История архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.

Работа содержит 1 файл

history_tickets.doc

— 748.00 Кб (Скачать)

В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али иХасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей. владевшие Центральной Азией. В 1017г. килани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.

Ослабление  караханидов. Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным, делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но. попав в плен, потерял свои владения. Его сын Кбрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границь. между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.

Вскоре  Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в, стал подвергаться постоянным набегам киданей.

В 1141г. после разгрома объединенного сельджукско-караха-нидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей, И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая политическая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая дреснетюркскую письменность. В целом караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков. 

     №17 Государство Карахытаев в Семиречье

     В 1125 г. под натиском врагов  империи  Ляо пала. Кидани (40 тыс. кибиток) с  полководцем Елюй Даши бежали на р. Эмиль и построили город. Со временем утверждения их власть в Семиречье за киданями, смешавшимся с тюркоязычным населением, закрепляется имя карахытаи. В 1128 г. баласагунский правитель из династии Караханидов призвал карахытаев в союзники против притеснявших его канглы и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, свергнул караханидского правителя и основал собственное государство в Семиречье. Карахытаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннарх и заставили Хорезмшаха выплачивать им ежегодную дань в размере 3 тыс. золотых динаров. Семиречье, Юж. Казахстан, Мавереннарх и Восточный Туркестан вошли в пределы Карахытайского государства, которые не уничтожили династию Караханидов, но принудили Караханидов быть их вассалами. У карахытаев находилась южная часть Семиречья, северо-восточная область Испиджаба, Кульджинский край. Часть Семиречья к северу от р. Или  принадлежала карлукским ханам, в среде которых постоянно присутствовал представитель карахытайского правителя. Глава Карахытайского государства носил титул гурхана. Центром его владений был Баласагун.В 1208 г. в Семиречье бежали вытесненные из Монголии найманы во главе с Кучлук-ханом. Карахытайские правители уже теряли свою власть над местными кочевыми и полукочевыми племенами. Воспользовавшись выгодной ситуацией, Кучлук-хан и его союзники в 1211г. пленили правительство карахытаев. Карахытайское государство прекратило свое существование. Власть в Семиречье перешла к найманскому предводителю Кучлук-хану. 
 

№18 Средневековые города Казахстана (6-12 века) 

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:

  1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры, В верховьях реки Арыс находился округ 
    Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи -округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
  2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
  3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которогозанималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
  4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на ВеликомШелковом пути.
  5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан иХакан-Кимак.
  6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в Vlll-ХП вв.

Города  Казахстана. Понятие "город" в  разное время и в разных обществах  имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз. Арсубаникет, Кулан и другие.

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним  из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его  области причисляли и города Жетысу. Испиджаб- большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов.

Другим  большим городом являлся Отрар. развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской  области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету.

Наиболее  известен па Востоке Тараз, Как большой  город впервые упоминается в  источниках, датированных VII в. Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.

Благоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким  уровнем благоустройства. Дома имели  канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.

Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.

Вокруг  шахристана размещались торгово-ремесленные  предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.

В X-XLI вв. в Казахстане отмечался быстрый  рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов -Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент. А. Зубовский указывал, что в эпоху Караханидов города Средней Ани и Казахстана превосходили по численности города Европы. Тк, в Мерве н Самарканде в X и. население превышало 200 000 чаовек. По подсчетам К. Байпакова, для городов Семиречья чис-лмность населения Талгара составляла 3,5-4 тысячи, Челека - 4,5-5гыс. человек, Каялыка - 10-13 тыс., а Ики-Огуза - 5-6 тыс. чоовек. Общее количество оседлого населения Илийской долины (о"оиенивает в 40-50 тыс. человек.

О развитии городов того времени свидетельствует появление мнументальпых сооружений, таких как мавзолеи Айша-биби, К|рахана. Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбауя - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зичеством предшествующего времени. Материалом для постройки Дмов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дере-в) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовы-ваись фигурными терракотовыми плитками.

В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана. во-первых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних  кочевьях

Во-вторых, города возникли, прежде всего как  административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные. как в Европе иди па Руси Величина и значение города определялись не только удобным мстоположением. но и административной ролью

Так Баласагун  сохранял  свое значение благодаря  тому, что здессь последовательно  располагались столицы Западно-Тюркского,  Карлукского и Кара-киданского государства, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчакских х ано в. 

№ 19 Наука и культура в 10-12 веках. Аль-Фараби, Юсуф Баласагунскийй, Махмуд Кашгарский, Ахмед Яссави. 

Свидетельством  развития средневековой культуры  является найчная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара Абу Наср Мухаммеда ибн  Мухаммеда ибн Тархана ибн  Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950гг.). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики.

      Фараби  – ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем  творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему ринадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы мудрости». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.

      Известный представитель тюркоязычной литературы X-XIIвв является Юсуф Баласагунский, который родился примерно 1017 г. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070гг. поэма «Кутадгу билиг», переведенная на рус. яз. Как «Наука быть счастливым». Эта книга является энциклопедическим произведением  на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих поблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

      Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029-1101гг.), его книга «Диван лугат  ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074гг. В ней собран и обощен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора – песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

      В средневековье жил и творил глава  тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти – 1166г). Сохранилось его произведение «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Его жизнь и деятельность связаны с г. Ясы (Туркестан). А. Яссави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тегрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями. Построенный на рубеже XIV – XV вв. в честь Ахмета Яссави мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.  

№20 Образование монгольского государства и  завоевательная политика Чингисхана на территории Казахстана. 

В конце  ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. 
     В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн. 
     Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому. 
     Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном. 
     В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра. 
     . Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре. 
     Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты. 
          В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами. 
     Завершение завоевания. Образование улусов.     Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.
 
 

Информация о работе История архитектуры