Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:46, реферат
Тема предлагаемой работы – «Архитектура Санкт-Петербурга 18 века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие - городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.
Введение
Тема предлагаемой
работы – «Архитектура Санкт-
История Петербурга
неразрывно связана с
Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и финском заливе. В течение уже почти трёх столетий этот город был «окном в Европу», а также началом торгового пути «из Варяг в Греки», связывающего запад с Византией.
Во времена
правления Петра I и его приемников
в 18-ом и 19-ом веках из
лесов и болот вырос
Наряду с этим город занимает большую часть территории области. Поэтому, наверное, коренному петербуржцу, всегда немного тесно в других городах – там ему не хватает простора. Ведь Петебург – это не только выход к морю, не только полноводная река Нева, но и огромные площади, прямые и широкие улицы.
О Санкт-Петербурге
можно говорить бесконечно, но
главным образом надо отметить,
что коренным и самым главным
периодом жизни этого города
стал период правления ПетраI,
это, конечно же, возникновение
самого города, его подъём на
мировом небосклоне, возвышение
над Москвой, как над столицей,
в культурном отношении и
1.Архитектурные стили XVIII века
Сложившийся
в русском искусстве первой
половины 18 века новый стиль барокко,
тяготевший к созданию
Во второй
половине 18 века в русском искусстве
преобладающее значение
Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическо-
му архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приёмы внутреннего и внешнего офор-мления зданий.
2. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история.
Петропавловская крепость
Петропавловская
крепость занимает центральное
место в архитектурной
16 мая 1703 года
на Заячьем острове Петром
Великим была заложена
План крепости
разрабатывал лично император.
Он сделал ее в форме
Ансамбль Петропавловской крепости включает
Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский
цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство,
Ботный домик, гаупвахту и другие исторические
сооружения. Для большинства строений
Петропавловской крепости характерно
долговременное строительство. Над многими
зданиями, входящими в композицию Петропавловской
крепости, трудилось несколько поколений
зодчих.
Петропавловская крепость была построена
как оборонительное сооружение, но она
ни разу за свою историю не выполняла свои
основные функции. На протяжении двух
веков крепость служила политической
тюрьмой. Одним из первых заключенных
мрачных казематов крепости стал царевич
Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской
крепости была заточена знаменитая княжна
Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы
Елизаветы Петровны и претендовавшая
на российский престол. В бастионах Петропавловской
крепости были заточены руководители
и участники восстания декабристов, организаторы
покушения на императора Александра II,
писатели Николай Чернышевский, Максим
Горький и многие другие. Тюрьма славилась
тем, что из нее невозможно было бежать:
за все ее историю из нее не было совершено
ни одного побега.
Особое место в ансамбле крепости занимает
Петропавловский собор, построенный в
1713-1733 годах по проекту Трезини на месте
деревянной церкви, заложенной во имя
апостолов Петра и Павла. Собор украшен
золоченым шпилем высотой в 122,5 метра,
который венчает фигура летящего ангела,
ставшего символом города на Неве. Долгое
время Петропавловский собор служил усыпальницей
российских монархов. Сам основатель города,
Петр Великий, похоронен у южной стены
собора. Уникальные надгробия Александра
II и его жены Марии Александровны, отличающиеся
от прочих надгробий усыпальницы, выполнены
из яшмы и орлеца. Последнее погребение
в Петропавловском соборе состоялось
летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела
Николая II, его супруги Александры Федоровны,
их детей и слуг. Последний Российский
император и его семья погребены в Екатерининском
пределе Петропавловского собора.
Сегодня на территории крепости работает
несколько постоянных музейных экспозиций.
В Комендантском доме посетители могут
познакомиться с историей Петербурга.
2.Домик Петра Великого
На Петроградском
острове в 1703 году был построен
скромный деревянный «дворец», известный
под названием домика Петра Великого уникальный
памятник Санкт-Петербурга, единственная
деревянная постройка времен основания
города, дошедшая до наших дней. Этот домик,
ставший первой петербургской резиденцией
Петра I, был сооружен солдатами Семеновского
полка в рекордно короткие сроки - с 24 по
26 мая 1703 года. "Красные хоромы" были
срублены из тесаных сосновых бревен,
снаружи окрашены под кирпич, а изнутри
обиты холстом "на голландский манер".
Царская резиденция отличалась небольшими
размерами (кабинет и столовая, разделенные
сенями и спальней) и скромным внутренним
убранством. Стены и потолки комнат были
обтянуты грубым белым холстом. Петр I
любил небольшие размеры помещений и проемов,
поэтому высота потолков равнялась всего
двум с половиной метрам, а входная дверь
была еще ниже. Петр I периодически жил
во "дворце" с 1703 по 1708 год во время
своих визитов в строящийся Петербург.
В доме не было печи и дымохода, поэтому
жить в нем можно было только летом. На
крыше "дворца" стояли вырезанные
из дерева изображения мортиры и двух
бомб с "горящим пламенем".
Климат Петербурга разрушительно действовал
на первый петербургский дворец, и уже
в 1723 году по указу царя домик был окружен
защитной галереей с крышей. В 1844 году
домик Петра I был защищен кирпичным футляром,
выполненным по проекту архитектора Р.
Кузьмина. В конце 19 века в садике перед
царским дворцом был установлен бронзовый
бюст Петра I работы скульптора П. Забелло.
В 1930 году в домике Петра разместился историко-мемориальный
музей. Во время Второй мировой войны экспонаты
музея были эвакуированы или надежно спрятаны
в пределах города. Сам домик, поврежденный
во время артобстрела, был отреставрирован,
и уже в 1944 году открыт для посетителей.
Сегодня в экспозиции музея представлены
предметы быта петровского времени, а
также личные вещи Петра I и его ближайших
сподвижников. Посетители могут увидеть
голландскую печь петровских времен, облицованную
расписными изразцами, а также мебель,
характерную для петровской эпохи. Комнаты
домика Петра I украшены гравюрами, небольшими
картинами работы неизвестных голландских
художников, предметами декоративно-прикладного
искусства. В экспозиции также представлена
лодка-верейка, построенная, по преданию,
самим Петром I. Здесь же экспонируются
материалы, рассказывающие о событиях
Северной войны и основании Петербурга,
а также о строительстве и истории домика
Петра. Одним из главных экспонатов музея
является гипсовый оттиск руки основателя
Петербурга.
3.Адмиралтейство
Адмиралтейские
Первое здание Адмиралтейства, которое
в то время называли "Адмиралтейским
домом", представляло собой одноэтажный
мазанковый корпус в форме буквы "П"
с производственным двором, раскрытым
к Неве. Спустя несколько лет в центре
этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской
коллегии, а над ним мазанковую башню со
шпилем, увенчанным корабликом. В 1730-е
годы здание было перестроено в камне.
Архитектор И. К. Коробов, которому было
доверено руководить строительными работами,
не менял первоначальную планировку и
внешний вид здания за исключением башенки
со шпилем, которая после всех работ заметно
выросла, достигнув 72 метра в высоту.
В начале 19 века здание вновь подверглось
переделке - возникла необходимость согласовать
его внешний облик с парадным центром
столицы. Работами руководил талантливый
архитектор А. Д. Захаров. По его проекту
была возведена грандиозная постройка,
состоящая из двух П-образных корпусов.
Длина главного фасада достигла 406 метров.
Здание было украшено башней, окруженной
колоннадой и увенчанной куполом со шпилем.
На шпиле установили флюгер в виде кораблика,
ставший одним из символов Санкт-Петербурга.
Снизу кораблик кажется крохотным, но
на самом деле он весит 65 килограмм и покрыт
двумя килограммами чистого золота.
Здание Адмиралтейства было украшено
скульптурами, образы которых связаны
с легендами и мифами о морской стихии.
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства
включает в себя композицию "Нимфы,
несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих
четыре времени года, четыре стихии, четыре
главных направления ветра, а также богиню
Изиду - покровительницу кораблестроения
и Уранию - музу астрономии. Двадцатидвухметровый
горельеф изображает аллегорическую картину
"Заведение флота в России". На нем
изображен бог морей Нептун, вручающий
Петру I трезубец - символ владычества
над морями. На углах аттика башни были
установлены высеченные из камня статуи
древних героев и полководцев: Александра
Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса.
Новое здание Адмиралтейства покорило
современников своим изяществом, безупречными
пропорциями и чистотой архитектуры. В
таком виде Адмиралтейство, не считая
незначительных изменений, сохранилось
до наших дней.
В 1874 году перед зданием Адмиралтейства
был открыт Александровский сад. В 1883 году
в нем были установлены бюсты русских
писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского,
Михаила Лермонтова, композитора Михаила
Глинки, а также памятник исследователю
Центральной Азии Николаю Пржевальскому.
Изначально на верфи перед Адмиралтейством
строили корабли, а в его помещениях располагались
корабельные мастерские. В 19-начале 20 века
помещения Адмиралтейства занимали военно-морские
учреждения: Морское министерство, Военно-морской
штаб и другие. С 1832 года в Адмиралтействе
размещалось Училище корабельной архитектуры,
от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский
Военно-морской инженерный институт.
Адмиралтейство остается архитектурно-планировочным
центром Санкт-Петербурга и является одним
из красивейших памятников раннего классицизма
в Северной столице.
4.Гостиный двор
Гостиный двор был построен на Невском проспекте не сразу. Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в то время называвшимся Городским, - в районе современной площади Революции. Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году. На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.
Первый план строительства Большого Гостиного двора на Невском проспекте, разработанный архитектором А. Ринальди, был отвергнут петербургскими властями. Также был отклонен и проект двухэтажного здания Гостиного двора Ф.-Б. Растрелли: его утвердили в 1757 году, но затем посчитали чрезмерно пышным и дорогостоящим. После этого руководство проектом было передано Ж. Б. Валлен-Деламоту. Архитектор создал более деловую постройку в стиле раннего классицизма, сохранив при этом общий план здания, созданный его предшественниками.
Площадь Большого Гостиного двора, как он был назван по окончании строительства, составляла 53 тысячи квадратных метров, а его длина по периметру была равна одному километру. Всего в Гостином дворе было около ста лавок, распределявшихся по рядам, среди которых были суконные, меховые, шубные, серебряные, сапожные и другие. Во внутренних лавках велась оптовая торговля, а в четырех наружных линиях - Суконной (Невской), Большой Суворовской (Перинной), Малой Суворовской (Ломоносовской) и Зеркальной (Садовой) - розничная. На втором этаже располагались склады. Торговые ряды были знамениты своими книжными лавками: здесь продали первые 25 из 650 отпечатанных экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева. В книжные лавки Гостиного двора часто заглядывал самый знаменитый русский поэт А. С. Пушкин.
В 19-20 веках здание
Большого Гостиного двора претерпело
некоторые изменения. Сначала архитектор
Л. Руска пристроил к Перинной
линии дорический портик, который
потом был разобран и вновь
восстановлен, затем была изменена
отделка фасада со стороны Невского
проспекта и устранены
С 1967 года здание Гостиного двора вмещает наземный вестибюль одноименной станции метро, известный витражом, на котором изображены события 4 июля 1917 года - расстрел мирной демонстрации по приказу Временного правительства
5.Дворец Меншикова
Дворец Меншикова принадлежит к числу
первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга,
возведение которых началось после блестящей
победы, одержанной русскими войсками
27 июня 1709 года под Полтавой, в Северной
войне.
Строительство Меншиковского дворца началось
в 1710 году по проекту архитектора Д.-М.
Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург,
и через три года работы по сооружению
этого здания были поручены немецкому
архитектору Г. Шеделю. Дворец сооружался
в несколько этапов. Как установил известный
реставратор памятников петровского времени
А. Э. Гессен, сначала это была полутораэтажная
компактная постройка, к которой вскоре
пристроили два симметричных флигеля,
что привело к образованию перед зданием
небольшого дворика. Вдоль стен дворца
и новых флигелей возвели одноэтажную
открытую галерею, которая объединяла
дворцовые корпуса и окружала дворик с
трех сторон. Двор украшали многочисленные
скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты
и оранжереи с диковинными растениями.
Со стороны Невы перед дворцом была устроена
пристань, для того чтобы малые суда могли
причаливать прямо перед парадным подъездом.
Дворец Меншикова, созданный для сподвижника
Петра А. Д. Александра Меншикова, - во многом
примечательная постройка. В ней нашли
отражение как исконно русские, так и свойственные
западноевропейской архитектуре строительные
приемы. Некоторые элементы Меншиковского
дворца напоминают о палаццо итальянского
Возрождения, а оформление сводов явно
заимствовано из арсенала древнерусского
зодчества. Из интерьеров, кроме вестибюля
с парадной лестницей, хорошо сохранились
комнаты, в отделке которых были использованы
дельфтские изразцы на голландский манер,
покрывающие не только стены, но и потолки.
В отделке внутренних помещений Меншиковского
дворца использовалось золото, серебро,
мрамор, дорогие сорта дерева, декоративная
живопись и лепка, античная итальянская
скульптура, большие венецианские зеркала,
хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые
китайские обои. Во дворце хранились богатейшие
для своего времени собрания живописи,
скульптуры, предметов прикладного искусства,
нумизматики. Большой интерес представляет
Ореховый кабинет с деревянными панелями.
Под его живописным плафоном, написанным,
по всей видимости, в 1717-1719 годах Ф. Пильманом,
реставраторы обнаружили фреску первой
четверти 18 века с изображением Петра
I в образе воина-победителя.
Облик дворца изменился в ходе приспособления
его для Сухопутного шляхетского корпуса,
в распоряжение которого здание было передано
вскоре после ссылки светлейшего князя
Меншикова и его семьи. Отделка большинства
помещений также подверглась изменениям.
После реставрации, начавшейся в 1970-х годах,
в Меншиковском дворце разместилась экспозиция
Государственного Эрмитажа, посвященная
русской культуре первой четверти 18 века.
В 1981 году музей принял первых посетителей.