Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:46, реферат
Тема предлагаемой работы – «Архитектура Санкт-Петербурга 18 века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие - городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.
12.Строгановский дворец
В середине 18 века в старом доме на Невском
проспекте, принадлежавшем графу С.
Г. Строганову, случился пожар, полностью
уничтоживший это небольшой особняк.
Затем на его месте, под руководством
архитектора Ф.-Б. Растрелли, был
возведен один из самых величественных
дворцов Санкт-Петербурга, названный
по имени его владельца
После окончания
строительства Строгановский
Дом Строгановых славился своими "открытыми обедами", которые хозяева устраивали во внутреннем дворике дворца. На эти обеды мог прийти любой опрятно одетый человек, и многие небогатые горожане пользовались этой возможностью бесплатно поесть в течение нескольких лет. Кроме того, Строгановский дворец был известен в Санкт-Петербурге как место встреч культурной элиты города: в нем часто бывали писатели И. Л. Крылов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности.
Несколько поколений
семьи Строгановых жили в своем
дворце более полутора веков, до тех
пор, пока октябрьская революция
не вынудила их потомков покинуть страну.
Коллекции книг и картин и многочисленные
дорогие предметы обстановки Строгановского
дворца были разграблены, и лишь небольшая
часть этих сокровищ попала в музеи
и библиотеки города. Строгановский
дворец стал одним из многочисленных
в то время Историко-бытовых музеев,
который, впрочем, вскоре был закрыт,
так как здание дворца решено было
передать сразу нескольким государственным
учреждениям, в том числе и
различным секретным
В настоящее время Строгановский дворец является филиалом Русского музея. В нем находится галерея восковых фигур, где можно увидеть всех известных людей, бывавших в этом здании - членов семьи Строгановых, представителей императорской фамилии и строивших дворец архитекторов.
13.Никольский собор
Великолепный памятник позднего русского
барокко, золотоглавый Никольский морской
собор, расположен на берегу Крюкова
канала. Собор был построен по личному
ходатайству князя М. М. Голицына, предложившего
императрице Елизавете Петровне "в
воздаяние достойной памяти славных дел
флота российского" возвести в Петербурге
храм во имя Святого Николая Чудотворца
- покровителя моряков.
Проект собора был разработан архитектором
С. И. Чевакинским, которому и были поручены
работы по строительству собора, длившиеся
с 1753 по 1762 год. Место для строительства
собора было выбрано не случайно - в 18 веке
эта территория принадлежала плацу Морского
полкового двора.
Двухэтажный собор представляет в плане
равноконечный крест. Он увенчан пятью
широко расставленными главами с позолоченными
куполами, празднично украшен лепниной
и декорирован колоннами коринфского
ордера. Великолепное сочетание золотых
куполов, синих фасадов и белоснежных
колонн придает всему храму нарядность
и торжественность.
Никольский собор состоит из двух церквей
- нижней и верхней. Нижняя церковь освящена
во имя святителя Николая Мирликийского
Чудотворца, который считается покровителем
всех путешествующих, в том числе - и по
морю. Верхняя церковь освящена во имя
Богоявления Господня, отсюда и полное
название храма - Николо-Богоявленский
собор. В верхней церкви сохранился великолепный
резной иконостас работы мастера И. Канаева.
Иконостас украшают иконы, выполненные
в византийской традиции живописцами
Колокольниковыми. Главная святыня Никольского
собора - икона святого Николая Чудотворца,
датируемая 17 веком.
Отдельно от собора, ближе к Крюкову каналу,
была построена стройная четырехъярусная
колокольня с тонким изящным золоченым
шпилем. Эффектная колокольня стала не
только органичным элементом всего ансамбля
Никольского собора, но и одной из узнаваемых
достопримечательностей Петербурга, которую
часто можно увидеть на картинах петербургских
художников.
Екатерина Великая повелела даровать
собору десять образов в память русских
морских побед над турецким и шведским
флотами. Никольский собор, ставший храмом-памятником
морской славы России, принимал активное
участие в жизни российского флота. Любое
важное событие - закладка нового корабля,
спуск его на воду, заморская экспедиция
или возвращение корабля из долгого плавания
- сопровождалось богослужением. Само
собой разумеется, что именно в этом соборе
служились торжественные молебны по поводу
главных морских побед. Здесь же поминали
и погибших моряков. В память о героях
устанавливали мемориальные мраморные
доски. Так, например, почтили память моряков,
погибших в русско-японской войне 1904-1905
годов.
В 1908 году в саду, окружающем Никольский
собор, был установлен обелиск, посвященный
памяти моряков броненосца "Александр
III", погибших в сражении при Цусиме
14 мая 1905 года.
После революции 1917 года Никольский собор
значительно пострадал, однако не был
закрыт представителями советской власти.
С 1941 до 1999 года он являлся кафедральным
собором, а во время блокады в нем жил митрополит
Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея
Руси Алексий I.
В настоящее время Никольский морской
собор остается действующим православным
храмом, в котором сохраняются многолетние
мемориальные традиции. В 1989 году в Никольском
соборе была установлена памятная доска
в честь экипажа подводной лодки "Комсомолец".
А недавно на стенах храма были повешены
новые доски с именами моряков подводной
лодки "Курск", потерпевшей крушение
в 2000 году.
14.Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
занимает пять величественных зданий
вдоль набережной реки Невы в самом
центре Петербурга: Зимний дворец, Малый,
Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный
театр. Часть экспозиции музея размещается
во дворце Меншикова и бывшем здании
Главного штаба на Дворцовой площади.
Ведущее место в этом великолепном архитектурном
ансамбле занимает Зимний дворец, созданный
по проекту архитектора Б. Растрелли в
1754-1762 годах и ставший официальной резиденцией
российских монархов. Бартоломео Растрелли
сказал о своем творении, что оно было
создано "…для одной славы Российской".
В архитектуре Зимнего дворца, воплотившей
дух блестящего 18 века, соединилась мощь
и энергия стиля барокко с торжественным
величием классических интерьеров.
Практически сразу после завершения строительства
Зимнего дворца, начатого еще при Елизавете
Петровне, хозяйкой дворца стала Екатерина
II. Именно она положила начало коллекции
Эрмитажа, купив в 1764 году первую коллекцию
живописи, принадлежавшую прусскому купцу
Ганцовскому. Коллекционирование работ
величайших мастеров искусства стало
одним из важных дел в жизни императрицы.
В создании коллекции ей помогали такие
видные личности, как Дидро, Вольтер и
другие ценители мирового искусства. К
шедеврам, приобретенным Екатериной, имел
доступ очень узкий круг приближенных.
Императрица назвала свой дворец "Эрмитажем"
по аналогии с французским словом, означающим
"приют отшельника".
За два с половиной столетия в Эрмитаже
была собрана одна из крупнейших коллекций
мирового искусства, насчитывающая около
трех миллионов памятников, представляющих
культурное наследие различных народов,
начиная с каменного века и до наших дней.
Залы первого этажа Нового Эрмитажа отведены
для
экспонирования коллекций античного искусства.
Один из самых богатых разделов музея
посвящен искусству Италии. Произведения
эпохи Возрождения выставлены в залах
Большого Эрмитажа. Жемчужинами этого
собрания являются "Мадонна Литта"
и "Мадонна Бенуа", принадлежащие
кисти Леонардо да Винчи. Здесь же можно
увидеть произведения Рафаэля, Тициана,
Джоджоне, Микеланджело. В залах испанской
живописи экспонируются холсты Веласкеса,
Эль Греко, Мурильо. Искусство Голландии
и Фландрии представлено картинами Рембрандта,
Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Хальса.
Превосходное собрание произведений французских
художников включает работы Л. Ленена,
Н. Пуссена, Ж. С. Шардена, Э. Делакруа. Большую
ценность представляет эрмитажная коллекция
картин импрессионистов и постимпрессионистов.
В этой экспозиции есть работы таких выдающихся
мастеров, как О. Ренуар, П. Пикассо, В. Ван
Гог.
Важное место в Государственном Эрмитаже
занимает коллекция отдела первобытной
культуры. Часть экспонатов из этой коллекции
находится в "Золотой кладовой" Эрмитажа,
где сосредоточены замечательные изделия
скифских ювелиров, обнаруженные при раскопках
курганов Причерноморья.
Несколько залов Зимнего дворца отведены
под экспозиции отдела истории русской
культуры, где наряду с картинами, рисунками
и гравюрами представлены коллекции монет,
мебели, костюмов и других произведений
русского прикладного искусства.
15.Академия художеств
Академия художеств, или "Академия трех знатнейших художеств" (то есть - живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.
В архитектурном
плане здание представляет собой
прямоугольник с большим
Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.
Среди прославленных выпускников Академии - художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.
Не многие знают,
что практически одновременно с
Академией художеств был
В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого "циркуля" - центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором - собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже "циркуля". Среди экспонатов - модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.
Кроме того, при Академии работает галерея, которая расположена в доме № 21 по Наличной улице. Там любой желающий может посмотреть и приобрести работы учеников и выпускников Академии, выполненные в традиционном для Академии стиле. Галерея открыта с 11:00 до 19:00 без выходных.
16.Государственный Ассигнационный банк
Здание Государственного
Ассигнационного банка - памятник архитектуры
строгого классицизма, построенный
в 1783-1790 годах архитектором Дж. Кваренги,
бюст которого установлен перед фасадом
банка. Кваренги, талантливый итальянский
архитектор и рисовальщик, был приглашен
в Россию Екатериной II в 1780 году и
успел также поработать при Павле
I и Александре I. С 1805 года он был
вольным общником Санкт-Петербургской
Академии художеств, а в 1814 году получил
потомственное российское дворянство
и орден святого Владимира I степени.
Умер Джакомо Кваренги в Санкт-Петербурге,
и его прах сейчас находится в
музее-некрополе Александро-
Подковообразное здание
Ассигнационного банка состоит
из центрального трехэтажного корпуса
с мощным шестиколонным коринфским
портиком на рустованной аркаде и
кладовых, соединенных с ним открытыми
галереями-колоннадами. Парадный двор
отделен от Садовой улицы чугунной
оградой с павильонами-
Ассигнационный банк был основан в 1769 году для выпуска и обмена ассигнаций достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на монеты. Его капитал в то время составлял 500 тысяч рублей. Вскоре банк стал так же принимать вклады под 5% годовых и выдавать ссуды в размере 10-25 тысяч рублей. В 1786 году московский и петербургский филиалы банка объединились и стали вести валютные отношения с иностранными государствами.
В 1799-1805 годах в
здании банка находился Банковский
монетный двор, в котором чеканили
металлические деньги. К 1817 году банк
выпустил ассигнации на сумму 836 миллионов
рублей, после чего прекратил выпуск
бумажных денег. В 1843 году он был упразднен
за ненадобностью, так как ассигнации
были заменены государственными кредитными
билетами. В настоящее время в
здании ассигнационного банка
17.Михайловский замок
Михайловский замок был
Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов
создали замок по мотивам средневековых
дворцов. План замка представляет собой
квадрат, в середину которого вписан восьмиугольник
внутреннего двора. По внешнему облику
здание значительно отличается от других
памятников петербургской архитектуры
конца 18 века. Огромное сооружение поражает
мрачной мощью и суровой замкнутостью.
Необычен для господствовавшего в те времена
классицизма и оранжевый тон в окраске
стен замка. Четыре фасада Михайловского
замка оформлены по-разному. В сторону
Садовой улицы выступает фасад дворцовой
церкви. Она увенчана типично петербургским
шпилем. К Мойке обращен северный фасад
с открытой террасой, которую поддерживает
мраморная колоннада, и широкой лестницей,
украшенной статуями Геркулеса и Флоры.
Подчеркнуто монументален, репрезентативен
главный южный фасад. Торжественный строй
его колонн и гигантские обелиски напоминают
колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.
Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен
многофигурный барельеф "История заносит
на свои скрижали славу России" работы
скульптора П. Стаджи.
Перед Михайловским замком установлен
бронзовый памятник Петру I, выполненный
по проекту Б. К. Растрелли, отца знаменитого
зодчего эпохи барокко. Работа над конной
статуей основателя Петербурга началась
еще при жизни Петра и завершилась в 1740-х
годах. Лишь в 1800 году скульптура была
установлена на пьедестал с посвятительной
надписью "Прадеду правнук". Большие
бронзовые барельефы, помещенные на боковых
гранях пьедестала, изображают важнейшие
эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте
и под Полтавой. Их созданием руководил
М. И. Козловский.
Павел I прожил в Михайловском замке всего
40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был
убит своими приспешниками. После смерти
Павла дворец опустел: царская семья не
хотела жить в столь мрачном месте. В 1819
году замок передали Инженерному училищу,
в результате чего у замка появилось второе
имя - Инженерный замок.
Сегодня в помещениях Михайловского замка
действуют постоянные выставки "Портретная
галерея русских исторических деятелей
18-19 вв." и "Экспозиция скульптурного
портрета 18 в.". В основе портретной
галереи - изображения российских монархов
от Петра I до Николая II, членов царской
династии, российских генералов. Портреты
выполнены выдающимися российскими и
зарубежными художниками.