Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:40, курсовая работа
Предлагаемая работа освещает основные вопросы классических и современных теорий элит и поскольку накопленный в нашей стране опыт интересен и многообразен то и политические элиты в России.
Введение………………………………………………………………………………...3
I. Классические теории элит…………………………………………………………...4
1.1 Основоположники и классики элитологии……………………………....4
II. Современные теории элит…………………………………………………………..6
2.1 Основные направления современной элитарной теории………………..6
III. Политическая элита в России…………………………………………………….15
3.1 Политическая элита и аппарат органов государственной власти: диалектика взаимодействия…………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………………...31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Классические теории элит…………………………………………………………...4
1.1 Основоположники и классики элитологии……………………………....4
II. Современные теории элит…………………………………………………………..6
2.1 Основные направления современной элитарной теории………………..6
III. Политическая элита в России…………………………………………………….15
3.1
Политическая элита и аппарат органов
государственной власти: диалектика взаимодействия…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………….
Введение.
В процессе становления российской демократической государственности и формирования отвечающим современным условиям политической элиты важное место принадлежит изучению анализу и использованию исторического опыта.
Общеизвестно, что без знания того, как развивались элитологические теории в прошлом, невозможно научное решение вопросов элиты сегодня, как говорил великий Гегель ’’изучение прошлого помогает лучше понять настоящее и разглядеть будущее’’. Таким образом, изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошлого в сегодняшних условиях.
Проблемы изучения теории элит отражены в работах многих авторов, таких как Ашин, Охотский, Миллс и многих других. Но вы то же время элитология молодая наука только начавшая свое формирование несмотря на то что теории элит ведут свое начало с древнейших времен, с времен первых элитологов Платона и Аристотеля.
Объект нашего исследования – классические и современные теории элит. И политические элиты в России. Эта тема одна очень актуальна на сегодняшний период, так как все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансформаций, которые характеризуют современный мир, это в полной мере касается и России. В этой связи закономерен и естественен интерес общества к проблеме лидерства, к современным теориям и их истокам.
Несмотря
на то, что исследование является социологическим,
в ходе него использованы методы и
приемы чисто исторического
Методологическим принципом изучения истории и тории элит является принцип системного подхода. Это, прежде всего признание того, что явления общественной жизни рассматриваются не изолированно, а во взаимной связи, как некая целостность.
Предлагаемая
работа освещает основные вопросы классических
и современных теорий элит и поскольку
накопленный в нашей стране опыт интересен
и многообразен то и политические элиты
в России.
I. Классические теории элит.
1.1 Основоположники и классики элитологии
Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту, прежде всего, важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Все
обоснования этого деления
II. Современные теории элит.
2.1
Основные направления
современной элитарной
теории.
Макиавеллистская школа.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.
Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не тративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны.
Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
5. В общем
конструктивная, руководящая и господствующая
роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую
для социальной системы функцию управления,
хотя и не всегда эффективно. Стремясь
сохранить и передать по наследству свое
привилегированное положение, элита имеет
тенденцию к вырождению, Утрате своих
выдающихся качеств.
Макиавеллистские
теории элит подвергаются критике за
преувеличение значения психологических
факторов, антидемократизм и недооценку
способностей и активности масс, недостаточный
учет эволюции общества и современных
реальностей государств всеобщего благоденствия,
циничное отношение к борьбе за власть.
Такая критика во многом не лишена оснований.
Ценностные теории.
Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д.
Однако они имеют и ряд следующих общих установок:
1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности.
Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество.
Последние же, в свою очередь, сменяются менеджерами и интеллектуалами - носителями столь важных для современного общества знаний и управленческой компетентности.
Некоторые современные сторонники ценностной теории элит утверждают, что лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно элитарным, поскольку «покоившееся на владении частной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, которые рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации».
2. Элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций.
Это — не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.
3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер
политического или социального господства, сколько руководства,
предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и
добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.
4. Формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных
представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать
механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.
5. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.