Шпаргалка по "Истории архитектуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

позднее барокко - первая половина XVIII в.
Стилем этой эпохи - с конца XVI и почти до конца XVIII в. является барокко (итал, barocco - странный, причудливый; порт, perola barrocca - жемчужина неправильой формы. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Как и Контрреформация, этот стиль распространился из Рима. Сооружения этого стиля, пышность декораций пропагандировали авторитет церкви и государства. Стиль барокко на протяжении почти 150 лет являлся единственной стилевой формой, которая отвечала всем художественным, духовно-историческим и общественным потребностям современников.

Работа содержит 1 файл

Ответы, Ист. арх. IV.docx

— 6.27 Мб (Скачать)

Площадь дель Попполо расположена у главных, северных, ворот, ведущих в город. В 1560-х г. у стен средневековой церкви XI в. Санта Мария деи Попполо архитектор Виньола возвел монументальные городские Фламиниевые ворота. Тогда же у этих ворот архитектор Фонтана создал площадь и в ее центре как в фокусе трех расходящихся магистралей установил египетский обелиск (рис. 5.16). Через 100 лет после работ Фонтаны были выстроены две симметричные церкви: Санта Мария деи Мираколи (начата К. Райналъди и закончена Л. Бернини) и Санта Мария ди Монтесанто (архитектор Росси). Обе церкви имеют похожие портики и купола. Они фланкируют главную магистраль Рима - улицу Корсо (рис. 5.17). Пьяцца дель Попполо в форме трапеции в XVII в. не имела законченного вида. В XIX в. по распоряжению Наполеона, захватившего Италию, французский архитектор Ж. Валадъе объединил основные сооружения площади в ансамбль с помощью полукруглых стенок. Египетский обелиск был включен в композицию фонтанов в центре площади (рис. 5.18).

 

 

Рис. 5.16. Рим, план площади дель Попполо, начало 1662 г., архитекторы Фонтана,

Райкальди, Бернини, Росси. Закончена в начало XIX в.:

1 - ворота дель Попполо; 2 - обелиск; 3 - церковь Санта Мария ди Монте Санта;

4 - церковь Санта Мария деи Мираколи



 

 

Рис. 5.17. Рим, генплан площади дель Попполо до завершения в XIX в.



 

33. Площадь Навона в Риме. Чем объясняется форма площади, каковы композиционные акценты ансамбля?

Площадь Навона расположена на территории древнего стадиона. Ее конфигурация - сильно вытянутый овал - напоминает об этом. Еще в Средние века она была местом карнавалов и каруселей. Площадь Навона не вписывается в правила построения ансамблей и площадей этого периода. Замкнутость, обособленность в общей планировочной структуре делают эту площадь исключением (см. рис. 5.11).

В 1652 г. архитектор Карло Райналъди начал строительство церкви Св. Агнессы и рядом расположенного дворца Памфили (завершал строительство церкви Борромини) на площади Навона.

Церковь в плане представляет собой  крестообразную центрическую композицию с восьмигранником в центре. За счет того что внутренний объем церкви обстроен со всех сторон дополнительными  помещениями, общий рисунок плана  выглядит как прямоугольник, длинной  стороной выходящий на площадь Навона. Главный фасад сделан вогнутым, а поперечные ветви креста, завершающиеся полукружьями, сильно развиты. За счет этого все подкупольное пространство получило развитие вдоль поперечной оси, а купол на высоком барабане, окруженный парными сильно раскрепованными пилястрами, приблизился к главному фасаду и хорошо виден с узкой площади. Фасад представляет собой сочетание прямых и криволинейных поверхностей, по бокам которого высятся две колокольни.

В беспокойной архитектуре церкви ярко воплотился дух стиля барокко, для которого характерны сильная  пластика, криволинейные поверхности, множество раскреповок на фасаде. Динамика отличает и фонтан Четырех рек, открытый в 1651 г. на площади Навона. Этот фонтан, как и фонтан Мавра в южной части площади, создал Лоренцо Бернини.

 

 

Рис. 5.11. Рим. Площадь Навона.

В центре фонтан четырех рек. Архитекторы  Бернини, Борромини



При перепланировке Рима при Сиксте V архитектор Доменико Фонтана соединил узловые точки города, отмеченные им своеобразными вехами - египетскими обелисками, системой прямых лучевых магистралей. Такой прием позже найдет отклики в планировке Версаля, Парижа, Петербурга, Вашингтона и многих других выдающихся городов Европы и Америки.

На смену замкнутым площадям эпохи Возрождения барокко выдвинуло  открытую площадь. Таким образом, барокко внесло существенный вклад в историю развития градостроительного искусства и в первую очередь в построение ансамбля.

34. Характерные черты  стиля барокко на примере творчества  архитекторов Бернини и Борромини.

Барокко – стиль, сложившийся в  Италии в 80-х годах 16в. Эмоциональная  выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений. Само название стиля барокко  – странный, причудливый. ( Церковь Иль-Джезу, Собор Святого Петра, Палаццо Барберини). В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведен мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам еще полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».

Лоренцо Бернини - гениальный скульптор и архитектор эпохи зрелого барокко построил три церкви; все представляют собой центрические купольные сооружения. Самая знаменитая из них - церковь Сант Анд pea аль Квиринале в Риме (церковь святого Андрея), возведение которой относится к 1658-1670 гг. Парадная лестница Скала Реджи в Ватикане, Рим. Собор Св. Петра + бронзовый балдахин. Ц. Санта Мария деи Мираколи. На пл. Св. Петра: ниша Св. Лонгина и барельеф над бронзовой входной дверью.

Джованни  Лоренцо Бернини (1598-1680), Построил колоннаду на площади Св. Петра. Перед собором им создана трапециевидная площадь. – Фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «4 рек» на площади Навона. Также построил «Скала Реджа» - Королевская лестница – парадная лестница, связывающая один из  коридоров-галерей на площади с верхним этажом дворцовых помещений ватиканского комплекса, фонтан Четырех рек, открытый в 1651 г. на площади Навона. Этот фонтан, как и фонтан Мавра в южной части площади, создал Лоренцо Бернини.

Франческо Борромини (1599-1667), Построил монастырь и церковь Сан Карло у четырех фонтанов (с1638). . также планировка Пьяцца дель Пополо. После 1662 г. После 1662 г. арх-торы Райнальди и Карло Фонтана создали ансамбль этой площади с тремя улицами-лучами. Крупнейшим венецианским зодчим в духе барокко был Бальдазар Лонгена (1598-1682). Построил на большом канале  палаццо Редзонико и палаццо Пезаро

Архитектор Франческо Борромини - другой крупнейший архитектор зрелого римского барокко, скульптор, в творчестве которого получили развитие своеобразные криволинейные решения фасадов, интерьеров, невероятные, динамичные пространственные построения. Его работы отличает безудержная фантазия, и в них все выразительные средства доведены до предела. Спектр интересов Борромини был широким: он строил палаццо, церкви, монастыри, был талантливым скульптором.

35. Назначение, композиционная  организация французского отеля  XVII - XVIII вв. Особенности фасадов.

 

К концу XVI в. в Париже сложился тип  жилища аристократа - отель. Отель господствовал во французской жилищной архитектуре на протяжении XVII - XVIII вв., а в XIX в. появился буржуазный особняк - другой тип жилища. Как правило, в отелях жилой корпус был отодвинут в глубь участка. Пространство перед жилым домом занимал парадный двор, отделенный от улицы оградой или невысокими хозяйственными корпусами. Позади главного дома располагался небольшой сад. Часто хозяйственные корпуса размещались по бокам двора. Вся композиция имела осевое построение, как, например, постройки первой половины XVII в., отели: Карнавале архитектора Леско, позже перестроенного Ф. Мансаром (рис. 6.19), Бациньер - Ф. Мансара, Сюлли - Дюсерсо (рис. 6.20).

 

Рис. 6.19. Отель Карнавале, 1-я половина XVII в., архитекторы Леско, Ф. Мансар



В дальнейшем, в целях разграничения  функций парадного и хозяйственного дворов, появились варианты композиций, в которых между улицей и главным  домом находилось два двора, каждый с самостоятельным въездом: парадный и хозяйственный, как, например, отель Лианкур архитектора Лемюэ.

Большой вклад в совершенствование  планировки отелей, придание им уютности и комфорта внес Франсуа Мансар. Появились вестибюль и парадная лестница, которые стали обязательными элементами планировки. Для улучшения связи между этажами и уменьшения количества проходных комнат Ф. Мансар ввел дополнительные лестницы.

Однако еще не было дифференциации на парадные и жилые помещения. Фасады обычно украшались фронтонами с лежащими на них фигурами, символизирующими времена года, иногда обрабатывались ордером. Углы здания, оконные и дверные  проемы отделывались рустом.

В 1630 г. Франсуа Мансар предложил новую конструкцию крыши, которая завоевала огромную популярность и широко используется и в наше время - мансарду (рис. 6.21). Это изменило облик дома. Примерно к этому же периоду относится переход на общее покрытие всего здания взамен отдельных крыш, которыми увенчивали части дома.

Во второй половине XVII в. развитие отеля продолжалось. Кроме симметричных планов получили распространение асимметричные  решения. Однако и в этом случае фасад  оставался симметричным.

Несколько позже значительные изменения  в планировочное решение отеля  внес родственник Франсуа Мансара - архитектор Жюлъ-Ардуэн Мансар. Появились помещения с функциональным назначением: передняя, салон, спальная, кабинет, коридоры и др. Новшеством явилась ванная комната. Увеличилось количество комнат для прислуги, значительно расширился комплекс хозяйственного двора. Примерами могут служить отели Ламбер (рис. 6.22), Амело (рис. 6.23) и др.

36. Градостроительные  преобразования Парижа XVIII - XIX вв.

 

3 Яркое выражение градостроительные идеи XVIII в. получили в парижской площади Людовика XV, впоследствии получившей название площади Конгорд или Согласия (рис. 6.28).

 

 

Рис. 6.28. ПарижЛлощадь Согласия, вторая половина XVIII в., архитектор Габриэль



 

В середине XVIII в. был объявлен конкурс  на строительство площади Людовика XV. Однако ни один проект не получил  преимущества. Разработка нового варианта площади, который бы базировался  на конкурсных проектах, была поручена Ж.А. Габриэлю, который в окончательном решении предложил вариант, основанный не только на лучших конкурсных работах, но и на опыте французского градостроительства предшествующих веков.

Широко раскрытая к Сене площадь  расположена на пересечении двух осей. Ось площади от церкви Мадлен до Бурбонского дворца на другом берегу реки перпендикулярна парижскому диаметру восток-запад. Первоначально площадь ограничивалась рвами и балюстрадами, в центре располагалась конная статуя короля работы Бушардона, которая была обращена в сторону дороги на Версаль, а ее пространство открыто с трех сторон. Вдоль северной границы открытого пространства в 1757-1775 г. Габриэль разместил два одинаковых трехэтажных здания, каждое из которых было около ста метров длиной и находилось на расстоянии тридцати метров друг от друга. Разрыв открывал короткую перспективу улицы Рояль, ось которой замыкается церковью Мадлен (архитектор Д. Иври, позже ее перестраивали архитекторы Юве и Виньон). С юга площадь ограничивает река, с восточной - Тюильрийский парк, с запада - зеленые насаждения Елисейских полей (рис. 6.29, 6.30). Габриэль своей площадью связал Лувр с Версалем, образовав ось Лувр - Версаль. Пространство площади взаимодействует с окружающим ландшафтом. Ее композиционное построение складывается из элементов урбанистического пейзажа, расположенных на большом удалении. В качестве фона вовлекаются и высоты Монмартрского холма, и купола соборов, и башни церквей.

Париж продолжал расти, осваивая новые  территории. Началась застройка пространства между Парижем и деревнями, предместий, свободных территорий к северу от Больших бульваров и церкви Мадлен к Монмартру, носивших название Поршерон (свинопасов). Продолжалось строительство отелей, устройство парков. Для регламентации строительства принимались нормативные указы. В 1783 г. была узаконена зависимость между высотой здания и шириной улицы, введена нумерация домов. Улицы становились более благоустроенными: появились дощатые тротуары, освещение масляными лампами. В массовом порядке сносили дома на мостах, запретили хоронить в пределах города и, как следствие, был объявлен конкурс на проект кладбища. Преобразования Сены должны были обеспечить проход кораблей из Гавра в Руан. Новый водопровод начал доставлять воду в Париж из рек Иветта и Беврон, уже в 1777 г. вода поступила в фонтаны на улицах и к частным владениям.

Особое место в архитектуре  города заняло творчество крупного теоретика и практика, основоположника романтического направления в архитектуре, историка Ш.-К. Леду. Перед самой революцией он создал знаменитый пояс налоговых застав. Более чем в сорока точках на всех въездах в город были сооружены заставы с кордегардиями - павильонами для сборщиков податей. Ни один купец, ремесленник или крестьянин, стремившийся на парижские рынки, не мог проникнуть в город, не уплатив налога. В заставах Леду, павильонах,

Информация о работе Шпаргалка по "Истории архитектуры"