Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:38, контрольная работа
Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу в душах людей, народу всегда нужны незыблемые духовные ценности, укрепляющие его, дающие ему силы пережить трудную годину. Поэтому человек ощущает в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.
Введение………………………………………………………………………………………3
Древняя Русь…………………………………………………………………………………..4
Россия деревянная…………………………………………………………………………….6
Россия каменная……………………………………………………………………………….8
Крепостные сооружения XVI века..........................................................................................12
Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...13
Нарышкинский стиль………………………………………………………………………...12
Русское барокко……………………………………………………………………………….13
Русское зрелое барокко……………………………………………………………………….14
Архитектура русского классицизма………………………………………………………….15
Советская архитектура………………………………………………………………………...16
Современная архитектура в России…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………………………21
Московский Государственный Уни
имени Михаила Васильевича Ломоносова
Эссе
«Архитектура как зеркало
социально-экономических
Автор: *********, 1 курс «Менеджмент», группа М101
Москва 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Древняя Русь……………………………………………………………………
Россия деревянная…………………………………
Россия каменная………………………………………
Крепостные сооружения XVI
века..........................
Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...
Нарышкинский стиль………………………………
Русское барокко……………………………………………………………
Русское зрелое барокко……………………………………………………………
Архитектура русского классицизма…………………………………………………
Советская архитектура…………………………………………………
Современная архитектура
в России…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
«Архитектура – летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком ви
Николай Васильевич Гоголь
Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу в душах людей, народу всегда нужны незыблемые духовные ценности, укрепляющие его, дающие ему силы пережить трудную годину. Поэтому человек ощущает в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.
Слово “культура” имеет одинаковый корень со словом “культ”. Готический собор или древнерусская церковь не просто памятник культа, а свидетель давно ушедшей культуры. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Он отражает не только представления человека о мире в определённый период времени, но и экономическое состояние общества, государство и каждого человека в отдельности.
Произведения архитектуры создают неповторимую атмосферу города, влияют и формируют его нравственный облик, накладывая на его жителей своеобразный отпечаток, формируя их эстетический вкус и возвращает людей к их духовным корням.
В. Даль: «АРХИТЕКТУРА (ж. греч.) - искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество.»
Это искусство находится в прямой зависимости от социальных, духовных, политических и экономических изменений в обществе.
- Архитектура - это зеркало эпох, развитие государства, иллюстрация политики руководителей страны в важнейшей капитальной области искусства, - сказал президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. - О государственной значимости архитектуры особенно важно помнить сегодня, когда частная инициатива стала главным стимулом и надеждой экономики развития страны, неся в себе одновременно как созидательные, так и разрушительные начала.
Древняя Русь
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
В 989-996 годах прибывшие из Византии мастера соорудили в Киеве первый каменный храм, получивший название Десятинной церкви.
Древнерусское зодчество при наличии большой
Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.
Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.
С укреплением Киевского
государства и принятием
Русь деревянная
Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строили все виды сооружений — от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. Город Древней Руси вплоть до XVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей «жесткости» деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная «амплитуда» от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов. Естественно, что древесина являлось основным строительным материалом: оно хорошо подходило для строительства по климату и, так как лесов было много, этот материал оставался самым дешёвым ещё многие века.
Деревянный сруб, или же — что реже — срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского дома — избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи. Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских.
Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного.
Прекрасный, податливый и достаточно прочный материал — дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания.
Можно
сказать, что единственными минусами
древесины были её относительная
недолговечность и
Деревянные венцы и балочное перекрытие внутри постройки не скрывались обшивкой, а выводились наружу. Основная конструкция в русских деревянн
В центре избы ставилась большая печь, получившая наименование русской и обогревавшая всю постройку.
Русь каменная
С XI века, после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.
В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов). Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу, они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки. Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.
Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров.
Строительство каменных сооружений в большом количестве началось с XIV века. И этому есть логичное объяснение. Дело в том, что именно в четырнадцатом веке Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Следовательно, не нужно было платить дань или страдать от постоянных набегов кочевников. Денежные средства сохранялись в государственной казне, Русь не теряла так много денег и ценностей, как во время ига, а значит эти средства могли быть направлены на реконструкцию городов, постройку новых архитектурных сооружений, которые требовали значительно больше денег и сил, чем деревянные постройки.
Новая страница в развитии русского зодчества и монументального ис
Информация о работе Архитектура как зеркало социально-экономических изменений