Типология зданий торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:30, аттестационная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что торговые комплексы, являясь по определению крупными объектами, активно формируют городское пространство. Общественное питание в свою очередь играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Предприятия бытового обслуживания становятся всё более необходимыми людям, ведущим современный образ жизни и желающим, как можно меньше времени тратить на домашние дела. В практике проектирования и строительства появляются центры бытового обслуживания с широким набором услуг нестандартного спроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Здания для предприятий торговли………………………………………………….4
1.1. Магазины. Торговые центры……………………………………………………...4
1.2. Крытые рынки……………………………………………………………………...6
2. Предприятия общественного питания……………………………………………...8
3. Предприятия бытового обслуживания…………………………………….……...14
Заключение…………………..………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………………....21

Работа содержит 1 файл

Различные типы общественных зданий и сооружений развивались во времени как количественно.docx

— 45.59 Кб (Скачать)


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Здания для предприятий торговли………………………………………………….4

1.1. Магазины. Торговые центры……………………………………………………...4

1.2. Крытые рынки……………………………………………………………………...6

2. Предприятия общественного  питания……………………………………………...8

3. Предприятия бытового  обслуживания…………………………………….……...14

Заключение…………………..………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………………....21

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Различные типы общественных зданий и сооружений развивались  во времени как количественно, так  и качественно. Одни из них имеют  древние прототипы, другие возникли в более поздние времена, третьи появились в наше время. Можно  ожидать  и впредь рождения новых  видов и типов общественных зданий.

Многие общественные здания, сохраняя своё назначение, а часто  и название, непрерывно преображались  качественно и иногда становились  совершенно непохожими или малопохожими на своих предшественников. Большая  разница между современным универсамом  и зданием средневекового торговца лавкой на первом этаже, жильём на втором и складом на третьем, но и то и другое –торговые здания.

Классифицировать типы общественных зданий довольно трудно: во-первых, в  связи с их бесчисленным множеством, во-вторых, из-за применения разных критериев и признаков классификации и разных степеней дробления на виды и подвиды и т.д. В классификации включены наиболее массовые типы общественных зданий, которые делятся по наиболее широко распространённому традиционному принципу их разделения – по назначению – функции. В данной работе будут рассмотрены здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что торговые комплексы, являясь по определению крупными объектами, активно формируют городское пространство. Общественное питание в свою очередь играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Предприятия бытового обслуживания становятся всё более необходимыми людям, ведущим современный образ жизни и желающим, как можно меньше времени тратить на домашние дела. В практике проектирования и строительства появляются центры бытового обслуживания с широким набором услуг нестандартного спроса.

Глава 1. Здания для предприятий торговли

§1.1. Магазины. Торговые центры

Основными общественными  зданиями обслуживания населения жилого района являются магазины. Они могут  располагаться в отдельных зданиях  по функциональному признаку (булочная, овощи-фрукты и так далее) и в торговых центрах, которые за последние годы получили более широкое распространение. Их размещение и объемно-планировочное решение необходимо предусматривать исходя из функционального назначения, месторасположения торговых предприятий и вида товаров: товары повседневного пользования (хлеб, мясо, рыба, бакалея, молочные продукты и др.) и товары периодического пользования (промтовары, готовое платье, головные уборы, радио и фототовары, велосипеды, парфюмерия и т, п.). Также здания для предприятий торговли по виду товаров, которые в них продаются, подразделяются на продовольственные, промтоварные, универсальные или смешанные и узкоспециализированные.

Универсальные магазины - это известные всем крупные универмаги и торговые центры. К этой же категории следует отнести и небольшие сельские или поселковые магазины, а также широко распространенные в нашей стране и за рубежом так называемые универсамы. К особой категории зданий торговых предприятий относятся специализированные магазины различной величины - мелкие булочные, кондитерские, винные, а также крупные магазины, специализирующиеся на продаже обуви, одежды и т.д.

Архитектура торговых зданий зависит от их расположения: в составе торговых центров, встроенные, пристроенные или отдельно стоящие; одноэтажные или многоэтажные. Магазины, размещаемые в составе торговых центров, обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается  на первых этажах жилых домов, административных зданий (встроенные) или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым  домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа (встроенно-пристроенные). Эти виды зданий имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота, частая сетка колонн), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств).

Специальные отдельно стоящие  здания выгодно отличаются от встроенных и встроенно-пристроенных. Они в  большей мере обеспечивают удобную  планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации  торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных  для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, хозяйственные  дворы магазинов изолируются  от домов.

Современные проекты торговых зданий, особенно в продовольственной  торговле, предусматривают строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, которые позволяют наиболее эффективно использовать торговые площади, не требуют средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают наилучшие условия для торгово-технологического процесса. Вместе с тем для одноэтажных зданий необходима большая территория застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно.

 По капитальности сооружения  торговые здания делятся на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть). В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания могут быть кирпичными, каменными, гипсо-, шлако- и железобетонными. Типовые проекты наиболее современных магазинов предусматривают строительство индустриальными методами из сборных железобетонных конструкций, что значительно ускоряет процесс их строительства и ввода в действие.

По размеру торговых площадей торговые здания делятся на мелкие (до 250 м²), средние (250-1000м²), крупные (1000-5000 м²), особо крупные (свыше 5000 м²). Высота торговых залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м², в залах большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях – 2,7 м, а до выступающих конструкций – не менее 2,4 м. Состав и площади помещений назначают в соответствии с СИиП II-Л. 7-70.

При планировке торговых центров  необходимо решить такие основные вопросы, как доступ к месту торговли, подъезды и стоянки легкового транспорта, подъезды грузового транспорта, доставляющего  товары в магазины, место разгрузки  товаров, место для хранения товаров  и использованной тары. Надо проектировать  здания так, чтобы доставка товаров, ее разгрузка, распаковка были изолированы  от потока покупателей. Кооперированные  торговые центры компонуют по ячейковой  структуре с сеткой колонн преимущественно 6 × 6 или 6 × 12 м. При проектировании целесообразно предусматривать индивидуальные входы в помещения различного назначения — в отделение связи, аптеку или в помещении бытового обслуживания. Таким образом, эффективность торгово-технологического процесса в магазине во многом зависит от наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.д.).

§ 1.2. Крытые рынки

Одним из комплексов торговых зданий районных и городских центров  являются крытые рынки. Такие торговые предприятия, как крытые рынки, бывают двух типов: рынки для продажи  сельскохозяйственных продуктов и  комплексные рынки, где есть возможность  и продать сельскохозяйственные продукты, и купить необходимые промтовары. В первом типе рынков места продажи сельскохозяйственных продуктов расположены в центре зала и по периметру здания. В крытых рынках предусматривают торговые места постоянные, занимаемые государственными торговыми предприятиями, и разовые, предназначаемые для продажи товаров колхозами и отдельными лицами. Торговые места распределяют по зонам: продажа картофеля, овощей, фруктов, ягод, мяса, дичи, рыбы и т. д. Проходы проектируют различной ширины: основные 4-10 м, боковые 2,5-7 м, поперечные 1,5-5м. Общую площадь торгового зала рынка устанавливают из расчета 0,5 м² на одного покупателя, а площадь на одно торговое место принимают от 6 до 13 м². Температура внутри помещений рынка должна быть зимой не менее +5°С, летом не более +18 - 20° С.

Композиционное решение  рынков - центрическое-компактное, блочное и павильонное. Центрическая композиция более удачна, она требует значительно меньшей площади участка, сметная стоимость зданий меньше и она более экономична и по текущим затратам. В рынке проектируют служебно-вспомогательные помещения: санитарного обслуживания, административные помещения. Кроме того, должны быть буфеты и туалеты. В большинстве рынков имеются подвальные помещения, часто обеспеченные холодильниками для хранения не проданных скоропортящихся товаров.

В рынках второго типа наряду с продажей сельскохозяйственных продуктов  продают промышленные товары, например в центрально островных рядах торгуют продуктами сельского хозяйства, а в задней части и по окружности располагают магазины промтоваров.

К рынкам должны быть хорошие  подходы, не пересекаемые транспортными  магистралями, а также подъезды, на площадях перед рынками предусматривают стоянки легковых автомашин. У крытых рынков необходимо иметь площадки для торговли летом непосредственно с автомашин или с открытых торговых мест. Объем здания на одно торговое место колеблется в широких пределах - от 70 до 110 м².

 

 

 

Глава 2. Предприятия общественного питания

Предприятие общественного  питания – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Тип предприятия общественного  питания – вид предприятия  с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых  потребителям услуг.

Класс предприятия общественного  питания – совокупность отличительных  признаков предприятия определенного  типа, характеризующая качество предоставляемых  услуг, уровень и условия обслуживания.

Услуга общественного  питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя  в питании и проведении досуга.

Предприятия общественного  питания по характеру производства классифицируются на: заготовочные предприятия; доготовочные предприятия; раздаточные предприятия.

Заготовочное предприятие  общественного питания может  быть представлено отдельными цехами или комплексами цехов со своими общими или раздельными производственными  функциями и задачами. Цехи предназначены  для централизованного механизированного  производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий  и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии  и предприятий розничной торговли. Они специализируются на переработке  сырья и выпуске полуфабрикатов различной степени готовности и  кулинарных изделий из овощей, рыбы, мяса животных и птицы, мучных кондитерских изделий.

Доготовочные предприятия общественного питания осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления. Доготовочные предприятия могут находиться в самостоятельном управлении или представлять собой структурное подразделение организационной системы.

Раздаточные предприятия  реализуют готовую продукцию, полученную от заготовочных и других предприятий, и организуют её потребление в  залах. Функция производства в них  почти отсутствует. Предприятия смешанного типа выполняют все три функции, т.е. осуществляют полный цикл производственно-торгового процесса.

Таким образом, состав помещений  любого предприятия общественного  питания зависит от того, к какому типу относится данное предприятие: работающему на сырье; работающему  полностью на полуфабрикатах; промежуточному типу (частично на полуфабрикатах - например, мясо разрублено на крупные куски и др.). Наиболее распространен следующий состав помещений: торговый зал; раздаточная; кухня; заготовочная; холодильники; камеры и склады; бытовки для персонала; помещения для администрации и др.

Самые массовые предприятия общественного питания у нас - столовые. Столовые бывают трех видов: открытые для всех граждан; для работников данного предприятия; столовые со смешанным режимом работы или в любое время свободные для посещения как сотрудниками данного предприятия, так и всеми гражданами. Почти все столовые в стране работают по принципу самообслуживания.

Информация о работе Типология зданий торговли, общественного питания и бытового обслуживания