Архитектура как зеркало социально-экономических изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу в душах людей, народу всегда нужны незыблемые духовные ценности, укрепляющие его, дающие ему силы пережить трудную годину. Поэтому человек ощущает в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Древняя Русь…………………………………………………………………………………..4
Россия деревянная…………………………………………………………………………….6
Россия каменная……………………………………………………………………………….8
Крепостные сооружения XVI века..........................................................................................12
Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...13
Нарышкинский стиль………………………………………………………………………...12
Русское барокко……………………………………………………………………………….13
Русское зрелое барокко……………………………………………………………………….14
Архитектура русского классицизма………………………………………………………….15
Советская архитектура………………………………………………………………………...16
Современная архитектура в России…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

Московский Государственный Университет 

имени Михаила Васильевича  Ломоносова

 

 

 

 

Эссе 

«Архитектура как зеркало  социально-экономических изменений.»

 

 

Автор: *********, 1 курс «Менеджмент», группа М101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………3

Древняя Русь…………………………………………………………………………………..4

Россия деревянная…………………………………………………………………………….6

Россия каменная……………………………………………………………………………….8

Крепостные сооружения XVI века..........................................................................................12

Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...13

Нарышкинский стиль………………………………………………………………………...12

Русское барокко……………………………………………………………………………….13

Русское зрелое барокко……………………………………………………………………….14

Архитектура русского классицизма………………………………………………………….15

Советская архитектура………………………………………………………………………...16

Современная архитектура  в России…………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Архитектура – летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе. Чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения.»

Николай Васильевич Гоголь

 

 

Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу  в душах людей, народу всегда нужны  незыблемые духовные ценности, укрепляющие  его, дающие ему силы пережить трудную  годину. Поэтому человек ощущает  в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.

Слово “культура” имеет  одинаковый корень со словом “культ”. Готический собор или древнерусская  церковь не просто памятник культа, а свидетель давно ушедшей  культуры. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Он отражает не только представления человека о мире в определённый период времени, но и экономическое состояние общества, государство и каждого человека в отдельности.

Произведения архитектуры создают неповторимую атмосферу города, влияют и формируют его нравственный облик, накладывая на его жителей своеобразный отпечаток, формируя их эстетический вкус и возвращает людей к их духовным корням.

В. Даль: «АРХИТЕКТУРА (ж. греч.) - искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество.»

Это искусство находится  в прямой зависимости от социальных, духовных, политических и экономических  изменений в обществе.

- Архитектура - это зеркало эпох, развитие государства, иллюстрация политики руководителей страны в важнейшей капитальной области искусства, - сказал президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. - О государственной значимости архитектуры особенно важно помнить сегодня, когда частная инициатива стала главным стимулом и надеждой экономики развития страны, неся в себе одновременно как созидательные, так и разрушительные начала.

 

Древняя Русь

 

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

В архитектуре восточных  славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.

В 989-996 годах прибывшие  из Византии мастера соорудили в  Киеве первый каменный храм, получивший название Десятинной церкви.

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью  форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.

Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов  быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко  покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.

С укреплением Киевского  государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось  традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.

Русь деревянная

Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строили все виды сооружений — от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. Город Древней Руси вплоть до XVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей «жесткости» деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная «амплитуда» от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов. Естественно, что древесина являлось основным строительным материалом: оно хорошо подходило для строительства по климату и, так как лесов было много, этот материал оставался самым дешёвым ещё многие века.

Деревянный сруб, или же — что реже — срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского  дома — избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи. Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских.

Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного.

Прекрасный, податливый и достаточно прочный материал — дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений.  Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания.

Можно сказать, что единственными минусами древесины были её относительная  недолговечность и подверженность огню, из-за которого часто страдали целые сёла и города. Русский жилой дом — крестьянская изба — сложился исторически. В конструктивном отношении он представляет собой деревянный сруб или два связанных друг с другом в горизонтальном направлении сруба, завершенных двускатной (или реже — четырехскатной) крышей с тесовым покрытием.

Деревянные венцы и балочное перекрытие внутри постройки не скрывались обшивкой, а выводились наружу. Основная конструкция в русских деревянных рубленых домах-избах дополнялась часто, особенно на Севере, начиная с Вологодской и Новгородской губерний, резьбой наличников окон, ставень, карнизов, причелин, фризов, лопаток, ворот и других элементов, с окраской многочисленных резных деталей. Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличалась от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. Наиболее простой одноэтажный деревянный дом (изба) включал, помимо основного помещения — горницы, еще дополнительное — жилое. К срубу примыкали сени. В богатых домах иногда бывали две горницы, разделяемые сенями.

В центре избы ставилась большая печь, получившая наименование русской и обогревавшая всю постройку.

 

 

 

 

 

 

Русь каменная

 

С XI века, после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов). Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу, они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки. Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров.

Строительство каменных сооружений в большом количестве началось с XIV века. И этому есть логичное объяснение. Дело в том, что именно в четырнадцатом веке Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Следовательно, не нужно было платить дань или страдать от постоянных набегов кочевников. Денежные средства сохранялись в государственной казне, Русь не теряла так много денег и ценностей, как во время ига, а значит эти средства могли быть направлены на реконструкцию городов, постройку новых архитектурных сооружений, которые требовали значительно больше денег и сил, чем деревянные постройки.

Новая страница в развитии русского зодчества и монументального искусства связана с Москвой — объединительницей русских земель. При великом князе московском Иване III (начиная с 1462 г.) Москва становится центром сильного Русского государства. Осуществляется перестройка Кремля и возводится храм, где проходит коронование русских царей, — Успенский собор с пятью куполами, архитектура которого испытывает сильное византийское влияние. С 1485 по 1495 год русскими мастерами, совместно с приглашенными итальянскими архитекторами, вместо старых каменных обветшалых стен Московского Кремля были построены новые, более мощные и высокие, кирпичные. Строительство велось на основе последних достижений фортификационной техники. Вновь возникший Кремль стал самой крупной и современной крепостью в Европе. Неприступные стены, завершенные бойницами и зубцами, достигали по высоте от 10 до 17 метров и дополнялись мощными башнями прямоугольной и круглой формы. Фортификационные качества Кремля усиливались его расположением на холме и наличием с двух сторон водных преград — реки Москвы и впадавшей в нее речки Неглинки. С третьей стороны был создан искусственный канал с подъемными мостами.

Информация о работе Архитектура как зеркало социально-экономических изменений