Система
арбитражных судов РФ пришла на смену
государственному и ведомственному
арбитражу. Точкой отсчета процесса
постепенной замены арбитражей судами
является принятие Закона РСФСР «Об
арбитражном суде», введенного в
действие с 1 октября 1991 г.
После
принятия Конституции РФ, первой части
нового Гражданского кодекса РФ, другого
законодательства, появилась необходимость
в новом Законе «Об арбитражных
судах в Российской Федерации» и
новом Арбитражном процессуальном
кодексе Российской Федерации (АПК
РФ), которые в настоящее время и определяют
систему, состав и структуру арбитражных
судов, и процессуальную форму их деятельности.
1.3
Задачи и основные
полномочия арбитражных
судов
В
соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами
судопроизводства в арбитражном суде
являются:
- защита нарушенных
или оспариваемых прав и законных интересов
лиц, осуществляющих предпринимательскую
и иную экономическую деятельность, а
также прав и законных интересов РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности, органов государственной
власти РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц в указанной
сфере;
- обеспечение
доступности правосудия в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
- справедливое
публичное судебное разбирательство в
установленный законом срок независимым
и беспристрастным судом;
- укрепление
законности и предупреждение правонарушений
в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;
- формирование
уважительного отношения к закону и суду;
- содействие
становлению и развитию партнерских деловых
отношений, формированию обычаев и этики
делового оборота.
Приведенные
задачи осуществляются арбитражными судами
присущими им, как и другим органам судебной
власти, способами и с помощью полномочий,
указанных в арбитражном процессуальном
законодательстве. Для осуществления
этих задач арбитражный суд каждого уровня
наделен своими, только ему присущими
полномочиями.
Особое
место в судебно-арбитражной системе занимает
Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно
выполняет целый ряд полномочий:
- является
высшим судебным органом по разрешению
экономических споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, поскольку в силу
правил подсудности ряд категорий дел
отнесен к его исключительной компетенции;
- рассматривает
в порядке надзора дела по проверке вступивших
в законную силу судебных актов арбитражных
судов в РФ;
- пересматривает
по вновь открывшимся обстоятельствам
принятые им и вступившие в законную силу
судебные акты;
- обращается
в Конституционный Суд РФ с запросом о
проверке конституционности указанных
в Конституции РФ законов, иных нормативных
актов и договоров;
- обращается
в Конституционный Суд РФ с запросом о
проверке конституционности закона, примененного
или подлежащего применению в деле, рассматриваемом
им в любой инстанции;
- изучает и
обобщает практику применения арбитражными
судами законов и иных нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности, дает разъяснения по вопросам
судебной практики;
- разрабатывает
предложения по совершенствованию законов
и иных нормативных правовых актов, регулирующих
отношения в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
- ведет судебную
статистику и организует работу по ее
ведению в арбитражных судах;
- осуществляет
меры по созданию условий для судебной
деятельности арбитражных судов, в том
числе по их кадровому, организационному,
материально-техническому и иным видам
обеспечения;
- решает в
пределах своей компетенции вопросы, вытекающие
из международных договоров РФ;
- решает вопросы
образования постоянных судебных присутствий
арбитражных судов;
- обладает
правом законодательной инициативы по
вопросам его ведения;
- по вопросам
внутренней деятельности арбитражных
судов и взаимоотношений между ними принимает
регламент, обязательный для арбитражных
судов в РФ.
Полномочия
нижестоящих арбитражных судов
можно разделить на 2 группы:
- полномочия,
свойственные только арбитражным судам
определенного уровня:
- Федеральный
арбитражный суд округа: проверяет в кассационной
инстанции законность судебных актов
по делам, рассмотренным арбитражными
судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными
судами;
- Арбитражный
апелляционный суд: проверяет в апелляционной
инстанции законность и обоснованность
судебных актов, не вступивших в законную
силу по делам, рассмотренным арбитражными
судами субъектов РФ в первой инстанции,
повторно рассматривая дело;
- Арбитражный
суд субъекта РФ: рассматривает в первой
инстанции все дела, подведомственные
арбитражным судам в РФ, за исключением
дел, отнесенных к компетенции Высшего
Арбитражного Суда РФ;
- полномочия,
свойственные всем арбитражным судам:
- разрешают
возникающие в процессе предпринимательской
и иной экономической деятельности споры;
- пересматривают
по вновь открывшимся обстоятельствам
принятые ими и вступившие в законную
силу судебные акты;
- обращаются
в Конституционный Суд РФ с запросом о
проверке конституционности закона, примененного
или подлежащего применению в рассматриваемом
ими деле;
- изучают и
обобщают судебную практику;
- подготавливают
предложения по совершенствованию законов
и иных нормативных правовых актов;
- ведут статистический
учет и анализируют судебную статистику
своей деятельности;
- осуществляют
международные связи в установленном
порядке.
Задачи
и полномочия арбитражных судов
осуществляют судьи арбитражных
судов, назначенные на должность
в порядке, установленном Конституцией
РФ, Федеральным конституционном
законом "Об арбитражных судах
в Российской Федерации", Федеральным
законом "О статусе судей в Российской
Федерации".
Глава
2. Компетенции арбитражных
судов в Российской
Федерации
2.1
Подведомственность
дел арбитражным
судам
Подведомственность
или предметная компетенция - круг дел,
отнесенных федеральным законом
к рассмотрению и разрешению системы
арбитражных судов.
Общие
правила о подведомственности дел
арбитражному суду установлены ст.
27 АПК РФ, согласно которой арбитражному
суду подведомственны дела по экономическим
спорам и другие дела, связанные
с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Арбитражные
суды разрешают экономические споры
и рассматривают иные дела с участием
организаций, являющихся юридическими
лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и имеющих статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном
законом порядке, а в случаях, предусмотренных
АПК РФ и иными федеральными законами,
с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, образований,
не имеющих статуса юридического лица,
и граждан, не имеющих статуса индивидуального
предпринимателя.
В
зависимости от того, относит ли
закон разрешение определенной категории
дел к ведению исключительно каких-либо
одних органов или нескольких различных
органов, подведомственность подразделяется
на: специальную и множественную.
К
специальной подведомственности дел
арбитражным судам, при рассмотрении
которых субъектный состав не имеет
значения, в силу закона отнесены споры,
указанные в ч. 1 ст. 33 АПК РФ:
- о несостоятельности
(банкротстве);
- по спорам
о создании, реорганизации и ликвидации
организаций;
- по спорам
об отказе в государственной регистрации,
уклонении от государственной регистрации
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам
между акционером и акционерным обществом,
участниками иных хозяйственных обществ,
вытекающим из деятельности хозяйственных
товариществ и обществ, за исключением
трудовых споров;
- о защите
деловой репутации в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
- другие дела,
возникающие при осуществлении предпринимательской
и иной экономической деятельности, в
случаях, предусмотренных законом.
Множественная
подведомственность, в зависимости от
способа выбора из нескольких юрисдикционных
органов, которым дело подведомственно
по закону, бывает:
- договорная
(подведомственность, определяемая взаимным
соглашением сторон);
- императивная
(дело рассматривается несколькими юрисдикционными
органами в определенной законом последовательности);
- альтернативную
(подведомственность по выбору лица, ищущего
защиты своих прав).
Основные
критерии подведомственности дел арбитражным
судам:
- характер
спорного правоотношения, которое должно
носить гражданский, административный
либо иной характер, связанный с предпринимательской
деятельностью;
- экономический
характер спора – отражает содержание
спорного правоотношения и характеризует
суть взаимоотношений спорящих сторон.
При этом экономический характер спора
проявляется не только в осуществлении
предпринимательской деятельности, но
и в доступе к этой деятельности, а также
в предъявлении иных имущественных требований.
Дополнительными
критериями определения подведомственности
дела арбитражному суду могут выступать
спорность либо бесспорность права,
наличие соглашения сторон, а также характер
оспариваемого правового акта (имеет ли
он нормативный либо ненормативный характер):
- спорность
либо бесспорность права – разграничивает
подведомственность юридических дел между
арбитражными судами, органами государственной
власти, осуществляющими регистрацию
юридических фактов;
- наличие договора
между сторонами спора – разграничивает
подведомственность между арбитражными
и третейскими судами, включая международные
коммерческие арбитражи, при наличии трех
условий:
- спор должен
вытекать из гражданских правоотношений;
- спор должен
быть одновременно подведомствен арбитражному
суду;
- соглашение
сторон о передаче спора на разрешение
третейского суда должно быть достигнуто
до принятия решения арбитражным судом,
т.е. до окончания разбирательства дела
по существу;
- в зависимости
от того, носит правовой акт нормативный
или ненормативный характер при определении
подведомственности дел об оспаривании
актов государственных органов и органов
местного самоуправления и т.д., происходит
разграничение подведомственности между
Конституционным Судом РФ, конституционными
(уставными) судами субъектов РФ, судами
общей юрисдикции с одной стороны и арбитражными
судами с другой стороны.
2.2
Подсудность дел
арбитражным судам
Составной
частью компетенции арбитражных судов
является подсудность дел. Если нормы
о подведомственности устанавливают круг
дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению
арбитражных судов, как отдельной системы
юрисдикционных органов, то институт подсудности
в арбитражном процессе позволяет распределить
дела, подведомственные арбитражным судам,
между различными звеньями системы арбитражных
судов.
В
зависимости от того, какой признак
принимается за основу распределения
дел, подведомственных арбитражным
судам (уровень арбитражного суда в
системе или место (территория) рассмотрения
дела), подсудность делится на: родовую
и территориальную.
Родовая
подсудность разграничивает дела между
арбитражными судами различных уровней
(предметную компетенцию).
Общий
принцип разграничения родовой подсудности,
закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить
следующим образом: все споры, подведомственные
арбитражному суду, разрешаются арбитражными
судами субъектов РФ, за исключением споров,
отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного
Суда РФ.