Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:05, реферат
Становлению и развитию древнегреческого градостроительства предшествовал длительный период, связанный с племенными переселениями и экспансиями, происходившими в XII — XI вв. до н. э. на территории Балканского полуострова и островах Эгейского моря.
К IX в. до н. э. на месте бывших Ахейских государств возникли мелкие самостоятельные родовые общины, которые подчинили себе местное население. Ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в северозападную часть Пелопоннесского полуострова. Остальная Греция была поделена между пришлыми племенами. Эолийцы расселились на севере, дорийцы — в Средней Греции и на большей части Пелопоннеса, ионийцы — в Аттике и в районе Арголидского залива.
Возникновение регулярной планировки греческих городов обыкновенно связывают с именем уроженца города Милета архитектором и математиком Гипподамом, который жил и работал в V в, до н, э, Однако данные современной археологии убеждают нас в том, что многие города, построенные в конце VI в. до н. э., уже имели регулярные планы, Кроме того, элементы регулярного градостроительства известны были и другим народам бассейна Средиземного моря, например этрускам и финикийцам, И все же греческое градостроительство в известной мере шло впереди, поскольку именно в Греции вместо примитивного деления городской территорий на однообразные, вытянутые в плане кварталы возникли интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанные новыми функциональными и эстетическими принципами, Эта качественно новая ступень в развитии городской планировки, несомненно, обязана своим происхождением Гипподаму.
69. Карта греческой
колонизации VIII — VI
вв. до н. э.
Авторитет Гипподама как теоретика и практика в области градостроительства подтверждается многими греческими писателями. Согласно Аристотелю, Гипподам участвовал в строительстве порта Афин — города Пирея (446 — 445 гг. до н. э. ), а несколько позже (444 — 443 гг. до н. э. ) в разбивке территории города Фурии, построенного выходцами из Афин на юге Италии, и города Родоса. Немецкий археолог А. Геркан приписывает Гипподаму участие в восстановлении Милета (479 г. до н. э. ) после пожара и разрушений, причиненных персами в 494 г. до н. э. Если оставить в стороне планировку Родоса и Фурии — городов малоизученных, и рассмотреть планировочную организацию Милета и Пирея, то можно усмотреть в этих городах некоторые новые и общие черты. Прежде всего это касается зонирования городркой территории.
В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района. Аналогичное зонирование наблюдается и в Пирее. В Пирее главная городская площадь, носившая имя Гипподама, размещалась в центре городской территории между двумя гаванями — Торговой и портом Зея. Западнее площади располагался большой складской и портовый район, тогда как жилые районы занимали территорию юго — западнее и северо — восточнее центра.
Второй характерной чертой планировки Пирея и Милета была ориентация главных улиц. И в том и в другом случае главные улицы были ориентированы с юго — запада на северо — восток, причем отклонение от меридиана в одном случае было 22° (Милет), в другом — 35° (Пирей). Обращают на себя внимание и пропорции кварталов. Если в регулярных городах, построенных до Гипподама, жилые кварталы имели тянутую конфигурацию, как например, кварталы Олинфа, имевшие соотношение ширины к длине 1: 2, 5, то в Милете пропорции кварталов в плане были более гармоничными 7: 6; 7: 4. Что касается пропорций кварталов в Пирее, то они весьма гадательны, поскольку мы не имеем точных археологических данных.
70. Милет. План
города 1 — Калабактепе; 2 —
ворота священной улицы,
ведущей в Дидимы; 3 —
Львиные ворота; 4 — храм
Афины; 5 — Западный рынок;
6 — святилище Евмена; 7 —
гимнасий; 8 — стадион; 9 —
театр и театральная
бухта; 10 — Львиная бухта; 11 —
Дельфиний; 12 — Северная
агора; 13 — гимнасий; 14 —
булевтерий; 15 — южная
агора; 16 — хранилище
зерна; 17 — поздний отрезок
городской стены
Интересно также соотношение ширин улиц в городах, спланированных Гипподамом: второстепенные улицы имели ширину около 3, 5 м, главные улицы в Милете около 7 м, а ведущая улица — дорога в Пирее — 15м, т, е, ширина улиц последовательно удваивалась, Имеется еще одна характерная черта в планах рассматриваемых городов, заключавшаяся в том, что улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана и это вписывание носило не механический, а эстетический характер, Рассмотрим в качестве примера центр города Милета,
Центр Милета развивался вдоль двух пространственных координат, организующих всю планировку города, Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой — торговые и общественные площади, Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками, Южная агора имела три входа, ее размер был 166 Ч 128 м. Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т. е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался еще один гимнасий.
Далеко не все перечисленные нами здания относились к эпохе Гипподама, Некоторые из них были построены позднее, может быть, на месте более ранних сооружений, однако принципиальное пространственное решение центра, несомненно, восходит к классическому периоду, То же самое можно сказать и о жилых кварталах, Если северные были достроены сразу после греко — персидских войн, то южные, возможно, были перестроены в эллинистический период.
Следует отметить, что в концепции городского плана Милета отразились общие философские и научные представления того времени, Как известно, Ми — лет был не только крупнейшим малоазийским торговым городом, насчитывавшим 100 — тысячное население, но и крупнейшим в греческом мире центром античной науки и философии, Здесь жили и работали: Фалес, подытоживший математические и астрономические познания древних жителей Египта и Двуречья и рассчитавший оптимальную высоту маяка в зависимости от удаления кораблей; Анаксимандр, нарисовавший географическую карту греческого мира, основавший колонию Аполлония и сконструировавший гномон для определения солнечной тени; Гекатей — географ и путешественник, усовершенствовавший географическую карту греческого мира; Анаксимен и другие философы, К этому перечню следует добавить имя Пифагора, который жил до своего изгнания в непосредственной близости от Милета на острове Самос и который создал теорию числового выражения гармонии, Мы не случайно перечислили здесь имена этих ученых, поскольку они оказали несомненное влияние на формирование градостроительной концепции Гипподама, в которой отражались философские и научные представления его времени.
71. Центральные ансамбли
Милета (слева) и Вавилона (справа)
в сравнении Милет:
1 — булевтерий; 2 — гимнасий; 3 —
Северная агора; 4 — Дельфиний (священный
участок Аполлона Дельфийского); 5 —
театр; 6 — стадион на 14000 мест; 7 —
гимнасий;
Вавилон: 1 — главный
вход во двор зиккурата (Этеменанки),
по сторонам входа помещения
для паломников; 2 — 2 —
дорога для процессий.
Сравнение показывает
развитие городского
центра в эпоху античности,
в особенности за счет
торговых и общественных
сооружений
Как видно из планов Милета и других регулярных городов Древней Греции, планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города и окружали свободные территории с учетом будущего его развития, Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии, Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра, Эта особенность градостроительного мышления древних греков дополнялась особым их отношением к окружавшему город пейзажу, который они рассматривали, с одной стороны, как зримое выражение их понятия о родине, с другой, — как часть мирового ландшафта или ойкумены (т, е, обитаемой части земной поверхности). Поэтому какой бы город греки ни строили, они всегда знали его местоположение в ойкумене, В этот период благодаря развитию мореходства сильно расширились географические познания, Они объединились с астрономическими сведениями о Луне и Солнце и расположении созвездий, служивших дополнительными ориентирами во время постоянных морских путешествий. Все это слилось с общим представлением о Земле как о плоском круге (по одним источникам, плавающим на воде, по другим, — поддерживавшимся воздухом), Этим объясняется появление в эпоху архаики первых изображений Земли, Так, известны карты Гесиода (VIII в, до н, э, ); Анаксимандра и Гекатея (VI в, до н, э, ).
Эти карты, высеченные на камне или, как у Гекатея, процарапанные на медной пластине, изображали землю в виде круга, в центре которого располагался всеэллинский культовый центр Дельфы, Согласно повериям греков, местоположение Дельф было указано верховным божеством Олимпа — Зевсом, который, желая определить центр земли, пустил двух птиц навстречу друг другу, Птицы встретились над территорией будущих Дельф, Эта легенда всячески поддерживалась греческим жречеством, и постепенно в эпоху архаики Дельфы превратились в центр всего греческого мира, В древнем святилище, в храме Аполлона, многократно перестраивавшемся, был установлен конической формы камень — Омфал, который греки считали центром (пупом) земли, откуда отсчитывались все расстояния. Здесь же рядом находился Дельфийский оракул, с которым «советовались» жители всех эллинских общин.
72. Дельфы, План святилища.
В главном храме святилища —
храме Аполлона находился
камень Омфал, от которого
отсчитывались расстояния
до любых, самых отдалённых
греческих городов 1 —
храм Аполлона; 2 — театр
Весьма примечательно, что ни один колониальный город Древней Греции не был основан без совета и одобрения Дельфийского оракула в лице жрицы Пифии. Конечно, дельфийские жрецы пользовались своим положением и неоднократно проводили выгодную им политику, но в то же самое время Дельфы для Древней Греции при изолированности ее городов — государств были единственным центром, где греки получали взаимную информацию о многочисленных событиях и о строительстве новых городских общин, что было немаловажно для развития торговли того времени.
Таким образом, при закладке новых колоний, как бы далеко они ни находились, греки мысленно соотносились с «географическим центром земли», расположенным в Дельфах, а иногда запечатлевали это соотнесение в ориентации главных планировочных осей городов. Особенно это касалось городов, где, как и в Дельфах, главенствовал культ Аполлона. Можно предположить, что поперечная планировочная ось Милета была ориентирована Гипподамомна Дельфы. Однако прямых данных для этого утверждения не имеется.
Было бы неправильно думать, что в развитии регулярной планировки городов заключалось главное достоинство греческого градостроительства V в. до н. э. Одновременно с развитием новых планировочных приемов продолжали совершенствоваться и традиционные, более древние элементы городской структуры. Мы имеем в виду акрополи, которые в этот период из крепостей и резиденций правителей превратились в главные монументальные ансамбли городских общин. Самым ярким примером в этом отношении является Афинский акрополь.
73. Карта мира по Гесиоду (VI в,
до н. э. ). По представлению
греков того времени
считалось, что центр
земли находится в Дельфах
Расцвет греческой культуры и архитектуры совпадает с возвышением Афин. Своим расцветом Афины были обязаны прежде всего развитию торговли, ремесла и мореходства, а также ведущей роли афинских полководцев в греко — персидских войнах (500 — 449 гг. до н. э. ). В отличие от других греческих государств, участвовавших в этой войне, Афины сумели за короткий срок укрепить свой портовый район — Пиреи и превратить его в мощную военную и торговую гавань. Выше уже говорилось, что для распланирования города был приглашен Гипподам из Милета. Однако эти работы являлись лишь частью обширной программы по укреплению обороноспособности Аттики и созданию собственного большого морского флота. Душой и инициатором многих строительных начинаний этого времени был крупный государственный деятель и полководец — Фемистокл (525 — 460 гг. до н. э. ). При нем началось строительство городских стен Афин и так называемых Длинных стен, соединивших Пирей и Афины в единое целое. Он убедил Народное собрание построить военный флот в 200 триер. По его инициативе возник в 478 г. до н. э. Афинский морской союз.
Афинский морской союз был создан для совместной борьбы греков против персов. В него входило около 250 греческих городов — государств, которые должны были поставлять вооружение, корабли и войско. С течением времени эти поставки были заменены денежными взносами. Хранилищем союзной казны служило святилище Аполлона на о. Делос. В 454 г. до н. э. афиняне настояли на том, чтобы казна хранилась в хорошо укрепленных Афинах. С этого времени гегемония Афин среди союзных городов начала возрастать. Взяв на себя ведущую роль в защите греческих городов, Афины начали пользоваться союзной казной для дальнейшего укрепления своего города, пополнения флота и украшения и перестройки Афинского акрополя.
74 Омфал. Священный камень,
находившийся в святилище
Аполлона в Дельфах.
Омфал считался «пупом
земли»
Период расцвета Афин совпал с правлением крупного государственного деятеля Перикла (443 — 429 гг. до н. э. ), который в результате проведенных им реформ закрепил в Афинах демократическое правление.
Верховным органом власти в Афинах было Народное собрание, в котором участвовали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20 — летнего возраста. Народное собрание имело самые широкие полномочия и решало все основные вопросы внешней и внутренней политики государства. Оно собиралось каждые 10 дней. По существу, с введением решающей власти Народного собрания старые органы власти Ареопаг и архонты потеряли свое значение.
Совет пятисот, избиравшийся как и прежде от 10 фил, сохранил значение совещательного органа, но получил и ряд дополнительных функций. Так, например, в его ведении находились государственные финансы, он ведал благоустройством городов, наблюдал за строительством флота, за чеканкой монет и т. д.
Исполнительная власть принадлежала различного рода коллегиям, члены которых избирались на год. Коллегии подчинялись Народному собранию. Обычно они состояли из 10 чел. Их функции были весьма разнообразны, например: сбор налогов, наблюдение за рынками и торговлей и многое другое.
75. Пиреи и Афины. План
оборонительной системы 1 —
Акрополь; 2 — Олимпейон; 3 —
холм Ареопага; 4 — холм
Пникс; 5 — римский рынок
и библиотека Адриана; 6 —
место Афинской агоры
и стоа Аттала; 7 — Гефестион (Теэейон); 8 —
стадион за ручьем Илисс; 9 —
гора Ликабет. Пунктиром
показаны начертания
стен V в. до н. э. Внешний
контур афинских стен
относится ко II в. н. э.
Таким образом, при Перикле система управления государством была подлинно демократической. Однако следует сказать, что демократическими правами пользовалось далеко не все население Афин. Не только рабы, которые составляли 1/з населения Афин, но и старики, женщины, дети и приезжие из других городов не имели права участвовать в государственном управлении. По подсчетам, сделанным советскими историками, демократическими правами пользовалось лишь 20% всего населения.