Система арбитражных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Арбитражные суды России сыграли важнейшую роль в утверждении права в переходный период. Они разрешали конфликты, возникавшие в процессе крупномасштабной приватизации государственной собственности, обеспечивали рассмотрение договорных споров в условиях острейшей инфляции, защиту инвестиций, в том числе иностранных, защиту формирующейся частной собственности, интересов участников рынка, корпораций и миноритарных акционеров, представителей малого бизнеса и фермеров.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации 4
1.1 Деятельность арбитражных судов, их системы и структура 4
1.2 История развития экономического правосудия в России 7
1.3 Задачи и основные полномочия арбитражных судов 9
Глава 2. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации 13
2.1 Подведомственность дел арбитражным судам 13
2.2 Подсудность дел арбитражным судам 15
Глава 3. Судебные акты арбитражного суда 20
3.1 Определения арбитражного суда и их виды 20
3.2 Постановления арбитражного суда 23
3.3 Решения арбитражного суда 24
Заключение 31
Список нормативных актов и используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Система арбитражных судов.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

     Рыночная  экономика эффективна, если она основывается на праве. Это создает объективную необходимость в коммерческом правосудии, а именно в создании системы арбитражных судов.

       Арбитражные суды России сыграли важнейшую роль в утверждении права в переходный период. Они разрешали конфликты, возникавшие в процессе крупномасштабной приватизации государственной собственности, обеспечивали рассмотрение договорных споров в условиях острейшей инфляции, защиту инвестиций, в том числе иностранных, защиту формирующейся частной собственности, интересов участников рынка, корпораций и миноритарных акционеров, представителей малого бизнеса и фермеров.

     В современной России функционирование арбитражных судов также имеет  высокое значение. Особенно в свете сложившейся нестабильной мировой экономики в целом. Известно, что во многих странах суды перегружены. Арбитражные суды Российской Федерации не являются исключением, они востребованы и имеют высокую загрузку. Именно этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.

     Государство, общество, отдельные граждане и юридические  лица, добросовестно осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, заинтересованы в том, чтобы правосудие в стране было эффективным, то есть выполняло возложенные на него задачи.

     Эффективность правосудия зависит от того, насколько  точно и реально определены в  законе его задачи и цели, так  и от того, достаточно ли процессуальных и иных средств (гарантий) для их достижения.

     В Российской Федерации основными  законами, регламентирующими деятельность арбитражных судов, являются: Конституция РФ, Арбитражный процессуальный Кодекс, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и др.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования системы арбитражных судов РФ.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить специализацию деятельности арбитражных судов РФ;
  • рассмотреть систему арбитражных судов России, а также особенности каждого звена данной системы;
  • определить задачи и полномочия арбитражных судов;
  • указать компетенции арбитражных судов
  • изучить акты арбитражного суда.

     Объектом  курсовой работы является система правоохранительных органов Российской Федерации.

     Предмет курсовой работы система арбитражных  судов Российской Федерации.

     Информационной  и методологической основой для  работы послужили: законодательные  и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых.

Глава 1. Система арбитражных  судов в Российской Федерации

     1.1 Деятельность арбитражных судов, их системы и структура

     В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

     Деятельность  арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и  административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в  систему органов гражданской  юрисдикции.

     Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

     Конституция РФ и Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О  судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.

     Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием  и изображением Государственного герба  РФ.

    Система арбитражных судов установлена  Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции. Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус судей арбитражных судов закреплен законодательно в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

     В соответствии со ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют четыре звена:

  1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  2. федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  3. арбитражные апелляционные суды;
  4. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).

    Статья 127 Конституции РФ устанавливает: «Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

    Высший  Арбитражный Суд РФ действует  в составе Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

     В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также  судьи. В заседаниях Пленума могут  принимать участие представители  других ветвей судебной власти, законодательной  и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

     При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию.

     При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

     Печатным  органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

     Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных  судов субъектов РФ, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, федеральный арбитражный суд Восточносибирского округа, осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Иркутской области, Красноярского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (3-й, 4-й арбитражные апелляционные суды). Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений (их состав определяется ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

     Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции  законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. На территории РФ функционирует 20 таких судов.

     В субъектах РФ действуют арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     1.2 История развития  экономического правосудия  в России

     Прототипом  арбитражных судов в дореволюционной  России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

     В первые годы после Октябрьской революции  в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между  казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями  и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

     Однако  с развитием хозяйственных отношений  появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями  и организациями. С этой целью в 1922 года в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

     Дальнейшее  развитие арбитража связано с  внедрением хозрасчетных отношений  и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями  ВЦИК и СНК СССР, принятыми в  марте 1931 года, все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

     В мае 1931 года в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

     Образовалось  два вида арбитража — государственный  и ведомственный. В государственном  арбитраже разрешались споры  предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

     В течение шестидесятилетней истории  государственного арбитража (с мая 1931 года по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Информация о работе Система арбитражных судов