Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат
Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура,
в облике которой сохраняются
ведущие характеристики бронзового
века и одновременно проступают, формируются
черты следующей
Исследования
30-40х годов XX века подготовили основу
для выделения бегазы-
Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.
Открыто
60 поселений с культурными слоями
поздней бронзы и 200 крупных могильников..
Вскрытые площади на поселениях эпохи
бронзы достигают нескольких десятков
тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы
рядового населения бегазы-дандыбаевских
племен.
АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Андроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяются три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой (XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до н.э.). За многие века жизнь андроновских племен существенно изменилась.
Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду.
Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Андроновская культура становится по преимуществу культурой коневодов.
Появилось
и другое новшество - по мере роста
подвижности хозяйства все
Инвентарь "рядового погребения", состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей , скромных украшений , иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.
Колесница
у андроновцев была не только орудием
войны, но и предметом особого культа,
почитания В жилищах и погребениях нередки
находки глиняных моделей колес со спицами
или бронзовых блях, имитирующих колесо.
Изображение колеса со спицами или колесниц
с конной запряжкой часты не только среди
петроглифов Казахстана, но и на глиняных
сосудах из могил. Конь был главным жертвенным
животным. Жертвы приносились как на похоронах,
так и в почитаемых местах, в родовых и
племенных святилищах. Как показывают
этнографические параллели, такие святилища
часто располагались высоко в горах, в
труднодоступных местах, где скальные
плоскости обильно украшены выбитыми
на камне изображениями животных, людей,
колесничих и землепашцев, странных существ
с головой - солнечным диском и другими
сюжетами . Свидетельством другого объекта
поклонения - священного огня - являются
прямоугольные культовые очаги с чистым
золотым слоем, находимые в андроновских
жилищах.
№5
Сакские племенные
союзы на территории
Казахстана.
С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории Казахтана жили арийские племена. В 1-м тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки. В персидских источниках называлис имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя – заречные (заморские) саки, тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения
о древних насельниках
В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хазяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Сущестовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-пленная аристократия. Основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого Человека», датированное V веком до н.э.
Культура
саков достигла высокой степени
развития. Главным компонентом в
исскустве саков был «зверинный
стиль», сложившийся в VII – VI веках до н.э..
Этто образы различных животных,которыми
оформлялись предметы быта, одежда, посуда,
оружие.
№6 Раннегосударственные объединения Усуней и Кангюй
Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.
Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями.
Политическая
история усуней. С начала образования
усуньское государство находилось в зависимости
от хунну, но сумело быстро освободиться
и стать одним из сильнейших государств
региона. Китайцы, ища союзников в борьбе
с хунну, обращаются к усуням и выдают
за усуньского куньбека свою царевну.
Хунну, обеспокоенные этим, начинают в
80-м г. до н.э. набеги на восточные границы
государства, но после длительной борьбы
терпят поражение от объединенных сил
усуней и Китая. После этого связи Жетысу
с Поднебесной Империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных
войн Великих и Малых куньбеков, причем
первые опирались в этой борьбе на Китай,
вторые - на кангаров и хунну. Однако после
распада империи Хунну отношения северных
усуней с ней испортились. Это привело
к сближению усуней с Китаем, в союзе с
которым в 36 г. до н.э. был совершен поход
против северных хунну.
В 30-х
годах отношения между великим
и малым куньбеками вновь обострились.
Оба владения практически потеряли
самостоятельность и управлялись фактически
китайским наместником.
Во II в. н.э. усуньские владения окончательно
обособились от Китая. Постоянные набеги
жужаней заставили усуньские племена
переселиться из равнинной части Жетысу,
на Тянь-Шань. В начале V в. имя усуней окончательно
сходит со страниц исторических хроник.
Остается добавить, что этноним "усунь"
сохранился и по сей день. Один из родов
Старшего жуза казахов называется "уйсун".
Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу
разводили различные виды животных. У
них было развито коневодство. Наряду
со скотоводством развивалось земледелие. Социальный
строй усуней. В усуньском обществе существовали
имущественное и социальное расслоение,
частная собственность на скот. Каждая
семья отмечала свои стада отличительным
знаком-тамгой. Существование частного
землевладения находит подтверждение
в письменных источниках.
Образование государства
кангаров. На запад от усуней, в долинах
Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане
обитали многочисленные племена кангаров.
Китайцы называли эти земли "страной
Кангюй". Этноним "кангар" существовал
уже в VI в.до н.э. Государство кангаров
возникло в III в. до н.э. в среднем течении
Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого
государства стоял род Усын, происходящий
из восточно-сакского народа юэчжей. В
государственный аппарат входили "заместитель"
царя и три советника. Кангарам подчинялись
пять владений, во главе которых стояли
поставленные царем наместники. Столица
государства- город Битянь - находился
в среднем течении Сырдарьи.
Подвергаясь давлению усуней, кангары
в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну.
Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи
перешли к кангарам. Получив сильного
союзника, кангары начали войну с усунями,
но хунну не захотели переселяться на
земли побежденных усуней и подчиняться
законам кангаров. Это послужило причиной
разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который
основал город на Таласе, позже разгромленный
китайцами.
Кангары
придерживались антикитайской политики.
Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской
долине и Малым гуньмо усуней в их войнах
с Китаем.
Основным занятием кангаров было полукочевое
скотоводство. Китайцы определенно называют
Кангюй "кочевым владением". В долине
Сырдарьи кангары занимались земледелием,
выращивали зерновые, огородно-бахчевые
культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей,
оседлые кангары - коз, коров.
Относительно этнической принадлежности
кангаров существуют две точки зрения.
Часть исследователей считают их ирано-язычными,
другие относят их к тюркоязычным этносам.
№7
Племенные союзы
сарматов: расселение,
хозяйство, общественное
устройство, культура.
Этноним употребляется в различных источниках 3 в. до н.э.В это время начинается завоевание Скифии сарматами. По словам Дидора, срматы «опустошили» значительную часть Скифии, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы-одно из сарматских племён - уже в I в. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы.
Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так в конце II в. до н.э.роксоланы выступают на стороне скифов в войне с царём Митридатом. В I в. до н.э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом. Позднее вместе с гуннами дошли до Испании. Грозные союзы племён, возглавляемые родственными племенами, которые назывались общим именем сарматы были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. Нет никакого сомнения в их этнической связи с савроматами.
Археологические памятники. К началу IV в. н.э. савроматы занимали территорию от Дона до Эмбы. В указанное время сложились две локальные культуры: Западная - Болгаро-Донская, Восточная - Уральская.
Племена савроматов (Прохоровская культура) хоронили своих покойников под курганными насыпями, как правило землянными, очень редко обложенными камнями в вытянутом на спине положении погребённого, головой на юг. К культовым пердметам относятся уникальные находки антропоморфных статуй, сделанных из известняка и помещённых на курганах. Известен комплекс Байте на Устюрте, где было найдено много скульптур с мечами, кинжалами, луками. Шлемами на голове, с поясами, и надетыми украшениями, браслетами, гривнами. Среди захоронений встречаются с деформированными черепами, со сложными костными накладками луки и с урашениями из золота и драгоценных камней.
Хозяйство
сарматов. Главным укладом населения
было кочевое скотоводство. Сарматы
разводили преимущественно
№8
Племена хунну
на территории Казахстана.
«Великое переселение
народов».
Образование
державы хунну. Первое упоминание
хунну в письменных источниках относится
к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный
поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские
нападения усиливаются, что заставило
китайских императоров построить Великую
стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде
объявил себя сенгиром -"высочайшим",
и начал активную деятельность по созданию
хуннской державы. Вначале были разбиты
восточные соседи хунну.
- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили
себе юечжи и усуней на западе, племена
лоуфань и байян на юге. Усиление хунну
не осталось без внимания Китая. Война
между хунну и Китаем закончилась в 188г.
до н.э. поражением китайских войск.