Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:38, контрольная работа
Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу в душах людей, народу всегда нужны незыблемые духовные ценности, укрепляющие его, дающие ему силы пережить трудную годину. Поэтому человек ощущает в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.
Введение………………………………………………………………………………………3
Древняя Русь…………………………………………………………………………………..4
Россия деревянная…………………………………………………………………………….6
Россия каменная……………………………………………………………………………….8
Крепостные сооружения XVI века..........................................................................................12
Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...13
Нарышкинский стиль………………………………………………………………………...12
Русское барокко……………………………………………………………………………….13
Русское зрелое барокко……………………………………………………………………….14
Архитектура русского классицизма………………………………………………………….15
Советская архитектура………………………………………………………………………...16
Современная архитектура в России…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………………………21
В русском классицизме отдаленно проявились отзвуки древнерусской и византийской культуры, а одновременно и русского барокко, который был первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В. И. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784—1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. Главным представителем классицизма в Москве был М. Ф. Казаков — автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.
Своей вершины русский классицизм достиг в архитектуре новой столицы —
Советская архитектура
В первые послереволюционные годы архитектурная жизнь протекала
О возведении каких-либо новых зданий в той обстановке, естественно, не могло быть и речи. Основными направлениями в строительстве стали ремонт и реконструкция разрушенных зданий и сооружений, а в архитектурном творчестве особо выраженным становится жанр романтической архитектурной фантазии. Память о тех годах увековечена в многочисленных фантастических проектах дворцов для рабочих, рабочих городков, монументов революции и т.д. Равно как в проектах опытных и авторитетных дореволюционных зодчих, так и в творческих работах архитектурной молодёжи тогда преобладал традиционалистский дух Академии. Революционный романтизм получал выражение в монументальных неоклассических формах. Такая система скрывала в себе немаловажное противоречие, которое особенно хорошо понимала молодежь: для нового общества должна предназначаться не традиционная, отжившая архитектура, а принципиально иная, - способная отражать новые ритмы жизни и новые идеи. Что это может быть, было неизвестно, - требовался этап поисков новых путей. Этот этап начинается в 1920-е гг.
С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры, оппозиционной традиционализму. Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, рацио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга. Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль. Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.
К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты.
Более адекватной действительности
оказалась архитектура
Богатый потенциал, содержащийся в «бумажных» проектах русского авангарда - отечественное наследие XX в., достойное особенно высокой оценки, подробного изучения и сохранения.
В начале 1930-х гг. резко
усиливается воздействие
Огромная работа была проделана советскими архитекторами и реставраторами в процессе восстановления городов нашей страны после Великой Отечественной Войны. Реставрация важнейших памятников отечественной архитектуры, героически начатая военным поколением зодчих, не завершена и по сей день - настолько сильны были последствия той страшной войны.
После смерти Сталина и проведения известного кремлевского съезда строителей начинается новая насильственная смена направления развития архитектуры СССР. Крупномасштабная кампания по борьбе с излишествами, призванная вывести советскую архитектуру из глубокого кризиса, оборачивается резким возвратом к утилитаризму и низведением архитектуры до статуса инженерного дела. Вместе с тем, нельзя не отметить, что такие преобразования позволили найти решения ряда функциональных проблем, которые игнорировались в сталинской архитектуре: обеспечение государства массовым жильем, функционально качественными учреждениями обслуживания, переход на индустриальное производство строительных конструкций и т.д. В формальном плане архитектура возвращается к универсальной эстетике модернизма. В этот период начинается реабилитация теоретиков и практиков конструктивизма, изучается и переосмысливается их творческое наследие.
Если в архитектуре жилища с тех пор на долгие годы устанавливаются тенденции технологического упрощенчества и явного утилитаризма, то в архитектуре общественных зданий сохраняется определенное пространство для самостоятельного творчества зодчих. Повсеместное преобладание с начала 1960-х гг. в жилой архитектуре типового проектирования сформировало особую градостроительную политику СССР. Она характеризовалась массовым строительством крупных новых районов дешёвого сборного жилья, а также массированной реконструкцией исторической среды старых городов. Это обернулось двумя серьезными проблемами: монотонностью и унылостью пространств новой застройки и эстетической индифферентностью новостроек, внедрявшихся в исторически сформированные среды городов, по отношению к окружению.
Формы модернизма и минимализма в общественной архитектуре включаются в активный синтез с монументальным искусством - скульптурой и живописью. Ведутся поиски форм выразительности новых конструкций: железобетонных оболочек, вантовых конструкций и т.д.
Куда более вариативной становится стилевая гамма советской архитектуры общественных зданий в 1970-х-1980-х гг. Жилая архитектура при этом до конца существования СССР остается практически вне сферы полноценного индивидуального архитектурного творчества. В русле советского модернизма 2-й волны возникает монументальное направление, которое можно условно назвать «безордерной классикой». В нем появлялись такие нехарактерные для ортодоксального модернизма черты, как строгая осевая симметрия планов и фасадов, выражение на фасадах тектоники стоечно-балочной системы с упрощенными колоннами и антаблементом, выявление в объемно-пространственных композициях таких качеств как монументальность, тяжесть, устойчивость и т.д.
Рядом с модернизмом начинают
формироваться отечественные
Почти не выразилось в архитектуре 1970-х-1980-х гг. тотально захватившее в те годы Европу и США направление постмодернизма.
Особого внимания заслуживает архитектурная жизнь СССР 1980-х гг. Тогда на фоне официальной государственной архитектуры, создававшейся в стенах проектных институтов, неожиданно ярко, в полный голос заговорили молодые самостоятельные авторы. Возникшая в 1980-е гг. мощная волна «бумажной» архитектуры, выразившая позицию поколения архитекторов-нон-конформистов создала прецедент для новых формальных и эстетических поисков и легла в основу современной нам архитектурной жизни. Многие архитекторы, работающие сегодня в индивидуальных творческих мастерских, активно проектирующие и строящие, начали творческое формирование в среде советских «бумажников» 1980-х гг.
Современная архитектура в России
Современная архитектура в России представлена в основном в городе Москве, - культурном, деловом и политическом центре.
В последние годы в Москве строится всё больше высотных офисных зданий, различных деловых и культурных центров. Создаются новые памятники и скульптуры. Этим сооружениям и объектам также необходимо уделить внимание, поскольку именно они формируют облик современной Москвы. Вместе с тем, с начала 1990-х годов в Москве было разрушено, по некоторым оценкам, более 700 исторических зданий, среди которых Гостиница Москва, Тёплые торговые ряды, «Военторг» и ряд других выдающихся памятников архитектуры. В эти же годы возник так называемый «лужковский стиль», который несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики. Однако «лужковский стиль» часто подвергается суровой критике. Некоторые оценивают данный вид архитектуры как китч, пошлость и дурновкусие, ставят его в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой.
Образцами лужковского стиля являются такие постройки, как торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади, фонтан «Пушкин и Натали» на площади Никитских Ворот, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, ресторан «Белый лебедь» на Чистых прудах, офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке, торговый центр «Новинский пассаж» и другие.
Отдельное место в истории современной ар
Заключение
Начиная ещё со славянских племён и по сей день архитектура отражает политическую, экономическую и социальную жизнь общества. Меняется общество – меняется архитектура. Воистину, этот вид искусства – зеркало изменений, происходящих в обществе, государстве, части света. Материалы и сложность конструкций показывают состояние общества и государства в то время, когда то или иное сооружение было построено.
Теперь можно сказать, почему менялись стили на Руси, в какой зависимости была архитектура от татаро-монгольского ига, Смутного времени, реформ Петра I, влияния европейской моды, революции 1917 года и кризиса 90-х годов XX века.
Информация о работе Архитектура как зеркало социально-экономических изменений