Шпаргалка по "Арбитражному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

31Исковое заявление — установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за защитой прав.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки по АиГпроц.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

41По общему правилу арбитражный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Вместе с тем АПК устанавливает из общего правила три исключения, когда арбитражный суд может внести исправления в содержание объявленного решения:

1) Дополнительное решение  - это способ исправления неполноты  судебного решения. Основания,  при наличии которых суд может  принять дополнительное решение:

по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие  в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;

суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество  или не указал действия, которые  обязан совершить ответчик;

судом не разрешен вопрос о  судебных расходах.

Дополнительное решение  может быть принято только до вступления основного решения в законную силу.

При принятии дополнительного  решения суд обязан провести судебное заседание в порядке, установленном  гл. 19 АПК, само дополнительное решение  принимается в соответствии с  правилами принятия решений: с удалением  в совещательную комнату, соблюдением  требований к изложению, объявлению и направлению решения.

2) Разъяснение судебного  решения - дается судом, которым  разрешено дело, в случае неясности  вынесенного решения. Суд, разъясняя  судебное решение, не должен  изменять его содержание. При  этом разъяснение может касаться  не только резолютивной, но и  мотивировочной части судебного  решения.

Инициаторами дачи разъяснения  судебного решения могут выступать  лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель.

Разъяснение дается в форме  отдельного определения, направляемого  всем лицам, участвующим в деле, а  также органам, исполняющим решение, если с заявлением обратились они. Определение  выносится в десятидневный срок со дня поступления заявления  в суд. Проведения судебного заседания  при этом не требуется.

Возможность разъяснения  решения ограничена сроком его исполнения. Если решение исполнено, оно не может  быть разъяснено. Не допускается разъяснение  решения и по истечении срока, в течение которого оно может  быть принудительно исполнено.

3) Исправление описок, опечаток  и арифметических ошибок. Указанные  недостатки суд вправе исправить  как по своей инициативе, так  и по заявлению лиц, участвующих  в деле, судебного пристава-исполнителя,  других исполняющих решение арбитражного  суда органа, организации.

Под опиской понимается неправильное написание в решении слова, цифры, имеющих какое-либо значение для  лиц, участвующих в деле, или для  органов, исполняющих решение.

Опечаткой признается такая  же самая ошибка, допущенная при  изготовлении решения при помощи технических средств: на пишущей  машинке или компьютере.

Арифметической ошибкой  является ошибка, допущенная при подсчете, но никак не в результате применения методики подсчета.

Исправление судом описок, опечаток и арифметических ошибок допускается  только без изменения содержания решения, тех выводов, к которым  пришел суд на основе исследования доказательств, установления обстоятельств  и применения закона.

Процедура исправления описок и явных арифметических ошибок, выявленных после объявления решения по делу сходна с процедурой разъяснения  судебного решения.



40Содержание судебного решения. Структурно судебное решение состоит из четырех частей:

1) Вводная часть судебного  решения. Во вводной части судебного  решения указывается:

наименование арбитражного суда, принявшего решение;

состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного  заседания;

номер дела, дату и место  принятия решения;

предмет спора;

наименования лиц, участвующих  в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием  их полномочий.

2) Описательная часть судебного  решения включает краткое изложение  заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств  лиц, участвующих в деле.

3) Мотивировочная часть  судебного решения состоит из  трех элементов:

изложения фактических обстоятельств  дела, установленных судом;

анализа доказательств, на основе которых суд считает факты  установленными;

юридической квалификации.

В мотивировочной части решения  должны содержаться также обоснования  принятых судом решений и обоснования  по другим вопросам, изложенным в резолютивной части.

4) Резолютивная часть судебного  решения содержит ответы на  три вопроса:

ответ на заявленные исковые  требования;

распределение судебных расходов;

срок и порядок обжалования  решения.

Нормы главы 22 “Решения суда”  определяют, что решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 202), постановлено в предусмотренном  порядке (ст. 209), изложенным в письменной форме (ст. 211), иметь соотв содержание (ст. 203) и оглашено публично (ст. 212).




42Определения – постановления, которые выносит суд первой инстанции (коллегиально или единолично) по всем вопросам, возникающим в связи с судебным разбирательством гражданского дела. Определения могут быть вынесены на любой стадии разбирательства дела в суде первой инстанции. Классификация определений. 1. По субъектам: 1) единоличные – выносятся одним судьей; 2) коллегиальные – выносятся при коллегиальном рассмотрении. 2. По порядку постановления и оформлению: 1) определения в форме отдельного процессуального документа – состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, в которых должны быть указаны: а) дата и место вынесения определения; б) наименованиесуда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания; в) лица, участвующие в деле, предмет спора или заявленное требование; г) вопрос, о котором выносится определение; д) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; е) судебное постановление; ж) порядок и срок обжалования определения суда, если оно подлежит обжалованию; 2) определения Определение может быть вынесено судом после обсуждения на месте без удаления в совещательную комнату. В таком случае в протоколе судебного заседания указываются вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, дается ссылка на закон. 3. По содержанию: 1) подготовительные – такие определения, которыми разрешаются возникающие в течение всего разбирательства частные процессуальные вопросы, имеющие целью подготовить нормальное развитие процесса и обеспечить вынесение законного и обоснованного судебного решения. Выносятся такие определения единолично судьей; 2) заключительные определения – завершают производство в суде первой инстанции. Основанием для вынесения заключительных определений может быть волеизъявление сторон (отказ от иска, мировое соглашение). К заключительным следует отнести и другие определения, которыми завершается производство в суде первой инстанции (например, определение о прекращении производства из-за неподведомственности дела суду общей юрисдикции).

 

При выявлении случаев  нарушения законности суд вправе вынести частное определение  и направить его в соответствующие  организации или соответствующим  должностным лицам, которые обязаны  в течение месяца сообщить о принятых ими мерах об устранении данных нарушений. В случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом прокурору.


 

 

43Заочное решение выносится по общим правилам, предусмотренным законом. Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшегорешение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. При вынесении заочного решения суд должен учитывать некоторые особенности: 1) в наименованиирешения должно быть слово «заочное»; 2) в описательной части необходимо указать, что дело рассматривалось в отсутствие ответчика по правилам гл. 22 ГПК РФ с соблюдением указанных выше условий; 3) при непредставлении ответчиком письменных объяснений на исковое заявление в описательной части указываются только доводы истца; 4) в резолютивной части заочного решениянаряду с общим порядком обжалования, предусмотренным для обеих сторон, суд должен указать срок и порядок подачи заявления об отмене Это право предоставлено только ответчику. Данное положение является важной гарантией своевременной реализации сторонами права на апелляционное или кассационное обжалование, а ответчиком, кроме того, – и права на подачу заявления об отмене заочного решения. Если дело по просьбе истца рассматривалось в его отсутствие, то копия решения суда высылается ему так же, как и ответчику в течение 3 дней со дня вынесениярешения. При этом следует иметь в виду общие правила принятия судебного решения. Так, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ резолютивная часть решения суда объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилосьразбирательство дела, а составление мотивированного решения может быть отложено на срок до 5 дней. Срок для направления сторонам копий заочного решения исчисляется со дня составления судом мотивированного решения


44 Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК. Особенности производства диктуются неравноправием сторон в таких спорах, которое существует в материально-правовых отношениях между ними.

Одним из субъектов в делах, возникающих из административных и  иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или  должностное лицо, предписывающие другому  субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие  запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов  другого субъекта.

При рассмотрении дела из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд выполняет две  функции:

1) защиты прав и законных  интересов лиц, осуществляющих  предпринимательскую и иную экономическую  деятельность в споре с органом,  наделенным властными полномочиями  по отношению к этим лицам;

2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

АПК предусматривает особенности  производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

об оспаривании нормативных  правовых актов;

об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

об административных правонарушениях;

о взыскании обязательных платежей.

Дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и  законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Заявления по делам, возникающим  из административных и иных публичных  правоотношений, подаются в арбитражный  суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК, если разд. III АПК  не установлено иное

Правовой статус представителей государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, в делах из административных и иных публичных правоотношений также обладает определенной особенностью: арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание  таких представителей и вызвать  их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный  суд может наложить на них штраф.

Новеллой в арбитражном  процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением  сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.


45Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативно-правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Заявление подается согласно подсудности в районный, военный  суд, суд субъекта РФ (ст. 24,26,27 ГПК). Заявление  должно соответствовать общей форме  искового заявления и содержать  дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт; наименование и дату принятия этого  акта; какие права нарушены этим актом. К заявлению прикладывается копия оспариваемого нормативно-правового  акта.

Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт. Подача заявления  в суд не приостанавливает действие акта. В случае наличия прецедента по аналогичному основанию судья  отказывает в принятии заявления. Заявление  рассматривается в течение 1 месяца со дня подачи. Если заявитель отказался  от своих требований, производство по делу не прекращается.

Судья принимает одно из следующих  решений по делу:

1. Отказывает в удовлетворении  заявления, если признает, что  оспариваемый нормативно-правовой  акт не противоречит федеральному  закону, иному нормативно-правовому  акту, имеющему большую юридическую  силу.

2. Признает нормативно-правовой  акт недействительным полностью  или в части, если он противоречит  этим актам. В этом случае  выносится решение, которое влечет  утрату силы нормативно-правового  акта полностью или в части.  Это решение не может быть  преодолено повторным принятием  такого же акта.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судах общей юрисдикции определяется гл. 25 ГПК РФ.

Лица, имеющие право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов  местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, указаны в ст. 254 ГПК РФ. Обращение может быть произведено как непосредственно в суд, так и в вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Срок обращения в суд  с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ). Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина и представителя стороны, кем были нарушены права и свободы. Их неявка при надлежащем извещении не служит препятствием к рассмотрению заявления. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Если суд признает действие, бездействие или решение незаконным, выносит решение об устранении препятствий  к осуществлению прав и свобод и направляет свое решение соответствующему органу или лицу в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения  суда не позднее, чем в течение  месяца со дня получения решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Арбитражному процессу"