Система арбитражных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Арбитражные суды России сыграли важнейшую роль в утверждении права в переходный период. Они разрешали конфликты, возникавшие в процессе крупномасштабной приватизации государственной собственности, обеспечивали рассмотрение договорных споров в условиях острейшей инфляции, защиту инвестиций, в том числе иностранных, защиту формирующейся частной собственности, интересов участников рынка, корпораций и миноритарных акционеров, представителей малого бизнеса и фермеров.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации 4
1.1 Деятельность арбитражных судов, их системы и структура 4
1.2 История развития экономического правосудия в России 7
1.3 Задачи и основные полномочия арбитражных судов 9
Глава 2. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации 13
2.1 Подведомственность дел арбитражным судам 13
2.2 Подсудность дел арбитражным судам 15
Глава 3. Судебные акты арбитражного суда 20
3.1 Определения арбитражного суда и их виды 20
3.2 Постановления арбитражного суда 23
3.3 Решения арбитражного суда 24
Заключение 31
Список нормативных актов и используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Система арбитражных судов.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Система арбитражных судов РФ пришла на смену  государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об  арбитражном суде», введенного в  действие с 1 октября 1991 г.

     После принятия Конституции РФ, первой части  нового Гражданского кодекса РФ, другого  законодательства, появилась необходимость  в новом Законе «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» и  новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов, и процессуальную форму их деятельности.

     1.3 Задачи и основные  полномочия арбитражных  судов

     В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  5. формирование уважительного отношения к закону и суду;
  6. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

     Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

     Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий:

  1. является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции;
  2. рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
  3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  5. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  6. изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  7. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  9. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  10. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  11. решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  12. обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;
  13. по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.

     Полномочия  нижестоящих арбитражных судов  можно разделить на 2 группы:

  1. полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:
    • Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
    • Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
    • Арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
    1. полномочия, свойственные всем арбитражным судам:
    • разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;
    • пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
    • обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
    • изучают и обобщают судебную практику;
    • подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
    • ведут статистический учет и анализируют судебную статистику своей деятельности;
    • осуществляют международные связи в установленном порядке.

     Задачи  и полномочия арбитражных судов  осуществляют судьи арбитражных  судов, назначенные на должность  в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным конституционном  законом "Об арбитражных судах  в Российской Федерации", Федеральным  законом "О статусе судей в Российской Федерации".

Глава 2. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации

     2.1 Подведомственность  дел арбитражным  судам

     Подведомственность  или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом  к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов.

     Общие правила о подведомственности дел  арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные  с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности.

     Арбитражные суды разрешают экономические споры  и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

     В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории  дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на: специальную и множественную.

     К специальной подведомственности дел  арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет  значения, в силу закона отнесены споры, указанные в ч. 1 ст. 33 АПК РФ:

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.

     Множественная подведомственность, в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, бывает:

  • договорная (подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон);
  • императивная (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
  • альтернативную (подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

     Основные  критерии подведомственности дел арбитражным  судам:

  1. характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский, административный либо иной характер, связанный с предпринимательской деятельностью;
  2. экономический характер спора – отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

     Дополнительными критериями определения подведомственности дела арбитражному суду могут выступать  спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также характер оспариваемого правового акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер):

  1. спорность либо бесспорность права – разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами, органами государственной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов;
  2. наличие договора между сторонами спора – разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи, при наличии трех условий:
    • спор должен вытекать из гражданских правоотношений;
    • спор должен быть одновременно подведомствен арбитражному суду;
    • соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда должно быть достигнуто до принятия решения арбитражным судом, т.е. до окончания разбирательства дела по существу;
  3. в зависимости от того, носит правовой акт нормативный или ненормативный характер при определении подведомственности дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления и т.д., происходит разграничение подведомственности между Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции с одной стороны и арбитражными судами с другой стороны.

     2.2 Подсудность дел  арбитражным судам

     Составной частью компетенции арбитражных судов является подсудность дел. Если нормы о подведомственности устанавливают круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов, как отдельной системы юрисдикционных органов, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов.

     В зависимости от того, какой признак  принимается за основу распределения  дел, подведомственных арбитражным  судам (уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела), подсудность делится на: родовую и территориальную.

     Родовая подсудность разграничивает дела между  арбитражными судами различных уровней (предметную компетенцию).

     Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить следующим образом: все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Информация о работе Система арбитражных судов