Архитектура как зеркало социально-экономических изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Во времена бурных перемен, порождающих смятенье и тревогу в душах людей, народу всегда нужны незыблемые духовные ценности, укрепляющие его, дающие ему силы пережить трудную годину. Поэтому человек ощущает в себе насущную потребность веры, надежды и терпения и ищет опору в своих духовных истоках. Архитектура, как важнейший вид человеческой деятельности, вносит в окружающее нас пространство духовное начало, наполняет его нравственным смыслом. Человек и его жизнедеятельность обретают, благодаря этому духовному началу, яркое эмоциональное содержание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Древняя Русь…………………………………………………………………………………..4
Россия деревянная…………………………………………………………………………….6
Россия каменная……………………………………………………………………………….8
Крепостные сооружения XVI века..........................................................................................12
Русская архитектура XVII века……………………………………………………………...13
Нарышкинский стиль………………………………………………………………………...12
Русское барокко……………………………………………………………………………….13
Русское зрелое барокко……………………………………………………………………….14
Архитектура русского классицизма………………………………………………………….15
Советская архитектура………………………………………………………………………...16
Современная архитектура в России…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

 


В пределах Кремля в это же время началась перестройка соборных зданий. В 1470-х годах итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти было поручено на месте старого возвести новый Успенский собор, по образцу Успенского собора во Владимире. В свою очередь московский храм стал позже примером и образцом для ряда подобных сооружений XVI века. План собора в соответствии с установившимися традициями делится на три продольных и три поперечных нефа, подкупольные столбы приобрели в виде исключения круглую форму и по отношению к общей площади занимают гораздо меньшее место, чем массивные опоры в новгородских церквах. Современники говорили, что собор построен «палатным» образом - внутренний объем воспринимается как единое большое свободное пространство. Собор имеет пять алтарных апсид. Храм перекрыт по закомарам. Стены, выложенные из кирпича, в соответствии с итальянской практикой, впервые в русском строительстве облицованы камнем. Своими четкими объемами, пропорциями, правильностью выкладки форм собор производит впечатление монументальности и величия. Златоглавый Успенский собор являлся центральным сооружением Кремля и всей Москвы того времени. Декоративные элементы на фасадах ограничены аркатурным фризом, опоясывающим собор на половине его высоты. Мотив аркатуры с колонками воспринят был от памятников Владимира XII века.

 

Во второй половине XV столетия, при Иване III сложился комплекс Большого Кремлевского дворца, который представлял собой живописную группу каменных и деревянных корпусов с высокими цветными кровлями. Асимметричная, многообъемная композиция Кремлевского дворца была обусловлена традициями русской деревянной архитектуры, определившимися в более раннее время. Дворец состоял из ряда палат, флигелей, соединяющих их переходов и крылец. Из них сохранилась лишь Грановитая палата (1487 — 1491) — обширный зал, перекрытый сводами, опирающимися на наружные стены и центральный массивный квадратный в плане столб. Стены и своды палаты были сплошь покрыты живописью. Существующая в настоящее время роспись конца XIX века, сухая и жесткая, напоминает первоначальную лишь по самым общим композиционным признакам.

Московская архитектура  в XVI веке обогатилась рядом выдающихся сооружений. В 1530-х годах в селе Коломенском под Москвой была построена церковь Вознесения необычной до этого времени в каменном строительстве шатровой формы — в виде высокой пирамидальной башни.ьСооружение явилось монументом, посвященным значительному в то время событию — рождению сына Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Своеобразная композиция итого сооружения была связана своим происхождением с традициями русского деревянного строительства Севера, где высотный тип храма был чрезвычайно распространен.


Спустя двадцать пять лет в Москве, у стен Кремля, на Красной площади зодчими Бармой и Посником был построен еще один храм высотного, шатрового типа — собор Василия Блаженного. Это сильно расчлененное сооружение с одиннадцатью башнями, каждая из которых имеет свою форму и высоту. Композиция собора объединяет целых девять столпов. Все девять, составляющих чрезвычайно живописное целое, объединены в своем основании галереями и крыльцами, как и церковь в Коломенском. Сложный ритм девяти башенных объемов, увенчанных сочными луковицами, обилие деталей, архитектурных и живописных, яркая полихромная расцветка — все это не имеет аналогии в русском зодчестве. Вместе с тем архитектура этого сооружения чрезвычайно убедительно выражает черты русского национального стиля, его народную основу, связанную, в частности, с русским деревянным зодчеством и прикладным искусством, с орнаментом, резными изделиями из дерева. Этот храм ярко показывает, как можно было исходную византийскую концепцию изменить под влиянием местных условий.

 

 

Крепостные сооружения XVI века

XVI век — период строительства и перестройки ряда крепостных сооружений, вызванных необходимостью укреплять Москву.

В первой половине XVI столетия построены, в частности, каменные кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, усовершенствованы укрепления Пскова. В конце этого столетия крепостные сооружения получил Смоленск. Созданы были укрепления вокруг крупных монастырей — Соловецкого на Белом море, Кирилле-Белозерского, Троице-Сергиева близ Москвы. Все крепостные сооружения строились с максимальным учетом природных условий; стены и башни располагались там, где это подсказывалось требованиями обороны и давало максимальный экономический и стратегический эффект. Искусственные сооружения дополнялись рвами с перекинутыми подъемными мостами. Кирпичные стены строились с использованием местного камня, высота их достигала в отдельных случаях 20 метров, а толщина — 6 метров; башни доходили в высоту до 25—30 метров. Все эти крепостные сооружения обладали, да и по сей день обладают большой силой эмоционального воздействия, они живописны, художественно выразительны.

Система обороны самой Москвы в XVI веке продолжала усиливаться. Основная, примыкающая к Кремлю часть Москвы была опоясана еще тремя оборонительными линиями укреплений. Из камня были возведены стены с башнями Китай-города и Белого города, кроме того, деревянные стены ограничили территорию так называемого Земляного города.

 

 

Русская архитектура XVII века

Архитектура XVII века продолжала развивать приемы предшествующего периода, но отличалась повышенной декоративностью форм, еще большим, чем ранее, разнообразием мотивов, активным применением пластических деталей и цвета во внешнем и внутреннем облике зданий. Строительство продолжало расширяться — и гражданское, и культовое. Строятся большие жилые дома бояр и купцов, дворцовые комплексы.


Из всех сооружений XVII столетия каменные церкви отличаются наибольшей декоративностью. Их облик  складывался в результате сильного воздействия двух начал — деревянного  зодчества и декоративных форм светских зданий. Обилие украшающих форм придает им нарядный, живой характер, но чаще всего этот результат достигается за счет игнорирования конструктивной и функциональной логики. Выше уже отмечалось, что в церквах XVI и XVII веков увеличивается число закомар и кокошников, располагающихся в несколько ярусов и «отрезанных» от основных стен здания тягами и карнизами. Этот прием гораздо чаще встречается в XVII веке, чем в предыдущем столетии. В некоторых храмах XVII века фасады основного объема разделены на ярусы с окнами в каждом из них. Снаружи создается впечатление деления сооружения на изолированные этажи, чего нет на самом деле — внутренний объем остается нерасчлененным. Зодчие XVII века широко применяли также декоративные мотивы — резные наличники окон, колонки, одинарные и парные, тяги, карнизы, арочки, кокошники, нишки и другие. Эти тенденции и формы наблюдались в таких сооружениях предыдущего времени, как собор Василия Блаженного, теперь они умножаются и становятся правилом. Фасады церквей ярко раскрашиваются, в их оформлении нередко применяются цветные изразцы. Широко используются фигурная кладка из лекального кирпича, сочетание красного кирпича с вкраплениями из белого камня. В этом многоцветий и в орнаментальных деталях нельзя не видеть воздействия народных основ декоративного искусства, в частности русской народной деревянной резьбы. Богатое и разнообразное убранство фасадов русских сооружений XVII века обычно обобщают термином «стиль узорочья». Одним из наиболее типичных памятников рассматриваемого времени является церковь Троицы в Китай-городе в Москве, построенная в 1628—1653 годах.

 

«Нарышкинский стиль»

К многочисленным памятникам русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века, преимущественно московским, обычно относят определение «нарышкинский стиль». Некоторые из них были построены на средства бояр Нарышкиных — отсюда и сам термин. «Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

 

К числу лучших, наиболее выразительных высотных, многоярусных храмовых сооружений «нарышкинского стиля» следует отнести церковь Покрова Богородицы в Филях под Москвой (1690—1693). В первом ярусе — крестообразно расположенные объемы, выше же, друг над другом, располагаются четверик и восьмерики. Основанием служит галерея с широко раскинувшимися по сторонам лестничными маршами. Прекрасно сгармонированы все объемы сооружения — основные его массы и главы, четыре из которых поставлены на концах основного «креста», а пятая венчает всю композицию. Тонко, изящно прорисованы все белокаменные детали фасадов — колонки, парадные наличники окон, рельефно выделяющиеся на кирпично-красном фоне стенных поверхностей, ажурные кружевные парапеты, которыми окаймлены высотные «ступени» этого неповторимого сооружения.


Рассматривая произведения архитектуры XVI-XVIII веков, можно судить о том, что  Россия богатела, вставала на ноги после  татаро-монгольского ига и Смутного времени. Во многом благодаря реформам Петра I, архитектура в России приобретала «европейское лицо». Наша страна лихо перескочила готику и ранний ренессанс. Зато несколько позже, следую европейской моде, появятся Русское барокко, рококо и классицизм. Россия будет опираться не столько на свои возможности, сколько на европейскую моду.

 

 

 

 

Русское барокко

Начало XVIII века в жизни России ознаменовалось крупнейшими историческими событиями. В результате успешного завершения Северной войны и петровских реформ страна получила новые возможности для своего развития — экономического и культурного. Значительно укрепились связи со странами Западной Европы, которые, в частности, положительно сказались на усилении и расширении строительной деятельности.

Необходимость утвердиться на берегах Балтийского моря в целях установления прочных торговых связей с Западом привела к основанию Петербурга как крупнейшего порта, а в дальнейшем — столицы России. Возникновение Петербурга явилось важнейшим событием и началом нового этапа в истории не только русского, но и мирового градостроительства.

Для строительства  Петербурга и его пригородов были направлены все отечественные мастера-зодчие. За границу для обучения «архитектуре цивилис» посылали способных молодых  людей. Были приглашены архитекторы из стран Западной Европы. Решение грандиозных градостроительных задач было осуществлено на основе традиций русского зодчества, краеугольным камнем которых явился учет естественных природных условий, стратегических, экономических и художественных соображений.

Несмотря на приглашение  итальянцев, французов, немцев, голландцев и других зодчих, петербургская архитектура  времени Петра I — первой четверти XVIII века — сложилась как истинно  русское зодчество, отвечающее национальным особенностям и в то же время отразившее результаты освоения стилей и прогрессивных приемов западноевропейского строительства. Возник монолитный, органичный сплав русского и зарубежного начал архитектурных стилей. Процесс ассимиляции и творческой переработки последних начался по существу еще с XV века, когда в Москве при Иване III работали итальянцы. Контакты с западноевропейской архитектурой усилились во второй половине XVII века, когда в русской архитектуре начали распространяться декоративные мотивы колонн, антаблементов, фронтонов, наличников, скульптурных мотивов.


Доказательством наличия взаимопроникновения русских и зарубежных форм зодчества является то, что построенные в Петербурге и его окрестностях иностранными и русскими архитекторами здания стилистически не отличаются друг от друга — они едины по характеру и стилю, а все в совокупности не похожи на одновременно создававшиеся на Западе сооружения. Работавшие в России иностранцы-архитекторы трудились в специфически русских условиях, они подчинялись диктату руководителей строительных ведомств и нередко выполняли предначертания лично Петра. Кроме того, иностранцы подпадали под сильнейшее воздействие памятников русской архитектуры. Воздействие русского зодчества испытывали не только второстепенные, но и первоклассные мастера.

Русское зрелое барокко

После смерти Петра, при его преемниках, строительство в стране, и прежде всего в Петербурге, значительно сокращается. Архитектура второй половины 20-х и 30-х годов стилистически следовала установившимся приемам предыдущего времени, но в ней стали появляться и некоторые новые признаки, и прежде всего несколько усиливаться декоративное начало, в том числе в убранстве интерьеров. В это время работают талантливые зодчие М. Земцов, И. Коробов и крупный градостроитель П. Еропкин.

Середина XVIII века — период расцвета дворянско-крепостнической империи — являлась вместе с тем временем высокого подъема отечественной культуры после засилья иностранцев времени бироновщины. Это была эпоха Ломоносова и ряда славных его современников, эпоха больших достижений в различных областях культуры, в частности в области искусства и архитектуры.

В 1740—1750-х годах  работают выдающиеся зодчие — Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский и другие. Возводятся монументальные здания — дворцы, пригородные резиденции, соборы, монастыри, строительство которых служило целью укрепления престижа императорской власти и связанного с ней дворянства и вместе с тем объективно являлось проявлением могучих творческих сил русской национальной культуры.

Русское зрелое барокко  обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нем было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны  с тем, что западноевропейское барокко начало складываться на иной почве, возникнув путем дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки барокко первой половины XVIII века надо искать в узорочье второй половины XVII столетия. Русское барокко достигло апогея в середине XVIII века, когда на Западе аналогичный стиль угасал и уже вызревал классицизм.


Русское зрелое барокко  отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой  плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

 

 

Архитектура русского классицизма

Из западной Европы классицизм распространяется в Россию, где уже на грани XVIII—XIX вв. принимает своеобразный характер. Наступление классицизма находится в прямой связи с политическими, хозяйственными и культурными реформами, которые начались при Петре I и продолжались в период царствования Екатерины II. Основной чертой русского классицизма было создание многочисленных градостроительных комплексов, использование крупного пространственного ордера, который применялся с необычным чувством, и условий местной среды, и масштаба человека.

Информация о работе Архитектура как зеркало социально-экономических изменений