Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:46, реферат
Тема предлагаемой работы – «Архитектура Санкт-Петербурга 18 века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие - городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.
6.Кунсткамера
Здание Кунсткамеры
(в переводе с немецкого - "кабинет
редкостей") было заложено в 1718 году
по проекту архитектора Г. Маттарнови
на Васильевском острове. Оно предназначалось
для библиотеки и коллекции "монстров
и раритетов", собираемой Петром
I. За период постройки Кунсткамеры,
продолжавшейся с 1718 по 1734 год, строительством
руководили несколько архитекторов:
Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М.
Г. Земцов. В 1747 году большой пожар
оставил от здания только обгоревший
остов. Архитектору С. И. Чевакинскому
в 1754-1758 удалось восстановить Кунсткамеру,
но без верхнего яруса башни. Эта
часть композиции была воссоздана лишь
после Великой Отечественной
войны архитектором Р. И. Каплан-Ингелем.
Место для постройки первого в России
музея было выбрано очень удачно. Расположенное
на набережной реки Невы, здание хорошо
видно с больших расстояний. М. В. Ломоносов
объяснял такое местоположение Кунсткамеры
тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все
"взирали, о науках помышляли и к ним
бы любовию склонялись".
В 1727 году из палат опального вельможи
Кикина в Кунсткамеру были перенесены
коллекции Петра I, а в следующем году состоялось
официальное открытие музея. С этого времени
"в Кунсткамере всегда великое людство"
было. До конца 18 века в здании размещались
и некоторые учреждения Академии наук,
основанной Петром I.
Сегодня в Кунсткамере находится Музей
антропологии и этнографии имени Петра
Великого, сформированный на базе петровских
коллекций, которые значительно расширились
в последующие годы. Вскоре после Великой
Отечественной войны в помещении Кунсткамеры
был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий
русский ученый почти четверть века проработал
в этом здании. Коллекция музея посвящена
начальному периоду существования Академии
наук и вкладу М. Ломоносова в историю
российской науки. В музее экспонируются
документы и предметы ломоносовского
времени, включая научные инструменты,
книги, портреты, гравюры, в том числе из
личного собрания первого русского академика.
На протяжении вот уже трех веков собрание
Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется.
Многие известные путешественники (Д.
Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский,
Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай
и другие) привозили из своих заморских
странствий бесценные предметы, ставшие
экспонатами этого петербургского музея.
В настоящее время в музее действует несколько
постоянных экспозиций, посвященных этнографии
народов Америки, Африки, Китая, Японии,
Индонезии, Австралии, Океании и других
стран, а также выставка "Анатомические
редкости петербургской Кунсткамеры".
На этнографических выставках представлены
макеты жилых и культовых построек, традиционная
одежда населения различных стран мира,
домашняя утварь, орудия труда, керамика,
художественное стекло, изделия из металлов,
в том числе драгоценных, музыкальные
инструменты, предметы культа и обрядовые
атрибуты, традиционное оружие.
Один из самых известных экспонатов музея
- уникальный Готторпский глобус-планетарий,
созданный в 17 веке в Германии. Он был подарен
Петру I в ходе Северной войны и привезен
в Петербург в 1717 году. Диаметр глобуса
составлял 3,1 метра. Снаружи на нем были
изображены все известные на тот момент
страны, моря и реки, а внутри глобуса находился
первый в мире планетарий.
7.Здание Двенадцати коллегий
Одна из самых ранних построек на Васильевском острове, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.
Здание представляет
собой двенадцатьодинаковых по размерам
и архитектуре трехэтажных
Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.
В то время еще
не было построено постоянных мостов
через Неву, что создавало определенные
трудности для
В 1804 году часть помещений здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. До 1859 года в здании располагалось два высших учебных заведения, Педагогический институт был упразднен.
8.Летний сад
Ансамбль Летнего
сада и дворца - самый ранний в
Санкт-Петербурге. Он был создан по
указу Петра I, который принимал личное
участие в проектировании парка.
В 1704 году на указанном императором
месте стали высаживать цветы
и саженцы деревьев различных
пород, устанавливать первые мраморные
статуи, привезенные в молодую
российскую столицу со всей Европы.
Саду был придан регулярный характер:
сеть прямых аллей была геометрически
выверена, деревья и кустарники аккуратно
подстрижены, скульптуры и фонтаны
симметрично расставлены. В работах
принимали участие известные
архитекторы - Матвеев, Земцов, Микетти,
Леблон и другие.
В петровское время Летний сад являлся
парадной царской резиденцией, где протекала
придворная жизнь Петербурга: там устраивались
роскошные балы и гуляния для дворянских
семей. Причем часто царские приемы проходили
прямо в аллеях Летнего сада, в которых
специально для увеселений высшего света
сооружались временные гроты, павильоны
и даже лабиринты. Летний дворец Петра,
возведенный по проекту архитектора Трезини,
для этих целей не подходил: строгое, скромно
оформленное двухэтажное здание было
слишком мало для царских приемов.
Летний сад не раз страдал от наводнений.
Одним из самых губительных стало наводнение
1777 года. Тогда погибли многие редкие деревья,
разбились уникальные статуи, были уничтожены
фонтаны. Вскоре Летний сад был восстановлен.
Многое было переделано в соответствии
с новейшими вкусами, но регулярная планировка
сада была сохранена. Ценнейшие скульптуры
работы итальянских мастеров 17-18 веков
- Боратта, Боцацца и многих других - были
тщательно отреставрированы. И хотя до
нас дошли далеко не все скульптуры Летнего
сада Петровской поры (в середине 18 века
количество статуй равнялось 200, а в настоящее
время в саду осталось всего 89 скульптур),
Летний сад может по праву гордиться самым
старинным в России собранием садовой
скульптуры. Самой известной статуей,
"нимфой Летнего сада" является белокаменная
Флора, выполненная в начале 18 века неизвестным
итальянским скульптором.
В 1773-1786 годах по проекту архитекторов
Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова была создана
знаменитая кованая ограда, украшающая
Летний сад со стороны Невы. Уникальное
произведение декоративного искусства,
ограда изумляет безупречными пропорциями,
изяществом и благородной простотой.
В 19 веке в саду появились новые павильоны
- "Кофейный домик" (архитектор К.
Росси) и "Чайный домик" (архитектор
Л. Шарлемань). В 1855 году на площадке перед
"Чайным домиком" установили памятник
великому русскому баснописцу Крылову.
Пьедесталом памятнику, проект которого
был разработан скульптором Клодтом, служит
гранитный куб, полностью покрытый барельефами
на сюжеты из басен Крылова.
В 19 веке Летний сад был излюбленным местом
гуляний петербургской знати. Здесь часто
бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский,
И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок
и многие другие деятели русской культуры.
Простонародная публика в сад не допускалась:
для этого был создан ряд ограничивающих
условий, касающихся одежды и поведения.
Сегодня Летний сад, одно из самых живописных
и тихих мест в Петербурге.
9.Александро-Невская лавра
Один из старейших архитектурных ансамблей
Санкт-Петербурга, Александро-Невская
Лавра, был заложен в 1710 году на том месте
у Невы, где по преданию произошла важнейшая
битва со шведами, определившая победу
России.
Строительство монастыря продолжалось
с перерывами на протяжении почти всего
18 века и было завершено лишь к 1790 году.
За период строительства сменилось несколько
архитекторов, но основная идея Д. Трезини,
который задумал монастырский комплекс
как резиденцию, учреждение и дворец вместе
взятые, была сохранена. Над созданием
одного из крупнейших архитектурных ансамблей
города трудились талантливейшие архитекторы
своего времени: Д. Трезини, Т. Швертфегер,
М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий,
П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие.
Композиционным центром лавры является
Троицкий собор, построенный архитектором
Старовым. Окончание постройки и освящение
храма в августе 1790 года завершило формирование
ансамбля Александро-Невской лавры. Собор
увенчан куполом на высоком барабане,
а его лаконичные монументальные формы
гармонируют с монастырскими корпусами.
Среди икон собора особо почитаема икона
преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
В 1724 году в монастырь был перенесен прах
князя Александра Невского, причисленного
русской православной церковью к лику
святых.
К концу 18 века Александро-Невский монастырь,
которому в 1797 году был присвоен статус
лавры, стал духовно-культурным центром
Петербурга. Александро-Невской лавре
покровительствовали все российские государи
и государыни. Еще при Петре Великом при
монастыре были учреждены госпиталь, богадельня,
типография и школа для детей священнослужителей.
Эта школа впоследствии получила статус
духовной семинарии, а затем и Духовной
Академии, в которой готовили священнослужителей
для наиболее важных православных храмов
России. Значение лавры в жизни Петербурга
и всей страны можно хорошо представить,
если вспомнить тот факт, что до революции
в России было только четыре монастыря
подобного уровня.
С момента основания Александро-Невская
лавра являлась первой по значению усыпальницей
императорской России. Здесь были погребены
члены царской семьи, духовные служители,
выдающиеся государственные деятели,
полководцы. Среди них - Суворов, Безбородко,
Кваренги, Воронихин, Росси и многие другие.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь
был упразднен, его церкви закрыты, а бесчисленные
реликвии и произведения искусства были
переданы в Русский музей, Государственный
Эрмитаж и другие музеи Петербурга. В 1936-1937
годах на территории монастыря был создан
музей - Ленинградский некрополь, который
в 1939 году был реорганизован в Музей городской
скульптуры.
В начале 20 века на территории лавры действовало
12 церквей, в настоящее время только две.
Возрождение монастырской жизни произошло
осенью 1996 года, и сегодня Александро-Невская
лавра является действующим мужским монастырем
Санкт-Петербургской епархии.
10.Исаакиевский собор
Свою историю величественный Исаакиевский
собор ведет от небольшой деревянной
церкви, заложенной по указу Петра
Великого в 1710 году. Церковь была построена
рядом с Адмиралтейством. Храм освятили
в честь Исаакия Далматского,
небесного покровителя Петра
Великого. Император любил этот храм.
Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля
1712 года состоялось венчание Петра I и
Екатерины Алексеевны, будущей императрицы
Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал
специальный указ, по которому моряки
Балтийского флота должны были принимать
присягу только в этой церкви.
После смерти Петра Великого не раз предпринимались
попытки перестроить церковь, все менее
и менее гармонировавшую с парадным обликом
центра Петербурга. Но все эти попытки
не увенчались успехом..
В 1809 году Александр I объявил конкурс
на лучший проект Исаакиевского собора.
В нем победил молодой французский архитектор
Огюст Монферран, за два года до этого
приехавший в Россию. Он представил сразу
двадцать четыре варианта проекта собора
в различных стилях: в византийском, романском,
готическом стилях и даже в духе китайской
и индийской архитектуры. Императору Александру
I понравился проект пятиглавого собора
в классическом стиле.
Работы по возведению собора начались
в 1818 году и затянулись на сорок лет. В
столице даже шутили, что, дескать, Монферрану
предсказали, что он умрет сразу же, как
закончит строительство, и потому архитектор
не торопится. На самом же деле, вскоре
после начала работ было обнаружены несколько
серьезных ошибок в чертежах Монферрана,
который был талантливым архитектором-рисовальщиком,
но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель.
Работы пришлось прервать и создать специальную
комиссию, которая внесла бы необходимые
исправления в проект.
Торжественное открытие и освящение Исаакиевского
собора, который был провозглашен кафедральным
собором Русской Православной церкви,
состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром
общегородских празднеств, в нем проходили
все главные церковные службы и крестины
членов царской семьи.
Исаакиевский собор занимает четвертое
место в мире по величине, уступая лишь
собору Святого Петра в Риме, собору Святого
Павла в Лондоне и собору Святой Марии
во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра
в высоту при площади 4000 квадратных метра
и может вместить до 12000 человек. В оформлении
интерьера были использованы многочисленные
произведения живописи, мозаики, скульптуры,
различные виды драгоценных камней и позолота.
Особый интерес представляет один из крупнейших
в России витражей, площадь которого составляет
28.5 квадратных метра. В работах по отделке
собора приняли участие выдающиеся мастера,
среди которых - Брюллов, Клодт, Пименов
и другие.
Интересно, что шутка о зловещем
предсказании оказалась пророческой.
Через месяц после окончания
строительства Исаакиевского
В советское время в Исаакиевском соборе
был открыт антирелигиозный музей, а само
здание получило статус памятника. Храм
чудесным образом не пострадал во время
Второй мировой войны: за годы блокады
в собор не было ни одного прямого попадания,
хотя на колоннах Исаакиевского собора
по сей день можно видеть следы от осколков
разорвавшихся снарядов.
Сегодня музей-памятник Исаакиевский
собор является одним из лучших кафедральных
соборов Европы и одним из самых посещаемых
музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют
возможность подняться на колоннаду барабана
и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой
центра города. В 1988 году, впервые после
долгого перерыва, в соборе была проведена
служба, приуроченная к празднованию в
России тысячелетия принятия христианства.
11.Смольный собор
Один из лучших архитектурных ансамблей
в стиле русского барокко, Смольный,
располагается на берегу реки Невы,
на том месте, где при Петре
Великом были устроены смоляные дворы,
поставлявшие смолу для строительства
кораблей. Несмотря на то, что вскоре
после основания Петербурга смоляные
работы на этом месте были прекращены,
за участком надолго закрепилось
название "Смольный двор".
Рядом с этим живописным уголком в 18 веке
был построен небольшой Смольный дворец,
в котором в течение некоторого времени
жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно
легендам, Елизавета Петровна, взошедшая
на российский престол в 1741 году, намеревалась
со временем удалиться от мира и постричься
в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга,
любимого детища ее отца, ей совсем не
хотелось. Неудивительно, что для монастыря
она выбрала живописный участок Смоляного
двора, расположенный в том месте, где
Нева делает красивый изгиб. Строительство
было поручено придворному архитектору
Растрелли, который и начал работу в 1749
году.
Центром монастырского комплекса, в архитектуре
которого органично сочетаются формы
древнерусского зодчества с элементами
европейской архитектуры, стал великолепный
бело-голубой Смольный собор. Расположенный
в самом центре монастырского двора, Смольный
собор, высота которого достигает 93, 7 метра,
создает ощущение устремленности ввысь,
динамики и пластичности. Пышный декор
фасадов, обильное использование позолоты,
нарядное сочетание голубых стен и белокаменной
лепки придают собору особенную праздничность
и торжественность. Вокруг собора расположены
четыре церкви и выполненные в бело-голубой
гамме корпуса.
Растрелли, умерший в 1771 году, не дождался
окончания строительных работ, которые
к концу 18 века вообще остановились. И
только в 30-х годах 19 века архитектор В.
Стасов возобновил работы по внутренней
отделке храма. Огромный церковный зал
был отделан под мрамор, сооружены три
величественных иконостаса, перед алтарями
установлена балюстрада из граненого
хрусталя, а кафедру украсила тончайшая
резьба. Среди сохранившихся сокровищ
собора следует назвать иконы работы А.
Венецианова "Воскресение Христово"
и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
Стасов стал и автором великолепной ажурной
ограды собора, которая по красоте вполне
может соперничать с оградами Летнего
сада и Казанского собора.
К сожалению, первоначальный проект Растрелли
не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор
мечтал возвести рядом с собором многоярусную
колокольню, высота которой достигала
бы 140 метров. Эта колокольня должна была
стать самой высокой в России и превзойти
даже знаменитую колокольню Ивана Великого
в Москве. Однако последователи Растрелли
строить ее не стали, посчитав, что она
плохо впишется в городской пейзаж.
Смольный собор стал своеобразным "рекордсменом"
- ни одно здание в Санкт-Петербурге не
строилось так долго. Строительство храма
началось в 1748, а внутренняя отделка была
завершена лишь в 1835 году. Таким образом,
продолжительность возведения здания
равняется 87 годам. 20 июля 1835 года Смольный
собор был освящен как собор всех учебных
заведений во имя Воскресения Христова.