Шпаргалка по "Истории архитектуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

позднее барокко - первая половина XVIII в.
Стилем этой эпохи - с конца XVI и почти до конца XVIII в. является барокко (итал, barocco - странный, причудливый; порт, perola barrocca - жемчужина неправильой формы. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Как и Контрреформация, этот стиль распространился из Рима. Сооружения этого стиля, пышность декораций пропагандировали авторитет церкви и государства. Стиль барокко на протяжении почти 150 лет являлся единственной стилевой формой, которая отвечала всем художественным, духовно-историческим и общественным потребностям современников.

Работа содержит 1 файл

Ответы, Ист. арх. IV.docx

— 6.27 Мб (Скачать)

Уже в XVIII в., в правление Людовика XV (1715 - 1774), Версальский дворец оказался излишне барочным. Поэтому центральную  часть дворца и интерьеры перестроили  по проекту Габриэля. Часть здания была разрушена, и в дворцовый комплекс были включены придворная капелла и Оперный театр. Объем капеллы с островерхой крышей виден с парадного двора. Ее высокая шиферная кровля, контрфорсы и большие окна вызывают ассоциации с образами готического зодчества.

Театр, построенный во второй половине XVIII в. Габриэлем, замыкает: южное крыло с торца, и его объем почти не выявлен. Зал театра отделан с исключительной роскошью.

Малый Трианон, построенный в Версальском парке по заказу Людовика XV в 1762 - 1768 г, Габриэлем, служит ярким примером классицизма второй половины XVIII в. (рис. 6.15). Композиция фасада построена на математической четкости пропорций. Его внешний вид воплощал стремление архитекторов к простоте. Здесь оно подчеркнуто минимумом декора: использованием сдержанного коринфского ордера, едва украшенными простой лепниной окнами. Завершается здание подчеркнуто просто: балюстрадой без скульптурных украшений.

 




 

 

Рис. 6.15. Версаль, Малый Трианон, 1762-1768 гг., архитектор Габриэль



Строительство Версаля и других загородных дворцов оказало огромное влияние на развитие прикладного  искусства. В 1662 г. Кольбер купил известную ковровую мастерскую гобеленов и учредил королевскую гобеленовую мастерскую. Директором был Шарль Лебрен. Большинство гобеленов Версаля выполнено по его картонам. Они изготавливались сериями и были связаны сюжетным единством. Крупнейший мастер художественной мебели Андре Буль для отделки применял орнаментальную инкрустацию из различных сортов дерева, золоченой бронзы, перламутра, черепахи, слоновой кости.

Художественная промышленность Франции  во второй половине XVII в. находилась в  состоянии расцвета. Высокие эстетические достоинства отличали разнообразные  произведения XVII в.: серебряную посуду, бра, торшеры, канделябры, мебель, ковры, ткани и многое другое. Все это  входило в общий архитектурно-художественный ансамбль и являлось неотъемлемой частью «большого стиля». Централизованная организация художественных промыслов  привела к стилевому единству. Изделия французского прикладного искусства разошлись по странам Европы как образцы для подражания. Версаль решительно закрепил за Францией перешедшее к ней первенство в архитектуре Европы.

В Версальском комплексе четко  определилась планировочная схема  связи дворцового комплекса с  городом, на основе которой сложился тип регулярной симметрично-осевой планировочной системы европейского города эпохи абсолютизма. Влияние Версаля на развитие градостроительства оказал и его парк. Многие приемы градостроительства родились под влиянием версальского парка. Версаль оказал воздействие и на дальнейший ход эволюции основных типов жилой архитектуры во Франции.

46. Сравнить купольные сооружения Парижа (ц. Сорбонны Валь-де-Грас, собор Дома Инвалидов, Пантеон). Дать характеристику.

Ко времени Первой империи относится  создание в Париже ряда больших архитектурных  перспектив, которые связали в  общую структуру площади, расположенные  далеко друг от друга. Ориентирами этих перспектив часто становились существующие здания. Такими явились улица Суффло, проложенная по оси Пантеона, и улица Валь-де-Грас, ориентированная на одноименную церковь монастыря. Архитекторы Персъе и Фонтен разработали новый генеральный план развития Парижа, отличающийся грандиозностью замыслов. Продолжались значительные работы по благоустройству города.

Многие особняки, построенные в  этот период, отличались от традиционного  типа отеля. Планировка квартир в  доходных домах мало изменилась в  этот период по сравнению с предшествующим. Дома обычно имели простые фасады: рустованный первый этаж, прямоугольные, вытянутые в высоту окна с фронтонами. К концу первой трети XIX в. фасады начали усложняться.

Типичным примером французского неоклассицизма служит Комедии Франсез (1787 - 1790 гг.). Снаружи здание покрыто рустованным камнем, фасад украшает восьмиколонный дорический портик.

47. Ф.Мансар и его роль в развитии архитектуры Франции XVII в.

Церковь монастыря Валь-де-Грас, которую начал строить Франсуа Мансар в 1645 г., а с 1665 г. продолжил Лемерсъе, в плане представляет латинский крест со средокрестием, увенчанным куполом на высоком барабане. Фасад - двухъярусный, ордерный, с выступающими вперед колоннами нижнего уровня и смещенными назад колоннами центральной части, создает запоминающийся образ барочного сооружения (рис. 6.4).





Рис. 6.4. Париж. Церковь монастыря Валь-де-Грас. 1645 г.

Архитекторы Ф. Мансар, Лемерсье

Барочная тенденция в архитектуре  Парижа прослеживается на протяжении почти всего XVII в. К таким сооружениям  относится церковь Сен-Рош, которую возвел архитектор де Котт (рис. 6.5), и храм в ансамбле Дома ннвалидов, который играет большую градоформирующую роль и построен Ж.-А. Мансаром в 1680-1707 гг.

 


 

Рис. 6.5. Церковь Сен-Рош, конец XVII в. Архитектор де Котт



 

Дом инвалидов, возведенный по проекту Брюана, представляет собой громадный комплекс, предназначенный для проживания шести тысяч инвалидов предшествующих войн, и включает спальные корпуса, столовые, больницу, церковь и другие необходимые помещения (рис. 6.6).

Новую церковь Дома инвалидов зодчего Ж.-А. Мансара построили чуть позже самого комплекса, она располагается между двумя крыльями Дома инвалидов. Огромная купольная ротонда преобразила весь ансамбль. Ясность композиции, уравновешенность масс сочетаются с торжественностью образа.

 

Это центрическая композиция, с планом, вписанным в квадрат, углы которого образованы капеллами. На фасаде - двухъярусный портик, высокий барабан нестет золоченый купол диаметром 27 м. Мотив вертикального движения начинается от колонн портика и идет вверх до самого купола, высота которого увеличена за счет аттика, расположенного между куполом и барабаном. Консоли и позолоченное рельефы вокруг купола подчеркивают барочный динамизм церкви (рис. 6.7).


Рис. 6.6. Париж. Дом инвалидов. Архитектор Брюан



 


 

Рис. 6.7. Церковь Дома инвалидов. Фасад. 1680-1707 гг. Архитектор Ж.-А. Мансар



 

Конструкция купола сложная, трехслойная. Нижняя оболочка имеет большое круглое отверстие, через которое виден второй эллиптический свод с росписью, с подсветкой естественным светом из пазух нижнего свода. Верхний деревянный, купол несет покрытие (рис. 6.8). Внутреннее пространство собора построено на четкой соразмерности всех частей. В XIX в. в церкви Дома инвалидов был захоронен Наполеон: в полу ротонды сделали углубление - своеобразную открытую крипту и надгробие из зеленого гранита и порфира, который привезли из Карелии. Отделку собора после смерти Мансара заканчивал де Котт. Ротонда Мансара явилась ярким акцентом, заставившем по-новому заиграть весь огромный ансамбль, и стала высотной доминантой Парижа.

 

Рис. 6.8. Церковь Дома инвалидов. План и разрез



48. Характеристика творчества Ж.А. Мансара. Конкретные примеры.

48. Характеристика творчества Ж.А. Мансара. Конкретные примеры.

Жюль Ардуен-Мансар 91646-1708) Строительство Версаля. По их замыслу, большой дворец – должен распологаться на искусственной террасе, где сходятся три главных проспекта Версаля, один из них – средний – ведёт к Парижу, а два боковых – к загородным дворцам Со и Сен-Клу. Мансар, приступив к работе в 1678г., овормил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделена на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца палаццо эпохи возрождения отделан рустом, средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда столбиков, Жсоединённых перилами) и скульптурными гркппами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. интерьеры дворца отличаются от фасадов роскошью отделки. ( Дом Инвалидов, Вандомская площадь).

49. Сделать сравнительный анализ купольных сооружений: собора Дома Инвалидов, церкви св. Женевьевы.

Новую церковь Дома инвалидов зодчего Ж.-А. Мансара построили чуть позже самого комплекса, она располагается между двумя крыльями Дома инвалидов. Огромная купольная ротонда преобразила весь ансамбль. Ясность композиции, уравновешенность масс сочетаются с торжественностью образа.

Конструкция купола сложная, трехслойная. Нижняя оболочка имеет большое круглое отверстие, через которое виден второй эллиптический свод с росписью, с подсветкой естественным светом из пазух нижнего свода. Верхний деревянный, купол несет покрытие (рис. 6.8). Внутреннее пространство собора построено на четкой соразмерности всех частей. В XIX в. в церкви Дома инвалидов был захоронен Наполеон: в полу ротонды сделали углубление - своеобразную открытую крипту и надгробие из зеленого гранита и порфира, который привезли из Карелии.

Архитектор писал, что он хотел  «соединить в этом сооружении легкость готических конструкций с чистотой и великолепием греческой архитектуры». Разработка проекта относится к 1756 г. На месте старой готической церкви в аббатстве Св. Женевьевы началось строительство. Денежные затруднения, критика со стороны противников зодчего, тесный участок - все это осложнило работу, и храм закончили только в 1790 г.

План церкви представляет собой  греческий крест, чуть удлиненный за счет портика (рис. 6.32). Над средокрестием возносится купол на высоком тамбуре, охваченном колоннадой. Конструкция купола состоит из трех оболочек: средняя остается невидимой, но выполняет важную конструктивную функцию, поддерживая внешнюю оболочку (рис. 6.33). Шестиколонный портик коринфского ордера отмечает вход. Расположенный на высоком холме храм получил господствующее положение в силуэте города, играя роль важного градоформирующего элемента Парижа. Почти сразу после завершения строительства он был превращен в усыпальницу великих людей Франции. Первым был захоронен один из вождей французской революции Мирабо, затем Марат, Вольтер. В связи с этим был заложен ряд окон, что несколько изменило облик сооружения.

50. Планировочная организация, назначение французского отеля XVII - XVIII вв.

? 35

51. Сравнить планировочную организацию и архитектуру фасадов двух палаццо Возрождения: Строцци и Ручеллаи.

 

Рис. 4.1. План Флоренции эпохи Возрождения: 1 - ворота Санта Кроне; 2 - церковь Санта Кроне; 3 - площадь Санта Кроне; 4 - палаццо Веккио; 5 - площадь Синьории; 6 - лоджия деи Ланци; 7 - ул. Уффици; 8 – площадь дель Подеста; 9 - собор; 10- соборная площадь; 11- баптистерий Сан Джованни; 12 - палаццо Медичи-Рикарди; 13 - церковь Сан Лоренцо; 14 - церковь Санта Мария Новелла; 15 - палаццо Строцци; 16 - палаццо Ручеллаи; 17 - башня-ворота городских укреплений; 18 - церковь Сан Миньята; 19 - понте алле Грацие; 20 - понте Веккио; 21 - сады Боболи; 22 - палаццо Питти; 23 - понте Питти; 24 - понте Тринита; 25 - монастырь Санта Спирито; 26 -- церковь Санта Мария дель Кармиле и капелла Бракаччи; 27- дорога на Пизу и Ливорно



Палаццо Строцци архитектора Майано, построенное во Флоренции, в планировочном отношении представляет особый интерес, т.к. это уже абсолютно симметричная композиция с двором правильной прямоугольной формы, со входами, расположенными на продольной оси, и третьим входом на оси главного фасада. А во внешнем облике здания, наоборот, заметно движение в обратном направлении: суровый фасад с маленькими окошками первого этажа, практически без украшений (рис. 4.27).

 




 

 

Рис. 4.27. Флоренция. Палаццо Строцци. Архитектор Майано



На  фоне дворцов - крепостей, которые строились  во Флоренции в XV в., нарядностью  выделяется палаццо Ручеллаи, в котором впервые был применен ордер для украшения фасада. Это едва ли не первое сооружение из построенных крупнейшим архитектором и теоретиком того времени, живописцем и поэтом, музыкантом и математиком - Леоном Баттиста Алъберти (1404 - 1472 гг.).

 

Увлеченный изучением архитектуры  античности, Альберти в палаццо Ручеллаи использовал тектонические приемы построения ордерной композиции (рис. 4.19). Принцип облегчения фасада по мере подъема вверх он реализовал в виде изменяющихся в каждом этаже ордерных пилястр, поддерживающих антаблементы. В первом этаже - дорический ордер, во втором и третьем - коринфский. Структурные построения окон также напоминают античность. Внутренний двор прямоугольной формы имел аркады по двум противоположным сторонам.

52. Сравнить флорентийское палаццо XV в. с венецианскими этого же времени. Что общего, в чем разница?

Леон Батист Альберти хотел вернуться к классическому стилю с его чёткими формами, строгой планировкой зданий, стенами с ордером и сдержанным оформлением, но было много и необычного, обращённого в будущее. Флорентийское палаццо (дворец) Ручелаи (1446-1451гг.), которое завершил помощник Альберти, Бернардо Росселино. Общая композиция здания традиционна, зато фасадная (передняя) стена приобрела новые черты. Стена выложена гладкими отшлифованными каменными блоками, украшена пилястрами.

Тип палаццо (городской особняк  эпохи возвождения)  складывается во Флоренции в 15в. Его особенностью является чёткое разделение замкнутого объёма здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (неотёсанный) для облицовки фасадов, сильно вынесенный декоративный карниз.

53. Постройки Империи. Франция к XVIII - 1 треть XIX вв.

Конец XVIII - первая треть XIX вв. - сложный  период в жизни Франции, ознаменованный событиями буржуазной революции (1789-1794), разрушившей феодальные устои общества и утвердившей капитализм. Это  время Консульства и Первой империи (1799-1814 гг.), на годы которых приходится начало промышленного переворота, создавшего предпосылки для возникновения  новых, типов зданий. Рост городов  выдвигал на первый план проблему перепланировки уличной сети, благоустройства. Основным типом городской застройки стал доходный многоквартирный дом. Претерпел  изменения отель - аристократический  дворец превратился в особняк  богатого буржуа.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории архитектуры"