Шпаргалка по "Истории архитектуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

позднее барокко - первая половина XVIII в.
Стилем этой эпохи - с конца XVI и почти до конца XVIII в. является барокко (итал, barocco - странный, причудливый; порт, perola barrocca - жемчужина неправильой формы. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Как и Контрреформация, этот стиль распространился из Рима. Сооружения этого стиля, пышность декораций пропагандировали авторитет церкви и государства. Стиль барокко на протяжении почти 150 лет являлся единственной стилевой формой, которая отвечала всем художественным, духовно-историческим и общественным потребностям современников.

Работа содержит 1 файл

Ответы, Ист. арх. IV.docx

— 6.27 Мб (Скачать)

42. Сопоставить организацию парижских площадей: Вандомской и Согласия. Проанализировать их место в генплане.

Площадь Вандом, строительство которой завершили в 1701 г., в плане представляет четырехугольник со срезанными углами, окруженный по периметру однотипными зданиями. Они объединены единой крышей в отличие от зданий на площади Вогезов, построенных почти на столетие раньше. Известно, что для обеспечения единообразия окружающих площадь домов Мансар начал возводить только лицевые фасады. Первый рустованный этаж представляет собой аркаду, на осях двух длинных непрерывных сторон и на срезанных углах архитектор разместил шести- и четырехколонные портики с полуколоннами коринфского ордера и барельефами на фронтонах. Все фасады обработаны коринфскими пилястрами. В центре была установлена конная скульптура Людовика XIV работы Жирардона. В революцию она была снесена, а в начале XIX в. в центре площади установили триумфальную колонну, посвященную победам Наполеона.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.16. Париж, арка Сен-Дени, 2-я половина XVII в., архитектор Блондель



 

Рис. 6.17. Генплан центра Парижа



 

 



 

Рис. 6.18. Париж, площадь Вандом, закончена в 1701 г., архитектор Ж-А. Манеар



Соразмерность площади, ясное композиционное построение определили ее важное значение как образца градостроительного искусства Франции конца XVII в.

Вторая  площадь, построенная Ж.-А. Мансаром в этот период, - площадь Побед - располагалась на перекрестке двух новых улиц. В центре - конная статуя Людовика XIV работы Жирардона. К моменту открытия площади застройки еoе не было, а круговой периметр площади отмечала декорация на холсте с

изображением фасадов, задуманных архитектором. Ж.-А. Мансар придерживался прежней традиции обеспечения единства застройки площадей единообразными фасадами, в данном случае с аркадой по нижнему ярусу, ионическими пилястрами большого ордера, с люкарнами на высоких крышах с изломом, которые носят название мансардных по имени архитектора Франсуа Мансара.

Характерными особенностями  площадей XVII в, Франции являются правильные геометрические очертания, закрытый характер (застроены по периметру), единообразие сооружений, их окружающих, четко выраженное осевое построение, обелиск или скульптура в центре.

43. Выставочные сооружения конца XIX в. (Эйфелева башня, Хрустальный дворец и др.). В чем заключается их новизна, авторы?

Победа на конкурсе дала ему возможность  построить сооружение, которое стало  известно как Хрустальный дворец (рис. 9.3). Павильон собирался из легких стандартных сборных металлических конструкций с заполнением из стекла. Все элементы изготавливались фабричным способом и собирались за короткий срок. Длина основного нефа 563 метров при высоте 19,5 метров.

 

 

Рис. 9.1. Париж. Павильон Всемирной  выставки 1878 г., архитектор Г. Эйфель



 

К этому же времени относится  строительство вокзала в Паддингтоне в Лондоне, где были использованы современные конструкции инженером Брюнелем и архитектором Виаттом.

С развитием металлургии в начале века появился надежный литой чугун, а затем стальной прокат, который  быстро вытеснил камень и дерево из большепролетных конструкций. В  Англии был построен металлический мост через реку Северн. В 1889 г. инженеры Бейкер и Фоулер спроектировали консольную конструкцию моста через реку Форт. Длина моста была более полутора километров.

 

 

 

Рис. 9.2. Эйфелева башня, 1889 г.,

архитектор Г. Эйфель



Реализация этого смелого проекта  потребовала решения многих инженерных задач и повлекла человеческие жертвы.

Мост Тауэр, в формах которого использованы мотивы неоготики, во второй половине XIX в. построили в Лондоне по проекту Вулъф-Берри и Джонса. К этому же времени относится строительство моста в Гамбурге через северную Эльбу (инженеры Майер, Хауерс, Пайпер), решение которого воспринимается современным даже в наши дни (рис. 9.4).

Уже в середине XIX в. элементы балочных мостов были типизированы, а к началу XX в. английская промышленность выпускала  большой ассортимент металлических  прокатных элементов.

Следующим прогрессивным шагом  было устройство каркасных конструкций  в современном значении этого  слова. В 1848 г. в США была возведена пятиэтажная фабрика с железными колоннами, Изобретателем каркаса был Дж. Богарт. В 50-60-х годах XIX в. был выдан ряд патентов на изобретение конструкций из железобетона. Во Франции, Англии возводились здания из бетона.

 


Рис. 9.3. Лондон. Выставочный павильон «Хрустальный дворец», 1851 г.,

архитектор Пэкстон



44. Триумфальные арки Парижа, их значение, место в градостроительной структуре города. Связь с античностью.

Строительство Триумфальной Арки начал в 1806 году Ж.-Ф.Шальгрен, выполняя волю Наполеона, пожелавшего посвятить ее Великой Армии. Арка была завершена к 1836 году. У нее только один овальный пролет, а по своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме: высота ее 50 метров, а ширина - 45. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен барельеф работы Франсуа Рюда, представляющий выступление в поход волонтеров в 1792 году и более известен под названием "Марсельеза". Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. Под Аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, где хранится история сооружения памятника и где можно прочесть имена 558 генералов.

. Были построены торжественные  въезды в город, в качестве  прообразов для которых послужили  римские триумфальные арки. Блондель построил арку Сен-Дени (рис. 6.16), Булле - арку Сен Мартен, были возведены и другие. В Париже продолжали строительство королевских площадей. На рубеже XVII - XVIII вв. Жюлъ Ардуэн Мансар построил две площади: Вандом и Побед, обе посвящены Людовику XIV (рис. 6.17, 6.18)

45. Версаль как выдающийся памятник архитектуры и садово-паркового искусства французского классицизма.

Новое понимание  города как единого и растущего  организма находило отражение в  градостроительстве этого времени, в первую очередь в организации  площадей. Площадь рассматривали  как узел в системе уличной  сети, организующий связь частей города. Архитекторы в своих проектах предлагали другой тип площади - открытый, который позволял визуально связывать площадь с окружением. Теоретики утверждали, что на площади должны находиться общественные сооружения: ратуша или биржа. Большое влияние на развитие градостроительных идей оказал Версаль. Создавались площади, для которых характерны новые подходы в их организации: в Бордо, Ренне, Реймсе, Руане.

Большой интерес представляет ансамбль Во-ле-Виконт, который был построен в 1661 г. для могущественного Фуке архитектором Луи Лево, паркостроителем Андре Ленотром и создателем интеръеров Лебреном (рис. 6.12). Здание двухэтажное с центральной, выдвинутой вперед частью в виде полуовала на главном фасаде и едва выступающими боковыми ризалитами. Колонны поэтажного ордера центральной части рустованные. Фронтон входного портала

украшен лежащими фигурами. Над центральной и боковыми частями - высокие раздельные кровли. Эти черта роднят замок с архитектурой более раннего периода. В замке были созданы великолепные интерьеры, сохранившиеся до наших дней. Парк замка Во-ле-Виконт явился своеобразным прообразом Версальского. Парковую композицию Ленотр сделал осевой, развив ее в направлении север-юг, с системой плоских партеров, лежащих в разных уровнях. Из задуманных 36 бассейнов построено было только 20. Зону партера с центральной аллеей, кот замыкается на расстоянии 1800 метров от дворца фигурой Геракла, пересекает невидимый от дворца широкий поперечный канал длиной 1000 метров. Все водоемы и фонтаны питает водой река. В следующей крупнейшей работе Ленотра, Версальском парке, огромный водоем получит крестообразную форму с домированием осевого направления водного зеркала. Ему будет отведена роль важнейшего элемента объемно-пространственной композиции всего комплекса.




 




Рис. 6.12. Дворщово-замковый комплекс


Во-ле-Виконт, 1661 г., архитекторы  Лево, Ленотр

В 1664 г. Людовик XIV поручил архитектору Лево перестройку Версальского замка. Король хотел, чтобы его дворец размером и величием превзошел дворцы его министров. Строительство дворцов и парков Версаля проходило в несколько этапов в XVII - XVIII вв. и явилось крупнейшим строительством своего времени, повлиявшим на развитие французской архитектуры в целом. Версаль стал средоточием важнейших явлений художественной жизни. В создании этого ансамбля были заняты все известные скульпторы и художники того времени. На протяжении XVIII в. взоры всех европейских монархов были обращены к Версальскому дворцу как образцу для подражания, а влияние французского искусства получило повсеместное распространение (рис. 6.13).



 

 

Рис. 6.13. Версаль XVII-XIX вв., генплан,

архитекторы Лево, Ж.-А. Мансар, Габриэль, Ленотр, Лебрен:

1 - площадь Армии; 2 - партеры и боскеты; 3 - оранжерея и озеро Швейцарцев; 4 - бассейн Аполлона и большой канал; 5 - Большой трианон; 6 - Малый трианон,

7,8 - Большие и Малые конюшни



Основными создателями этого грандиозного по масштабам, смелости и широте художественного замысла ансамбля были Лево, Ж.-А. Мансар, Габриэль, Ленотр - паркостроителъ, Лебрен - декоратор.

Первый этап строительства Версаля  начался в 1624 г., когда он представлял  собой небольшую постройку, затем  его увеличили, превратив в охотничий  замок П-образной формы. От него сохранился Мраморный двор. Следующий этап связан с перестройкой, которую в середине XVII в. начали Лево и Леонтр. В качестве главной резиденции короля Версаль должен был возвеличивать и прославлять безграничную мощь французского абсолютизма. Этому подчинена главная идея комплекса, в котором дворец безусловно доминирует над всем окружающим пространством.

В 1670-х гг. начался третий этап. Ж.-А. Мансар еще больше расширил дворец, пристроив корпуса, сильно выдвинутые во двор и фланкирующие его переднюю часть, называемую Королевским двором (рис. 6.14). Он же выстроил гигантские крылья, отошедшие на юг и север от дворца, созданного Лево. В процессе перестройки образовалась глубинная ступенчатая композиция с Мраморным двором в глубине, Королевским и Передним дворами впереди между параллельными министерскими корпусами, сдвинутыми от оси и построенными позже. Замощенный клинкером пространный Передний двор полого поднимается от ворот к дворцу, и на самой высокой его отметке, на главной оси, в 1834 г. был установлен конный памятник Людовику XIV - произведение Петио и Картелъе. К дворцу сходятся три дороги: центральная ведет в Париж, две другие - в Сен-Клу и Со. Между ними Мансар расположил два одинаковых сооружения: Большие и Малые конюшни, зафиксировав трехлучие.

 

 

Рис. 6.14. Версальский дворец, этапы строительства:

 Людовик XIII, 1624 г.;                1669 г. - Ле Во;

 1678 г. - Ж.-А. Мансар;                  1765 г. - Габриэль



На оси дворца на втором этаже  архитектор разместил апартаменты  короля, являющиеся смысловым центром  здания. Окна спальни короля ориентированы  на дорогу в Париж. От апартаментов в боковые флигели и крылья расходится огромная анфилада комнат. Мансар построил Зеркальную галерею, огибающую

центральный ризалит вдоль парка. С одной стороны здания были расположены открывавшиеся в сад окна, с противоположной - венецианские зеркала. В зеркалах отражался свет, золото, цветной мрамор и фрески с жизнеописанием монарха. По разные стороны галереи располагались салоны Войны и Мира. (Все салоны Версаля были посвящены определенным темам.) Семь комнат королевских апартаментов именовались по названиям планет, и в их отделке использовались соответствующие аллегории. Стиль этой галереи стал образцом украшения для европейских дворцов. В центральном корпусе были сосредоточены анфилады нарядных залов и личные покои короля и королевы. В боковых крыльях располагались придворные, министры, гости.

В отделке внутренних помещений  использовались мотивы барокко: круглые  и овальные медальоны, сложные картуши, орнаментальные узоры, декоративная живопись, позолоченная деревянная резьба, бронза, мрамор, зеркала. Почти все интерьеры  того времени выполнены Лебреном.

Восточный фасад замыкает всю планировочную  композицию регулярного парка, террасами  спускающегося к удаленной части, с каналом в форме гигантского  креста. Садовый фасад длиной в 680 м расчленен сильно выдвинутым средним  ризалитом с Зеркальной галереей и мерно чередующимися, слегка выстуупающими четырех-, шести- и восьмиколонными портиками, увенчанными на парапете аттикового этажа декоративными статуями, вазами и военными трафеями. Здесь в определенной мере нашли отражение поиски французскими архитекторами своего, оригинального ордера, осуществленные по инициативе французской Академии архитектуры.

В огромном парке присутствуют строгая  регулярность, симметрия, соподчиненность  главного и второстепенного. Главная  ось, на которой расположен водоем, уходит в бесконечность - характерная  особенность садов классицизма. Перед дворцом с запада располагаются  партеры, бассейны, бесчисленное количество фонтанов в парке. Спецификой того времени  была аллегоричность скульптуры, корой  насыщен парк. В 1670 г. Лево построил в парке Фарфоровый Трианон описное сооружение с крышей из золоченого свинца, декорированное фарфором желтого, белого и голубого цветов. В 1687 г. его сломали, как не отвечающее стилистике нового времени. На его месте Ж.-А. Мансар и де Котт возвели Большой Трианон, новое одноэтажное здание с колоннами ионического ордера из дорогих сортов мрамора с плоской кровлей в стиле классицизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории архитектуры"