Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:05, реферат
Становлению и развитию древнегреческого градостроительства предшествовал длительный период, связанный с племенными переселениями и экспансиями, происходившими в XII — XI вв. до н. э. на территории Балканского полуострова и островах Эгейского моря.
К IX в. до н. э. на месте бывших Ахейских государств возникли мелкие самостоятельные родовые общины, которые подчинили себе местное население. Ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в северозападную часть Пелопоннесского полуострова. Остальная Греция была поделена между пришлыми племенами. Эолийцы расселились на севере, дорийцы — в Средней Греции и на большей части Пелопоннеса, ионийцы — в Аттике и в районе Арголидского залива.
Новое демократическое устройство требовало строительства новых архитектурных сооружений. Если Народное собрание в силу своей многочисленности пользовалось склонами холма Пникс и театром Диониса, то заседания совета пятисот потребовали строительства специального здания — булевтерия, сооруженного на афинской агоре, Для работы коллегий использовались многочисленные портики, возникшие в это время в Афинах, главным образом, в районе той же агоры. Здесь же построен был Пританей — здание, где собирались для трапезы почетные граждане объединенных общин и должностные лица — пританы.
В эпоху Перикла Афины представляли собой довольно значительный город протяженностью с запада на восток около 1, 5 км, На территории города имелась гряда холмов, среди которых выделялся своим массивом холм Акрополя, Холмы служили водоразделом между двумя небольшими пересыхавшими летом речками Эридан и Илис, впадавшими западнее города в реку Кефис, в свою очередь, стекавшую в море, В древности холмы служили местом для отправления местных культов, что сохранилось в названиях некоторых из них (холм Нимф, холм Арея). Позднее на всхолмлениях города стали строиться храмы, как, например, храмы Акрополя или же храм Тезея (Гесрестейон) возле агоры. Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком, сооруженным в VI в. до н. э, Крепостные стены, построенные при Фемистокле, имели несколько ворот, среди которых главными были ворота, соединявшие город с Пиреем, и северо — западные, соединявшие Афины со святилищем в Элевсине. Северные Ахарнские и восточные Диахарнские ворота вели в глубинные районы Аттики, а южные — к Фалерской гавани и мысу Суний.
76. Афины. План
города
Главная рыночная и общественная агора располагалась во времена Перикла в северо — западной части города, между Акрополем и Дипилонскими воротами, В V в, до н, э. афинская агора была застроена по периметру общественными и культовыми зданиями и даже, по некоторым источникам, озеленена по контуру платанами. В Афинах сохранились названия отдельных жилых районов города; Лимны, Мелите, Керамик, Последний, несомненно, был ремесленным районом города, где руками афинских мастеров создавались подлинные шедевры керамического искусства, Жилые дома в Афинах практически не сохранились, так как они были построены, вероятно, из дерева и кирпича — сырца, По свидетельству античных писателей, жилища афинян были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.
Главным ансамблем Афин был Афинский акрополь, некогда игравший роль городской крепости, но постепенно превратившийся в монументальный храмовый комплекс.
Скалистый холм, на котором был расположен акрополь, имел около 300 м длины и около 150 м ширины, его превышение над уровнем города насчитывало около 60 м. Самой высокой точкой акрополя являлась площадка, на которой был сооружен Парфенон. Акрополь имел крутые склоны, дополнительно укрепленные. В начале греко — персидских войн, когда персы сожгли и разгромили Афины и старый акрополь, эти укрепления были усилены. Особенно тщательно обработаны были южные склоны акрополя. Эти работы связывают с именем крупного полководца, представителя олигархической группировки в Афинах Кимона (504 — 449 гг. до н. э. ).
77. План Афинского
акрополя VI в. до н. э.,
в сравнении с акрополем
Тиринфа. Планы приведены
к одному масштабу.
Слева: 1 — вход в акрополь
Тиринфа; 2 первые пропилеи; 3 вторые
пропилеи; 4, 5 мегароны.
Справа: 1 — старые пропилеи; 2 —
Стофутовый храм; 3 —
старый Парфенон
Афинский акрополь перестраивался в период наивысшего культурного расцвета Афин, когда там жили и творили крупнейшие ученые, писатели и художники Древней Греции: Геродот, Анаксагор, Фидий, Эсхил, Софокл и Эврипид; когда там работали такие великие зодчие, как Иктин, Калликрат и Мнесикл. Старая застройка акрополя, сильно разрушенная персами в 480 г. до н. э,, не могла уже удовлетворять вкусам нового времени. Архаический храм, посвященный культу Афины Полиады и Посейдона (Гекатомпедон), многократно перестраивавшийся, был сильно разрушен. Новый храм, посвященный Афине Деве, начатый незадолго до греко — персидских войн, был возведен лишь до уровня стилобата. Старые пропилеи страдали отсутствием монументальности. Таков был акрополь, когда приступили к его реконструкции.
Остается загадкой, был ли единый композиционный замысел у строителей акрополя или этот ансамбль создавался постепенно, по мере возведения отдельных зданий. Одно можно лишь утверждать, что была единая идеологическая концепция, в соответствии с которой и строился этот ансамбль. Эта концепция состояла из нескольких позиций. Во — первых, художественный облик новых сооружений должен был отражать историческую миссию Афин как государства, которое взяло на себя роль спасительницы греческого мира от вторжения иноземцев. Во — вторых, масштаб и характер застройки акрополя должны были отражать экономический и культурный расцвет Аттики в целом. В — третьих, новый ансамбль должен был выражать те демократические начала, которые были свойственны Афинскому государству в этот период, т. е. быть подлинно народным. Все эти позиции и составляли ту идеологическую программу, которая была положена в основу перестройки акрополя. Как видно из этого перечня, религиозно — мистическое начало уступило место художественной интерпретации реальных событий этого времени. Это не значит, что культовые сооружения не отвечали своему прямому назначению, но само религиозное сознание афинян носило народный, фольклорный характер, что и позволило им объединить религиозные, мифологические и героические темы в одно единое художественное целое.
78. Афины. План
акрополя
1 остатки бронзовой
статуи Афины Промахос (была
изваяна Фидием и установлена
в 448 г. до н.э.); 2 — храм
Ники Аптерос; 3 — цоколь
несохранившейся статуи
Агрйппы; к востоку Пропилеи; 4 —
субструкция Стофутового
храма (VI в. до н. э.); 5 —
Эрехтейон; 6 — Парфенон; 7 —
Одеон Герода Аттика (II в.
н. э.); 8 — стоа Евмена (середина II в.
до н. д.); 9 — театр Диониса (начат
в V в. до н.э.. закончен
в 326 г. до н. э., перестроен
в зпоху римского владычества).
Пунктиром показана
дорога Панафинснских
шествий
Хронология развития Афинского акрополя V в. до н. э, позволяет нам проследить процесс формирования этого ансамбля. Весьма примечательно, что первым сооружением на нем было не архитектурное, а скульптурное произведение — статуя Афины Воительницы (Промахос), что было вполне закономерно, поскольку возглавлял строительство акрополя скульптор Фидий, уполномоченный на эту роль Периклом. Как известно, статуя Афины Промахос работы Фидия не сохранилась, поэтому существуют различные догадки по поводу ее высоты. Известно лишь, что медное копье богини, поблескивавшее на солнце, было видно с моря, находившегося на расстоянии нескольких километров от города.
Через год после установки монументальной скульптуры архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы — Парфенону (447 — 438 гг. до н. э. ). Вскоре этот периптер, построенный из пентелийско — го мрамора, занял южную часть акрополя и его монументальный объем (30, 89 Ч 69, 54 м) получил доминирующее положение в пейзаже.
В 437 г. до н. э, архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь — Пропилеи (закончены в 432 г. до н. э.). Композиционная ось Пропилеи стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос.
В 431 г. до н. э. в связи со смертью Перикла (429 г. до н. э. ) и началом пелопоннесской войны строительство на акрополе было приостановлено, но уже в 421г. до н. э. начинается строительство Эрехтейона. Это асимметричное здание, посвященное культу Афины Полиады и Посейдона, заменило старый храм Гекатомпедон, но было построено севернее его. Причем главный его ионический портик был обращен к северу, в сторону Афинской агоры.
79. Афины. План
агоры 1 — храм Гефестион (Тезейон); 2 —
булевтерий; 3 — стоа
Зевса; 4 — стоа Аттала; 5, 6 —
Средняя и Южная торговые
галереи
Существует мнение, что маленький ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой победы) был задуман архитектором
Калликратом почти одновременно с Парфеноном, однако он был построен несколько позже. Во всяком случае, в 421 г. до н. э. он уже существовал.
Хронологическая последовательность строительства Афинского акрополя еще не раскрывает сущности всего композиционного замысла, но все же позволяет сделать вывод о том, что главным сооружением эпохи Перикла был Парфенон, который был задуман им как всеэллинский храм наподобие храма Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах. Однако в отличие от этих периптеров Парфенон скорее походил не на вместилище божества, а на монумент военной и гражданской славы Афин, решенный в виде периптера.
Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно — сюжетные зоны. Одна, с Парфеноном, обращалась ко всему греческому миру, тогда как северная зона, обращенная к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилеи заключалась в объединении этих двух сюжетно — композиционных начал. В композиции Афинского акрополя имеются и другие приемы создания художественного единству. Это прежде всего пропорциональный строй архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилеи, хорошо сочетавшихся друг с другом, а также большая роль скульптуры в ансамбле.
Единство архитектуры и скульптуры Афинского акрополя является общепризнанным, Однако скульптурное убранство акрополя имело и свою сюжетную и композиционную логику, а также несомненное пропорциональное единство, Достаточно вспомнить многочисленные изображения богини Афины, представленной то в виде Воительницы, то в виде Девы внутри Парфенона, то в виде покровительницы города (внутри Эрехтейона), то в виде Афины Гигейи — покровительницы здоровья, то в виде Афины Эрганы — покровительницы ремесел и т, д, Каждая из этих скульптур имела свой масштаб и располагалась в определенном месте и, так же как архитектурные ордера, находилась в пропорциональной взаимозависимости. Афинский акрополь таит в себе еще много интереснейших творческих приемов, достойных изучения,
80. Афины. Фасад,
разрез стоа Аттала
на агоре
Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его цо мере движения по определенной траектории, что было связано со знаменитыми праздниками — Панафинеями. Панафинеи были не столь древним праздником, как Олимпийские игры. Они были учреждены афинским правителем Писистратом в 566 г. до н. э. с целью поднять престиж Афин в греческом мире. В отличие от местного аттического праздника Афиней, происходившего ежегодно, Большие Панафинеи происходили раз в четыре года летом в конце июля месяца в течение нескольких дней. Народ собирался с вечера на агоре. Праздник открывался пением и танцами. Затем начиналось шествие в сторону акрополя, которое перемежалось различными ритуальными действами. К восходу солнца шествие подходило к восточной стороне холма, как раз в то мгновение, когда первый луч солнца озарял восточный фасад Парфенона и, проскользнув в целлу, освещал хризоэлефантинную статую богини. Далее шествие медленно двигалось к южным склонам холма. Здесь в театре Диониса и Одейоне Перикла вновь начинались пения и танцы. Затем постепенно ко второй половине дня подходили к Пропилеям, откуда начиналось торжественное восхождение на акрополь. Порядок торжественного шествия был запечатлен Фидием на ионическом фризе Парфенона. Впереди шли знатные девушки и несли вытканное ими в подарок богине покрывало — пеплос, за ними шли старейшины города, послы других городов, их слуги с дарами, атлеты, жрецы, жертвенные животные, Все это шествие поднималось на акрополь и медленно двигалось вдоль северного фасада Парфенона в сторону Большого алтаря Афины, Вполне вероятно, что шествие завершалось к вечеру, т, е, когда последние лучи заходящего солнца кратковременно освещали северный фасад Парфенона, что было возможно только в разгаре лета. Таким образом, в течение дня шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону. К сожалению, не сохранилось подробного описания Панафинейских празднеств в Афинах, поэтому мы можем на основании сохранившихся источников и собственных рассуждений лишь частично воспроизвести этот красивый обряд, Давно уже ушла в невозвратимое прошлое греческая цивилизация, давно отшумели Панафинейские празднества, но древние памятники Афинского акрополя и в настоящее время кажутся нам живыми и по — прежнему прекрасными.
81. Афины; Эрехтейон:
Южный портик Кариатид
Расцвет Афин был недолговечным. Стремление этого государства к расширению своего политического и экономического влияния привело к столкновению с Пелопоннесским союзом городов, во главе которого находилась Спарта. Это привело к тяжелой и бесславной для Афин Пелопоннесской войне (431 — 404 гг. до н. э. ), в результате которой Афины постепенно утратили свое ведущее положение в Греции. Но прежде чем наступил этот период, многовековой процесс строительства городов — государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности Платона (428 — 348 гг. до н. э. ) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э. ).
Проекты и рассуждения об организации государства и планировке городов отражали общие мировоззренческие концепции Платона и Аристотеля и те политические партии, к которым они принадлежали.
Так, философ — идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем жестко регламентированного государственного устройства, Недаром ему же принадлежал рассказ о мифической стране Атлантиде, управлявшейся царем и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того идеального города — государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы».
В идеальном государстве Платона общество делилось на три сословия: философов, призванных управлять государством; воинов, призванных защищать его, и демиургов, т. е. ремесленников, земледельцев и купцов, призванием которых было поставлять материальные блага. Ниже этих сословий находились рабы, которых Платон рассматривал лишь как живые орудия труда. Все население города — государства подразделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и размещалась в своем районе.
82. Афины. Вид на Парфенон
из колоннады Пропилей
Платон предлагал размежевать всю территорию полиса на 12 частей, подразделявшихся, в свою очередь, на земельные наделы. Всего наделов Платон насчитывал 5040 в соответствии с числом землевладельцев, причем каждый из наделов состоял из двух участков, один из которых находился в зоне ближайших окрестностей города, тогда как другой — на периферии страны. Помимо главного города с акрополем в центре, Платон намечал еще 12 поселков, разномерно размещенных вокруг главного города и находившихся в центре своей сельской округи.
Можно предполагать,
что численность населения