История архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.

Работа содержит 1 файл

history_tickets.doc

— 748.00 Кб (Скачать)

В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад  в изучение экономики, географии и истории края.     

Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX в. в деятельности Общества любителей  естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся в середине XIX в. в Восточное отделение Русского Археологического общества.     Казахстан в экспозициях центральных музеев. Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в конце XIX-начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 30-х гг. XIX в. имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов.      

Казахские этнографические коллекции имелись  в Петербургском Русском музее, основанном в 1895 г. по инициативе Русского Географического общества, в музее  археологического общества, в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекали внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов. В музеях сохранились весьма ценные предметы дореволюционного казахского быта, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время.           

Таким образом, созданные в конце XIX в. в  Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации Казахской степи русским капитализмом. Вместе с тем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей. 

№ 45 Наука в 19 веке. Ч.Ч. Валиханов. 

В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни  Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских  учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. 
     Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева. 
     В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.     

В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью  и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас".     

Дальнейшей  направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества.     

Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное  и опасное путешествие в Восточный  Туркестан.     

В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального *штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены "Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау". "Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль", "Карта Западного края Китайской империи" и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе. 
     Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре. 
     Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.
 

№46 Развитие прсвещения. И. Алтынсарин.      

Развитие  системы образования. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.     

Более способные выпускники русско-казахских  школ поступали в кадетские корпуса  и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские  корпуса готовили из числа казахской  молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.     

Получило  дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.     

Медресе содержалось на средства частных  лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму.     В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.     

И. Алтынсарин. Организатором народного образования  во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русский алфавит. "Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно",-писал И. Алтынсарин.     

Школу он считал ключом к подлинному просвещению  народа. "Школы - это главные пружины  образования казахов, на них, в особенности  на них надежда, в них только будущность киргизского народа",- писал просветитель. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах.      

И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского  отдела Русского географического общества. По заданию отдела он сделал доклад, затем опубликовал несколько  статей по этнографии казахского народа.      

Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки.      

Произведения  Алтынсарина правдиво отражали казахскую  жизнь. Своими стихотворениями и  рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, бичевал невежество. Рассказы написаны доступным для читателя, выразительным языком, имели большое педагогическое и воспитательное значение. 

№47 Поэт-просветитель Абай Кунанбаев.

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.  
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.  
Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.      Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.  
Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его старшего сына  Абдрахмана в 1904 году - надломили сердце поэта, он отказался от еды,Абдрахман был его надеждой. Надеждой на то, что сын продолжит начинания своего отца .Абай очень любил своего сына. Он умер спустя 40 дней после смерти Абдрахмана в том же 1904 году. А спустя еще 40 дней после смерти Абая скончался его еще один сын- Магауи.

 
Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур.

В его поэзии Восток проявляется через весомость и достоинство слова, а Запад -углублением в ценности бытия, приверженностью к жесткой истине и идее свободолюбия. Вместе с тем он критически относился к канонам Востока - отказывается прославлять безмятежное времяпровождение и вино, не собирается, как Хафиз, отдать лишь за родинку любимой Самарканд и Бухару. Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Открытые в 17 веке И.Кантом эти принципы доселе казахам были неизвестны. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич "Проснись, казах!".

Абай- гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем" показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда.

№48 Города Казахстана в 19-начале 20 вв.  

№49 Переселенческая  политика во второй половине 19 – начале 20 века  

Подготовка  переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными  реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой'политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

Информация о работе История архитектуры