эстетическое восприятие и чувства: узна-вать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми. 

Содержание работ  в этом возрасте своеобразное: полу-объемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаич-ная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, си-рени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти прак-тическое применение для украшения интерьера куколь-ного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. 

Выполняя отдельные  действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представ-ления  о ней как о способе изображения с помощью бума-ги, преобразованной руками или с использованием инст-румента - ножниц. 

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происхо-дит  через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, пока-зать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности. 

Отдельное действие детей по преобразованию материа-ла педагог включает в целостный  процесс по созданию поделки. Это  действие (сминание бумаги в комочек, ска-тывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный резуль-тат, приобретает для ребенка практический смысл. 

Действия детей  с бумагой постепенно усложняются. 

Первые совместные со взрослым ручные результатив-ные  действия, включенные в контекст создания опреде-ленного «продукта», эмоционально подготавливают ребен-ка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи: 

1. Учить детей  составлять узоры из геометрических  форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. 

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм про-стые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и эле-ментарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.). 

3. Учить ребят  правильно держать ножницы, разрезать  узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц). 

Учить технике  намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой  с клеем ее края. 

4. Формировать  у детей осознанное отношение  к поряд-ку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь. 

5. Воспитывать  у дошкольников художественный  вкус. 

В средней группе решаются более сложные задачи: 

 Учить вырезать  детали для аппликации из разных  ма-териалов (бумага, ткань) простыми  способами - отре-зать, разрезать,  вырезать по контуру. 

 Приобщить  детей к созданию аппликации  из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу. 

 Обогатить  содержание аппликаций, обеспечив  более широкое ознакомление детей  с миром природы, предме-тами  народного искусства и т.п., а  также разнообразие используемых  деталей (не только геометрических  форм, но и растительных). 

 Учить ребят  располагать детали на округлых  формах: овале, круге, розетке. 

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее дей-ствует рука ребенка, поэтому появляются более  сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие дета-ли, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; сре-зая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержа-ния (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и выре-завшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз». 

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу  сред-него возраста они могут вырезать детали всеми вышеназ-ванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешкови-на, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изде-лий аппликация на ткани более долговременна и разнооб-разна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, ска-терть). 

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично  на картонной основе разных геометрических форм: поло-се, квадрате и т.д. 

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или  ткани, движением кисточки по контуру - листок нач-нет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного  пальца левой руки к краям листа. 

Для передачи образа детям предоставляются другие ма-териалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тон-кую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать. 

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной  техникой вырезывания - симметричным, силу-этным, многослойным, а также  техникой обрывания, пле-тения. Они  могут комбинировать технику. 

Дошкольники осваивают  новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъ-емная аппликация получается и при частичном наклеива-нии деталей, например только середины снежинки, цвет-ка, бабочки и т.п. 

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные  декоративные узоры как из геометриче-ских, так и из растительных форм. Более  сложными стано-вятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку. 

Дошкольники могут  выполнять многослойные сюжет-ные  аппликации из бумаги, ткани, сухих  листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в мно-гослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и накле-ивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются пред-меты заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз бу-дущей работы. 

Информация о работе Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста