Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат
Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.
Миграционная политика в годы индустриализации. Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг. было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство,пьянство, возникали трения между квалифицированными - рабочими-европейцами и неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба в декабре. 1528 г. это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п.
Еще одним уродливым проявлением "социалистической индустриализации" стала система лагерей ОПТУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей. Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.
В целом,
результаты индустриализации оцениваются
неоднозначно. Она осуществлялась за
счет снижения уровня жизни народа,
в особенности крестьянства. За пять
лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась значительная
инфляция, денежная масса выросла на 180%,
розничные цены на промышленные товары
выросли на 250%-300%. Многие пункты пятилетнего
плана, особенно по легкой промышленности,
не были выполнены. Тем не менее, наблюдался
значительный рост промышленного производства
и увеличение удельного веса промышленной
продукции экономики Казахстана.
№65. Сталинская коллективизация
в Казахстане. Политика
«Малого Октября»
Ф. Голощекина.
Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. руководителем краевой партийной организации. Профессиональный революционер, один из организаторов расстрела царской семьи, Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости "пройтись по аулу Малым Октябрем". Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в "национал-уклонизме" были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С.Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были удалены из республики. Ж. Султанов, С.Садвакасов, Ж. Мунбаев сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.
Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи "Малого Октября". В 1926-1927гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1 360 тыс. десятин сенокосов и 1 250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла.
Не имеющие
скота хозяйства не могли воспользоваться
переданными им сенокосами и пастбищами
и в большинстве случаев
Следующим
шагом стала конфискация
Следует отметить, что политика давления на зажиточных крестьян была характерна не только для Казахстана, но и для всего Советского Союза. Главной своей целью Советское правительство считало ускоренную индустриализацию, средства для которой должен был дать аграрный сектор экономики. Традиционное хозяйство, опирающееся на частную собственность на землю и скот, не могло в короткие сроки дать необходимые средства. Поэтому в конце 20-х годов был взят курс на коллективизацию - создание системы коллективных хозяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства.
Коллективизация. В 1927-28 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис. Если в 1927 г. было заготовлено 430 млн. пудов, то в следующем - только 300 млн. пудов, причем началось повсеместное уменьшение посевных площадей. Крестьяне вынуждены были это делать, так как закупочные цены государства были ниже рыночных в три раза. В ответ власти начали кампанию коллективизации. В Казахстане она должна была в основном завершиться к 1932 г., однако местные власти во главе с Голощекиным форсировали этот процесс, который сопровождался насильственным оседанием казахов и "раскулачиванием" зажиточных крестьян. В 1928г. коллективизировано было 2 % всех хозяйств, к весне 1930 - 50%. а к осени 1931 - около 65 %. Одновременно в рамках оседания создавались скотоводческие городки, в которые сгонялись аулы с большой территории. Это привело к тому, что скот, собранный в одно место, начал погибать от бескормицы. Обобществлению во многих случаях подвергался не только скот и сельхоз инвентарь, но и птица и даже личное имущество.
Одновременно
с коллективизацией активно шла
хлебозаготовительная кампания. В колхозах
отбирали все запасы зерна, включая
семенной фонд, на скотоводческие районы
также накладывались
Результатом
всех этих акций стал небывалый голод,
поразивший все без исключения районы
Казахстана. Уже весной 1931 г. с мест в Алма-Ату,
ставшую к тому времени столицей, стали
поступать сведения о голоде, однако власти
их игнорировали и лишь ужесточали административный
нажим. В итоге втечение 1931-33гг. умерли
около 2 млн. казахов и 200-250 тыс. казахстанцев
других национальностей. Несколько сот
тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию,
Ирак и Афганистан, Численность этноса
сократилась вдвое. Огромные потери понесло
животноводство. С 1928 по 1932 год численность
крупного рогатого скота сократилась
с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс. голов, овей- с 18
млн. 566 тыс. до 1 млн, 386 тыс. голов, лошадей
- с 3 млн. 616 тыс. до 416 голов, верблюдов -
с 1 млн. 42 тыс. до 63 тыс. голов. Конечно,
население Казахстана пыталось сопротивляться
геноциду, что выразилось в ряде волнений
и вооруженных восстаний.
№ 66 Развитие системы образования в 1920-30-х годах.
Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
В годы
Советской власти в Казахстане начала
развиваться система высших учебных
заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем
педагогическом институте был образован
казахский факультет. В 1928 г. факультет
был переведен в Алма-Ату и преобразован
в Казахский государственный университет.
Два года спустя он был переименован в
Казахский педагогический институт, а
в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В
1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный
институт, а в 1930 - сельскохозяйственный.
В 1934г. в столице состоялось открытие двух
новых вузов - Горно-металлургического
института и Казахского государственного
университета им. С.Кирова (ныне КазГУ
им. Аль-Фараби). В 30-е годы начинает развиваться
система заочного обучения.
№ 67 Наука и культура в Казахстане (1920-30-е гг.).
Наука.
В годы гражданской войны и послевоенное
время начинается постепенное возрождение
науки Казахстана. Этот процесс осложнялся
отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских
организаций, нехваткой средств и подготовленных
научных кадров. В рассматриваемый период
развивались преимущественно прикладные
научные проблемы, разработка которых
была вызвана насущными потребностями.
В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский
восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический
отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся
на историческую, этнографическую и естественно-географическую
секции. В 20-х годах в Казахстане появляются
первые научно-исследовательские учреждения.
Химико-биологическая лаборатория (1922
г.). Краевая станция защиты растений (1924
г.), Санитарно-бактериологический институт
(1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения
(1926 г.).
В 30-х годах начинает налаживаться академическая
структура науки, в 1932 г. была образована
Казахстанская база АН СССР, преобразованная
в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает
сеть научно-исследовательских институтов
- Институт национальной культуры (1933 г.).
Научно-педагогический институт (1933 г.).
Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ,
15 опытных станций, 186 опорных пунктов,
лабораторий, гидрометеостанций.
Литература. В начале XX в. казахская
литература была уже на достаточно высоком
уровне. Огромной популярностью пользовались
произведения классиков казахской литературы
- А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая,
Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих
произведениях общечеловеческих ценностей,
принципов гуманизма. В то же время появляется
плеяда молодых литераторов, представителей
т.н. "пролетарской" литературы - С.
Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С.
Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова,
С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.
Первая половина 20-х годов характеризовалась
господством в литературе классического
направления, созданного Абаем, однако
власти, прекрасно понимая, что литература
обладает огромным пропагандистским потенциалом,
прилагают огромные усилия по созданию
казахского "социалистического реализма".
Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане
устанавливается жесткий контроль над
литературой, целый ряд жанров, тем и направлений
становится запретным и дальнейшее развитие
казахской литературы происходит не благодаря,
а вопреки политике властей.
Музыкальное и театральное
искусство. Музыкальное и песенное искусство
казахов, как самое распространенное и
популярное у народа, с первых дней Советской
власти стало объектом пристального внимания
со стороны партии большевиков. Уже в 1919
г. в г. Верном был проведен слет акынов
Семиреченской области. Сразу же после
гражданской войны началась работа по
сбору и систематизации творческого наследия
народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный
комитет, музыкальный отдел которого записывал
народную музыку, организовывал музыкальные
коллективы и т.п.
С начала 30-х гг. в Казахстане начинает
бурно развиваться музыкально-драматическое
искусство. В 1933 г. на основе Постановления
Казкрайкома ВКП (б) началась организация
казахских театральных и музыкальных
студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате.
13 января 1934 г. на базе музыкальной студии
при Казахском драматическом театре был
открыт Казахский государственный музыкальный
театр, первыми постановками которого
стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и
"Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями
стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек",
"Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными
певцами становятся артисты Музыкального
театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась
танцовщица Ш. Жиенкулова.
Развиваются и традиционные драматические
жанры. До середины 20-х годов в Казахстане
существовали лишь любительские театральные
труппы, наиболее известными из которых
были Семипалатинская и театр Оренбурского
казахского института народного образования.
На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде
был открыт первый профессиональный казахский
театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин,
С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков,
3. Атабаева и другие талантливые драматурги,
режиссеры и артисты.
№68
Общественно-политическая
обстановка в Казахстане
в 1930-х годах.
Выполнив основные положения своей политики "Малого Октября", Ф. Голощекин в 1933 г. был отозван в Москву, а на его место назначен Л.Мирзоян, пытавшийся возродить животноводство как самостоятельную отрасль экономики. Весной 1933 г. голодающим районам было выделено зерно, начали предприниматься меры по возвращению откочевавших казахов на родину, их обустройству и налаживанию нормальной жизни. Одновременно шла подготовка к правовому закреплению тоталитарной системы, сложившейся в Казахстане и во всем Советском Союзе.
Казахская
ССР. Ликвидация многоукладное в
экономике и фактическое
Развитие экономики. В промышленности
набирала темпы т.н. "индустриализация".
В 1938 г. первую продукцию начал выдавать
Балхашский медеплавильный завод, в 1940
г. началось строительство Актюбинского
завода ферросплавов. Увеличился выпуск
продукции Чимкентского, Ащысайского
и Лениногорского комбинатов. Росло производство
электроэнергии. В 1937 г. вступила в строй
первая крупная тепловая электростанция,
Балхашская ТЭЦ. Тогда же начала работу
Ульбинская ГЭС, началось строительство
Усть-Каменогорской ГЭС и Карагандинской
ГРЭС. К 1940 г. промышленность в экономике
Казахстана составила 60%.
В конце 30-х гг. продолжала развиваться транспортная сеть. Были сданы в эксплуатацию железные дороги Карталы -Акмо-линск и Гурьев-Кандагач, облегчившие вывоз сырья из западных и центральных регионов республики.
Постепенно начинает выходить из кризиса сельское хозяйство республики. Появляются новые отрасли хозяйства, в т.ч. рисоводство, развивается свекловодство и хлопководство. Однако подорванное коллективизацией сельское хозяйство не могло подняться своими силами и постепенный рост производства происходил только за счет государственных дотаций и мер по укреплению колхозов и ужесточению трудовой дисциплины.