Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:00, контрольная работа
Сразу хочу сказать что ресторанный бизнес не совсем корректно подгонять под категорию малого, дело довольно затратное, трудоемкое и реализуется в течении длительного периода. Но я хотел бы поднять эту тему, поскольку отрасль общественного питания интересная и дает возможность разгуляться как воображению, так и создать довольно прибыльный, а главное очень интересный бизнес проект.
Итак, преступим. Процесс создания нового ресторана начинается с идеи. Идея ресторана- это краткое изложение сути вашего заведения , будет это концептуальный ресторан, паб, литературное кафе и т.д. Идея может появиться в разных формах : понравился ресторан за границей или в другом городе, Вы провели дательный анализ спроса или же она просто Вам приснилась. Главное что бы это была идея близкая вам по духу , тоесть это Ваше представление о том что будет полезно публике. В какой- то мере это творческий процесс, а прибыль стоит уже на втором плане.
Как открыть свой ресторан
09 Апр
Радан БердникНачинаем
бизнес регистрация предприятий
Сразу хочу
сказать что ресторанный бизнес
не совсем корректно подгонять под
категорию малого, дело довольно затратное,
трудоемкое и реализуется в течении
длительного периода. Но я хотел бы
поднять эту тему, поскольку отрасль общественного
питания интересная и дает возможность
разгуляться как воображению, так и создать
довольно прибыльный, а главное очень
интересный бизнес проект.
Итак, преступим.
Процесс создания нового ресторана
начинается с идеи. Идея ресторана- это
краткое изложение сути вашего заведения
, будет это концептуальный ресторан, паб,
литературное кафе и т.д. Идея может появиться
в разных формах : понравился ресторан
за границей или в другом городе, Вы провели
дательный анализ спроса или же она просто
Вам приснилась. Главное что бы это была
идея близкая вам по духу , тоесть это Ваше
представление о том что будет полезно
публике. В какой- то мере это творческий
процесс, а прибыль стоит уже на втором
плане.
Так, с идеей
понятно, есть четкое представления
«Чего я хочу». Далее приходит
этап поиска помещения. Расположение и
помещение будущего ресторана прямо
соприкасается с идеей. Если Вы четко
видите, какое помещение хотите,
ищите его. Но идеально подбирать
помещение исходя из потенциальных посетителей
(например: элитный ресторан не может находиться
в подвале) даже если для этого придется
немного подкорректировать первоначальную
идею.
Далее юридические
аспекты по помещению: Аренда или
покупка?
Конечно, покупка
есть идеальным вариантом, но при условии
неограниченных финансовых возможностей.
В большинстве случаев при открытии ресторанов
тем более первого, рассматривают вариант
аренды. Арендовать можно как у собственника,
так и у государства (плюсы и минусы есть
у каждого из вариантов, но с государством
больше нервотрепки).
При заключении
договора аренды нужно «выбивать» максимально
возможный срок (большинство арендодателе
не заключают договора более чем
на 1 год, а за год ресторан в лучшем
случае начинает полноценно работать
об окупаемости речи даже не идет). Также
стоит обратить особое внимание, находится
ли помещение в нежилом фонде и на выделенную
электрическую мощность, если дом имеет
проблемы с газификацией.
С помещением
мы закончили, переходим к следующему
шагу: Создание рабочей группы.
Хочется отметить
что не нужно браться за все
самостоятельно- однозначно не потяните,
либо же ресторан откроется в лучшем
случае через 2 года. Рабочая группа
должна состоять из нескольких человек,
каждый из которых отвечает за свою
долю работы:
Руководитель группы — зачастую это будущий управляющий рестораном (наверно ВЫ J)
Помощник руководителя — будущий заместитель управляющего, в его обязанности входит: проведения сборов группы, решение организационных вопросов, ведения отчетности о деятельности группы.
Инженер, ответственный за строительство — основной результат его работы архитектурный план и смета строительства.
Шеф-повар- уже на этой стадии он у Вас должен быть обязательно, ведь именно он разрабатывает меню вашего ресторана , формирует список необходимого оборудования и его размещения.
Лоббист — (я рассматривал эту должность в отдельной статье) можно обойтись и без него, но процесс получения некоторых разрешений может растянуться на месяцы.
Специалист по рекламе и PR — основная задача, создать у публики положительное впечатление о вашем заведении (привести первых посетителей) ну и конечно же процесс презентации при открытии.
Конечно это
примерный список исполнителей, в
процессе создания группы всегда можно
найти решения, основываясь, как на
бюджете, так и на индивидуальных познания
каждого члена (например: можно объединить
лоббиста и «пиарщика» в одном лице и т.д.)
После создания
группы наступает следующий этап.
Составление плана предстоящих
работ (концепция ресторана) — это раскладка
всех работ на задачи, а задачи в свою очередь
на подзадачи. Делается, дабы не упустить
мелочей во всеобщей суматохе и эйфории.
Концепция — это не жесткий документ и
он должен корректироваться в процессе
совещаний рабочей группы. Вот краткое
содержание (пример)
Целевая аудитория, требования к месту расположению;
Юридические аспекты (создание субъекта хозяйственной деятельности, согласование договора аренды, разработка проекта строительства (реконструкции), дизайн-проект, согласование проекта строительства, получение разрешительной документации);
Описание производства (технологический процесс, штат, сервис, старт-меню)
Спецификация оборудования (бар, кухня, зал, концерт)
Маркетинг — (анализ среднего чека, название ресторана, презентации, возможные мероприятия, наружная реклама, сайт, рекламный бюджет, календарный план работ по открытию)
Следующий
шаг — бизнес- план. В отличии
от концепции бизнес план для ресторана
это в большей мере финансовый
документ для определения затрат
и расчета окупаемости.
Ну что
ж первый этап позади у Вас на
руках два документа план работ
и бизнес-план. Приступаем к следующему
шагу- разработка и согласование архитектурного
плана.
Архитектурный
план— это огромный комплекс проектировочных
работ, который связан с непосредственным
строительством и оформлением помещения.
Состоит из:
Техническое
заключение на помещение — в нем
описываются особенности
Технологический
проект (технологическая часть) —
в нем планируются все
Проект переустройства помещений (архитектурная часть) — в нем содержится планировка помещений, конструктивные особенности стен, пола, потолков
Проект реконструкции
фасада (архитектурная часть) — этот
проект нужен, если вы меняете дверь,
делаете крыльцо, прорубаете или
заделываете дверной или
Проект Вентиляции/
Проект Водоснабжения и канализации (ВК)
Проект Электроснабжения
Желательно
что бы архитектурный план составляли
лицензированные
Дизайн- проект
работа над ним начинается параллельно
с разработкой технического плана, поэтому
я не выношу его в отдельный этап. По сути
дизайн- проект это лицо Вашего будущего
ресторана и подходить к решению вопроса
нужно основательно , а главное не экономить
на непрофессионалах.
После согласования
всей тех.документации начинается процесс
строительства в этот период рекомендуется
подавать документы на получение
лицензии на розничную торговлю алкоголем
и табачными изделиями.
На этом
этап номер два заканчивается
пока рабочие трудятся над стройкой, а
Ваш лоббист оббивает пороги лицензирующих
органов, начинается самое интересное!
Комплектация
ресторана:
Все пространство
кухонного помещения делиться на
обособленные технологические участки.
На каждом технологическом участке
установлено оборудование, которое предназначено
для определенного способа приготовления
блюд. То есть, все кухонное пространство
ресторана разграничивается исключительно
лишь по способу приготовления. На одном
и том же участке могут готовиться абсолютно
разные блюда, единственное, что будет
у них общее — способ приготовления (варка,
жарка и т.д.). Кроме того, каждый технологический
участок включает в себя место, предназначенное
для хранения продуктов, и набор необходимых
кухонных инструментов. Список нужного
оборудования у Вас должен быть еще на
первом этапе (помните группу и шеф-повара
вначале), остается его только закупить
и желательно покупать его за 2−3 месяца
до открытия. Примерный список оборудования
кухни:
Гриль промышленный
Обжарочный аппарат
Жарочный шкаф
Духовка
Кондитерские изделия
Мармит
Буфетная
Холодильники
Морозильники
Наклонная сковорода
Пароварка
Коптильня- незаменимо для пивных
Сюда же
относиться и оборудование для комплектации
бара (зависит от концепции заведения)
и залов (столы, стулья, посуда, приборы),
а также звуковое оборудование и элементы
декора (см. дизайн-проект).
Штат:
Определение
в потребности должностей в ресторане,
исходит из его концепции. Если, например,
вы открываете паб, вам не потребуется
метрдотель, чтобы находить для посетителей
свободные столики или резервировать
места... Если вы открываете» экзотический
ресторан для гурманов, вам нужно будет
нанять минимум двух метрдотелей, чтобы
оказывать гостям всяческие знаки внимания
и т.д .
Разные должности
и работы требуют разных личностных
качеств. Для работы с клиентами нужны
общительные, открытые люди; на производстве
— люди, которые могут сконцентрироваться
на своей работе. Кроме того, вам потребуется
человек, который будет контролировать
работу других и следить за порядком.
Составьте
собственные формальные должностные
инструкции, перед тем как нанимать
персонал. Процесс составления
Управляющий
Помощник управляющего
Шеф-повар
Посудомойка
Уборщица
Повар предварительного приготовления («преп-кук»)
Повара линии
Помощник шеф-повара
Персонал территории обслуживания (бармен, официанты, метрдотель, гардеробщик)
Бухгалтер
Ну и конечно
самый главный этап открытия это
его величество меню. Я не буду писать
о том, каким оно должно быть, обычно в
книгах по ресторанному бизнесу этому
посвящены целые главы. Хочу только сказать
что меню это отображение Вашей идеи ресторана.
После разработки меню Вы сможете решить,
какая посуда должна быть, какие приборы
и вплоть до одежды обслуживающего персонала.
Вот и все
у Вас на руках лицензии на алкоголь
и табак, заключения СЭС, пожарников
и прочих «кровососов», а перед
вами новенький аккуратненький, уютный
ресторанчик Вашей мечты. Осталось
только перерезать ленту.
P.S. И в самом
конце хочется дать немного цифр. Средняя
рентабельность рынка 20−25 %, возврат инвестиций
1−3 года, стоимость всех работ по открытию
из расчета средне по Украине 700−1000$ м.кв.
Ну и совсем
на последок о плохом ! Примерно через
3 месяца ждите первых проверяющих,
но я думаю, пройдя такой тяжелый путь,
Вы сможете с ними договориться!!
Как
открыть ресторан
Все больше предпринимателей обращают внимание на ресторанный бизнес, как на сферу инвестиций. В самом деле – организация ресторанного бизнеса требует относительно небольших первоначальных финансовых вложений, и бизнес кажется обманчиво понятным. Как и в любом другом бизнесе, в ресторанном бизнесе есть свои тонкости и специфика, которые необходимо знать, чтобы иметь успешный ресторанный бизнес и предлагаем обратить внимание на наш бизнес-практикум "Организация ресторанного бизнеса". Общеизвестно, что наибольшие трудности в организации ресторанного бизнеса возникают в самом начале своего путешествия в ресторанный рынок, во время подготовки открытия своего кафе, ресторана, бара или столовой. Цель этой статьи – пролить свет на некоторые наиболее важные аспекты в организации ресторанного бизнеса в Киеве и не только. Выбор места размещения ресторана Правильно выбранное место размещения ресторана? это один из самых важных факторов успеха в ресторанном бизнесе, а в некоторых случаях даже основной. Причем, если с самого начала место выбрано неудачно, то исправить это чаще всего возможно только через переоткрытие заведения на другом месте со всеми вытекающими издержками. Как правило, больше всего зависят от места заведения, работающие в нижней ценовой категории, первейшие из которых – рестораны быстрого обслуживания. Главный принцип выбора места для ресторана, кафе, бара, фаст-фуда и т.д. заключается в том, чтобы как можно ближе приблизить его к потребителю. То есть, помещение должно находиться вблизи мест обитания потенциального потребителя (рядом с домом, рядом с работой, при прогулках по городу и т.п.), должно быть транспортно доступно и легко находимо. Исключения могут составлять лишь популярные заведения, куда гости должны ломиться со всего города и должны с утра занять очередь, чтобы попасть в него вечером. Если вы решили создать такой ресторан, то должны помнить две вещи:
Особая категория - сетевые рестораны. Организация такой сети ресторанов позволяет нивелировать отсутствие желанного бренда там, где потребитель хотел бы им воспользоваться. Фактически, сеть можно обозначить как ресторан, который всегда с тобой. При развитой сети потребитель встречает ее заведения и около метро и около места работы, на отдыхе. Таким образом, он посещает сеть чаще, чем мог бы посещать одиночное заведение. То есть, достигается увеличение числа посещений. И, иногда, многократное. Поэтому в сети, чем больше ресторанов в многолюдных местах, тем лучше для ее хозяина. Наличие известного бренда в Киеве ( Украина ) увеличивает радиус действия заведения. Сетевая организация ресторанов в Украине также способствует увеличению частоты посещений. Дорогие рестораны также зависят от места размещения. Дорогой ресторан, размещенный в промзоне, практически не имеет шансов на успех. Дорогой, элитный ресторан должен находиться в той части города, на такой улице и в таком здании, которые жители этого города традиционно причисляют к дорогим и элитным. Потребители исходят из того, что дорогое (оно же часто считается – лучшее) заведение должно размещаться в лучших местах. И это абсолютно справедливо. Поиск помещения, юридические аспекты оформления недвижимости В крупных городах, и, особенно, в столице существует острый дефицит недвижимости, пригодной для организации ресторанного бизнеса. Поиск помещения, нередко, может занять полгода и больше. Покупка помещения, в целом, предпочтительнее аренды, хотя и более затратна. При покупке помещения вам будет необходимо зарегистрировать право собственности на него, в случае аренды – договор аренды. Регистрация прав занимает порядка 1 месяца. При этом на сбор необходимых документов может уйти не меньше, а то и больше времени. Если вы арендуете
помещение, то собственник очень
часто склонен заключать Прежде, чем заключать договор аренды или покупать помещение необходимо, чтобы документы собственника проанализировал юрист, специализирующийся на коммерческой недвижимости. Ведь помещение может иметь различные обременения, неузаконенные перепланировки и реконструкции и другие проблемы, которые могут служить препятствием для государственной регистрации. При планировании затрат на открытие ресторана, кафе, бара и других предприятий общественного питания, часто забывают учесть расходы на выплату вознаграждения агенту по недвижимости и расходы на аренду помещения на срок до открытия ресторана (ремонт, монтаж оборудования, получение разрешительной документации и т.п.), который может составлять 4-12 месяцев. Почти всегда приобретаемое
помещение нуждается в Проекты, которые могут потребоваться для начала ресторанного бизнеса Для новичка в ресторанном бизнесе из всех проектов может быть очевиден, в лучшем случае, лишь дизайн-проект. Именно поэтому часто организация ресторана начинается именно с него. Кроме дизайн-проекта вам понадобятся:
Вся вышеперечисленная
проектная документация должна быть
выполнена лицензированной Последовательность же изготовления проектной документации такая:
Из всей перечисленной проектной документации согласовывать не нужно только дизайн-проект или проект декорирования помещения. Этот проект не интересует различные инстанции, но его воплощение очень важно для ваших будущих клиентов. Очень часто встречается подход, при котором владелец сам делает дизайн, или поручает это непрофессионалам. Чаще всего за этим кроется стремление сэкономить. Дизайн-проект – довольно затратная составляющая при организации ресторанного бизнеса в Киеве (в среднем, $30-50 за 1 кв.м клиентской площади). Но экономить на этом не следует. Профессиональный дизайн всегда заметен, и посетители прекрасно чувствуют его. Он помогает создавать гармонию, атмосферу ресторана, которая является важнейшей составляющей, позволяющей привлекать и удерживать посетителей. Разработка меню Состав меню в значительной степени зависит от концепции ресторана. В концепции отражается общее направление кухни, даются рекомендации по количеству блюд, ценовой политике. Этой информации достаточно для разработки технологического проекта и подбора оборудования. Окончательное меню составляется шеф-поваром ресторана, который должен быть нанят не позднее, чем за 2 месяца до планируемого открытия. Фактически заявленное в концепции направление кухни является техническим заданием на поиск шеф-повара и другого персонала кухни, специализирующегося на этом сегменте. Закупка оборудования Сейчас можно найти практически любое оборудование – разного качества и ценового уровня. И без хорошей подготовки разобраться в нем очень сложно. Представители торговых компаний заинтересованы в том, чтобы у них покупали как можно больше оборудования и в этом смысле их цели противоречат цели ресторатора экономно и разумно расходовать ресурсы. Поэтому рекомендуется самостоятельно не выбирать оборудование, а пригласить для этого консультантов, шеф-повара, технолога, которые помогут сделать верный выбор. Оптимизация состава
оборудования при помощи специалистов
может очень существенно И еще, очень важно при закупке оборудования знать, что далеко не все оборудование бывает у поставщика непосредственно на складе в вашем городе. Это значит, что ваш заказ будет выполняться какое-то время. Поэтому, при расчете сроков открытия, этот фактор также надо учитывать. Посуда и инвентарь Важно знать, что для кафе, баров ресторанов используется специальная профессиональная посуда. Это экономически обосновано, несмотря на то, что она может быть значительно дороже обычной бытовой, которая не предназначена для такого интенсивного использования. При покупке профессиональной посуды вы получаете следующие преимущества:
Тоже самое и
с кухонным инвентарем. Ведь у вас
будет самое настоящее Для того, чтобы правильно выбрать посуду, необходимо привлечь шеф-повара, так как форма подачи блюда – это его прерогатива, значит, ему и выбирать. Количество же рассчитать лучше с консультантом и прийти в торговую компанию с уже готовыми расчетами, чтобы не покупать лишнего. Заказывать посуду нужно заранее, также как и оборудование. Подбор персонала Подбор персонала нужно начинать заблаговременно – например, будет правильно, если ключевые позиции будут подобраны заранее и подключатся на самых ранних стадиях организации ресторанного бизнеса в Киеве ( Украина ) (например, шеф-повар, шеф-кондитер, управляющий). Штат прочего персонала также лучше всего укомплектовать за какое-то время до открытия. Это время необходимо для того, чтобы провести предварительное обучение. Лучше всего поручить комплектацию штата профессиональному агентству, специализирующемуся на подборе кадров. Необходимо помнить, что если вы хотите подобрать людей не из вашего города (в большинстве случаев это относится к позиции шеф-повара, реже – управляющего), то это может занять гораздо больше времени, чем ожидалось. В некоторых случаях поиск может затянуться на 2-3 месяца. Особенно это верно в отношении иностранных специалистов. Вообще, если вы хотели бы иметь в штате иностранный персонал, то лучше сначала попробовать обратиться с этим вопросом к кадровым агентствам. Программное обеспечение (ПО) В профессиональном ресторанном бизнесе рестораторы давно знают, что компьютерная система контроля и учета – это не блажь, это необходимость. Она позволяет снизить воровство и мошенничество персонала, которым сильно грешит ресторанный бизнес и дает информацию для всестороннего анализа бизнеса, без которого не возможно принимать рациональные управленческие решения. Качественное программное обеспечение и оборудование для него может быть довольно затратным. Оптимальный вариант – это приобретение у компаний, специализирующихся на разработке ПО для ресторанного бизнеса. Многие из них имеют свои представительства или партнеров в регионах, что позволяет также рассчитывать в дальнейшем на сервисное обслуживание. Часто разработку программного обеспечения заказывают у компаний, или частных лиц, не владеющих ресторанной спецификой. Кажется, что это обходится дешевле (за счет того, что сумма выплачивается разработчику не сразу, а в виде зарплаты помесячно), при этом практически всегда идет проигрыш в отношении качества самой разработки и дальнейшего сервиса. О бизнес-плане ресторана Бизнес-план или Технико-экономическое обоснование в их классическом понимании требуются, как правило, для получения банковского кредита. Есть и другое – «бытовое» понимание бизнес-плана – для привлечения партнеров-соинвесторов, либо для самого инвестора – будущего владельца ресторана. В этом проявлении бизнес-план тесно пересекается с концепцией, которая включает в себя экономические расчеты, включая размер необходимых инвестиций и сроки окупаемости. Для человека, не имеющего опыта в ресторанном бизнесе разработать реалистичный бизнес-план самостоятельно – трудно выполнимая задача, особенно если он раньше не разрабатывал бизнес-планы и не имеет финансового образования. Для ее решения необходимо будет привлечь консультанта, который, во-первых, уже открывал рестораны, желательно такого же уровня как планируете вы, и чем больше он их открыл, тем лучше; а во-вторых, работал в ресторане на такой должности, на которой ему были доступны все финансовые сведения; и, в-третьих, он уже разрабатывал бизнес-планы. Можно заказать разработку бизнес-плана в консалтинговой компании, при этом требования к ней должны быть такие же, как к частному консультанту, описанные выше. Затраты на организацию ресторана Все затраты на организацию ресторанного бизнеса в Украине, в среднем, оцениваются из расчета $1000-1500 на один квадратный метр общей площади помещения, включая проведение ремонтно-отделочных работ. Затраты на приобретение помещения сюда не входят. Как показывает практика, эта цена вполне подходит для приблизительного расчета затрат на открытие заведения, работающего в средней ценовой категории. |