Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XVII века период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства.

Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца.

Работа содержит 1 файл

Архитектурный ансамбль Версаля..docx

— 68.67 Кб (Скачать)

За партером Латоны на 335 м в длину и 64 м  в ширину раскинулся Зеленый газон (иначе называемый Королевской аллеей или Зеленым ковром). С него взору открывается вся перспектива Большого канала. С двух сторон эту длинную аллею обрамляют двенадцать статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств.

Зеленый газон  плавно спускается к вырытому в 1636 году бассейну, который был перестроен в эпоху Людовика XIV. В 1671 году здесь  установили замечательный скульптурный ансамбль из свинца работы Тюби, представляющий Аполлона в колеснице, запряженной  четверкой лошадей, и в окружении  тритонов и других морских чудовищ (Бассейн Аполлона).

За ним простирается Большой канал, который строился почти тринадцать лет. Длина канала - 1650 м, ширина - 62 м, длина поперечного канала составляет 1013 м. Король с придворными часто катался здесь на лодках и на кораблях, которые были подарены Венецианской республикой французскому монарху в 1674 году. Венецианские гондольеры жили рядом с Большим каналом в местечке, названном впоследствии малой Венецией.

С центральной  террасы и Водного партера  спустимся на несколько ступеней к Северному партеру, обустроенному в 1664 году. Декоративное убранство как дворцовых фасадов, таки фонтанов всецело посвящено водным божествам. Партеры украшены бассейнами Короны, в которых «плавают» свинцовые тритоны и сирены, когда-то блиставшие позолотой, - это произведения Тюби и Ле Онгра. В конце центральной аллеи находится фонтан «Пирамида» работы Жирардона, состоящий из четырех мраморных чаш, поставленных одна на другую, чаши поддерживают свинцовые тритоны, дельфины и раки. Вниз от «Пирамиды» в направлении к бассейну Нептуна плавно спускается Водная аллея, иначе называемая аллеей Смешных мальчуганов. В самом начале этой аллеи находится «Купальня нимф», шедевр Жирардона. Фонтан прямоугольной формы, в который каскадом стекает вода, украшен барельефами из свинца, на которых изображены купающиеся Нимфы.

Водная аллея  упирается своим полукруглым  краем в бассейн Дракона, символизирующий миф о схватке Аполлона со змеем Питоном, в которой Аполлон побеждает Питона; змей окружен дельфинами, вооруженными луком и стрелами амурами, храбро восседающими на спинах лебедей. Главная струя этого фонтана поднимается на высоту 27 метров. Скульптуры, которые можно видеть сегодня, являются копиями основательно пострадавших от времени и непогод оригинальных композиций братьев Марси.

Построенный под  руководством Ленотра в 1679-1681 годах  бассейн Нептуна был закончен в царствование Людовика XV в 1738 году с некоторыми изменениями, внесенными архитектором Жак Анжем Габриелем. Двумя годами позже была установлена скульптурная группа «Нептун и Амфитрита», работы Адама Ламбера-Сигизберта. 14 августа 1741года Людовик XV торжественно открыл фонтан, и многочисленные гости смогли восхититься игрой его 99 бьющих струй.

Оранжерея, над которой расстилается Южный партер, была построена в период с 1684 по 1686 годы архитектором Ардуэном-Мансаром. Она заменила прежнюю оранжерею, сооруженную по проекту Лево. Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.

Боскет  Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в соответствии с принципами парков «английского» типа на месте находившегося здесь прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

Исполненные по эскизам Лебрена фонтаны «Осень» и «Зима» посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны «Весна» и «Лето» - флоре и Церере. В 1668 году в честь «Большого королевского дивертисмента» на месте фонтанов «Осени», «Зимы» и «Лета» были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли «Празднества Любви и Бахуса». Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.

В северной части  парка, между «Зеленым кругом» и  «Звездой», в некотором отдалении  от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - «Детский остров», шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.  
 

2.3. Трианон: неофициальные «семейные» резиденции королей

Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить  здесь павильон для легких трапез; построенный в 1670 году архитектором Лево павильон был украшен сине-белой  фаянсовой плиткой, имитирующей  дельфтский фаянс, по которой павильон назвали Фарфоровым Трианоном.

За павильоном было сложно ухаживать, к 1687 году он пришел в непригодное состояние, и Король решает заменить его настоящей резиденцией. Архитектор Мансар построил здесь дворец, называвшийся по своему декору Мраморным  Трианоном и дошедший до наших  дней под названием Большой Трианон.

Людовик XV поздно проявил интерес к Большому Трианону, и только в 1750 году для короля и мадам де Помпадур были перестроены бывшие покои мадам де Ментенон. Во времена Людовика XVI дворцом стали пользоваться реже, отдавая предпочтение Малому Трианону, который был построен в 1762-1768 годы, когда монарх пожелал иметь в своем распоряжении небольшой уютный дворец.

Левое крыло Трианона. В 1687-1691 годы в левом крыле Большого Трианона размещалась часовня, вестибюль и буфетные комнаты, в которых подавались напитки.

В 1691 году Людовик XIV распоряжается обустроить здесь  апартаменты, а в 1703 году сюда въезжает его сын Дофин или как его  называли Монсеньор. В течение всего XVIII века эти апартаменты предназначались  ему. Лишь после Революции, в 1805 году, апартаменты были перестроены для  матери Наполеона I, а в 1810 году –  для Императрицы Марии Луизы.

Правое  крыло Трианона. В правом крыле располагаются две параллельные анфилады комнат, одна из которых обращена к верхнему партеру, другая – в сад Короля. В 1691-1698 годы в первых комнатах располагались апартаменты Людовика XIV, а после него – герцогини Бургундской (матери Людовика XV), которая скончалась в 1712 году. После этого в этих помещениях оборудуются апартаменты для приемов.

Комнаты, выходящие  в Сад Короля, неоднократно меняли владельцев: сначала их занимала мадам  де Ментенон, затем - Людовик XV и, наконец, мадам де Помпадур. Отведенные под  королевские покои при Людовике XVI, они перестраиваются при Наполеоне I, который устроил в них внутренние покои; при Луи-Филиппе в них  проживали принцессы Луиза и  Клементина.

Сады  Большого Трианона. По замыслу Людовика XIV, сады вокруг Трианона, как и во всех его резиденциях, были призваны выполнять главенствующую роль. Несмотря на плохой уход на протяжении XVIII века, сады Большого Трианона сохраняют, в общих чертах, планировку, продиктованную вкусами эпохи создания Фарфорового Трианона. (1670-1687 гг.) и художника - пейзажиста Лебуто (племянника Ленотра). В 1687 году, в период реконструкции Трианона, Ленотр полностью меняет планировку садов и занимается этим вплоть до своей смерти в 1700 году. Многочисленные боскеты остались тогда незаконченными, над завершением проекта работал Мансар. Лишь в 1704 году устанавливаются свинцовые статуи, которые чаще всего перевозятся в Трианон из постепенно приходящих в запустение версальских боскетов.

Аллея ведет  нас от Плоскодонного бассейна к  боскету Водного круга, располагающегося на оси Садового салона. Позади «Водного круга», на оси крайнего павильона  Лесного Трианона, возвышается «Водный  буфет» со ступенчатыми чашами выполненными Мансаром. Построенный из белого каррарского  и красного лангедокского мрамора  бассейн украшен скульптурами Ван  Клева, Мазьера, Ле Онгра, Пуарье и Арди, навеянными легендой о Нептуне и  Амфитрите. Это единственная в Трианоне композиция на мифологический сюжет.

Проходя от «Водного буфета» через «Зеленый зал» и  Каштановую рощу, мы вновь возвращаемся к Лесному Трианону. Параллельно  оси галереи и симметрично  «Подкове» расположен «Зал Античного  искусства» или «Амфитеатры». Здесь  сохранился полукруглый бассейн, окруженный четырьмя нимфами и 25 бюстами - копиями  с античных моделей.

Пройдя до конца  Лесного Трианона, где находится  фигурный бассейн, украшенный скульптурами животных (возможно работы Марси), мы попадаем во вторую половину садов Трианона. Расположенный в углу между Галереей и флигелем Лесного Трианона сад  «Родники» свидетельствовал об изменении  вкусов в садово-парковом искусстве, которое уже при Людовике XIV тяготело к английскому типу. К сожалению, 1776 году «Родники» сносят, а на их месте разбивают обыкновенный партер. Единственно сохранившимся памятником того времени является композиция Марси  «Амур верхом на дельфине» (1704 г.).

За ним раскинулся бывший королевский сад, который  когда-то был отделен стеной. Несмотря на плохой уход в течение XVIII века, он сохранил свой первоначальный облик.

Малый Трианон. В 1761 году мадам де Помпадур подсказывает Людовику XV идею о строительстве дворца во Французском саду. Проект поручается Габриелю, а уже в 1768 году торжественно открывают Малый Трианон.

Этот шедевр неоклассической архитектуры является, без сомнения самым совершенным  творением Габриеля. Расположенное  на квадратной площадке здание опирается  на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается  балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский  манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный  уровень виден только со стороны  фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура. Фасады украшены пилястрами и мощными  коринфскими колоннами.

Начиная с периода  правления Наполеона III, второй этаж полностью посвящается памяти Марии  Антуанетты. Постепенно залы заполняются  мебелью ее эпохи, которую перевозят  из других залов и с мебельного склада в Трианоне для того, чтобы  восстановить обстановку, характерную  для периода пребывания Королевы в этом маленьком дворце. Живописные полотна во дворце сохранились с  периода царствования Людовика XV.

В старых покоях Короля, занимающих помещения в аттике, реставрируется обивка, вытканная заново по моделям XVIII века, а также устанавливается  мебель, принадлежащая ранее монархам или принцам.

В других залах  собраны коллекции XIX века, сохранившиеся  в Малом Трианоне. Это, прежде всего  мебель, заказанная для Марии Луизы  или герцогини Орлеанской, которые  в свое время имели возможность  насладиться комфортом этого  замка, но память об их пребывании в  Трианоне несколько стерлась.

Французский павильон. В 1750 году архитектор Габриель возводит Французский павильон. Людовик XV любил здесь отдыхать после визитов зверинца, которые он лично сопровождал. Крестообразной формы павильон состоит из 4 кабинетов, лучами отходящих от центрального круглого салона. Снаружи павильон прост и очарователен, фигурные фасады оригинальны, сверху надстроена балюстрада, украшенная фигурами детей и вазами с цветами.

Театр Марии Антуанетты. В 1780 году архитектор Мик заканчивает строительство театра, расположенного рядом с Малым Трианоном. Внутреннее убранство созвучно декору Версальской оперы. Здание имеет продолговатую форму, сцена украшена монограммой Марии Антуанетты. Несохранившийся плафон был расписан Лагрене, на нем были изображены Аполлон, Музы и Грации; сегодня можно видеть лишь его копию.

Ферма Марии Антуанетты. Во второй половине XVIII века получают широкое распространение идеи Жан-Жака Руссо о необходимости возврата «к нетронутой природе». Эти новые идеи навеяли желание построить в Трианоне ферму - некую идеальную деревню, раскинувшуюся по берегам Большого озера. В 1783-1785 годы Мик строит двенадцать домиков. Обходя озеро слева, мы сначала видим сыроварню и башню Мальбрука, в цокольном этаже которой находится рыбацкий цех. Недалеко находится место, где ранее стояли помещения для молочного производства и амбара, которые использовали также в качестве бального зала. Затем мы проходим мимо домика охраны и голубятни. Пройдя по мостику, мы приближаемся к бильярду, который соединяется с Домом Королевы галереей. Наконец появляется будуар, иначе называемый Домиком Королевы, и мельница. Изящный внутренний декор домиков Фермы контрастирует с простотой их внешних фасадов. В некотором отдалении от Фермы находилась самая настоящая ферма: «здесь высаживали огороды, обрабатывали поля, подрезали деревья и выращивали ягоды и фрукты. Из окон своего Дома Королева могла видеть осла, везущего на мельницу пшеницу, - так нам рассказывает о Ферме Пьер де Ноляк. А мадам де Кампан добавляет: «прогуотделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Заключение  
 

Информация о работе Версаль как символ абсолютной монархии во Франции