Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.
Задачи курсовой работы:
1) изучить историю создания, задачи, инструменты и функции МВФ;
2) проанализировать структуру органов управления МВФ;
3) определить, в чем особенность кредитной политики МВФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 56.60 Кб (Скачать)

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая  Фондом в виде резервного кредита  в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное  нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В целях расширения своих кредитных  возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются  по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность  обратиться к МВФ с просьбой о  выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая  может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных  трех видов кредитования. Если трудности  платежного баланса вызваны, лишь снижением  экспортной выручки, либо увеличением  расходов на импорт зерновых, лимит  компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании  странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с  падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит - 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны.

Фактически величины дополнительного  кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного  случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей  страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Получение странами членами МВФ  средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным  долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать  находящийся в распоряжении МВФ  запас ее национальной валюты сверх  кумулятивных пределов, установленных  для получения кредитных долей.

МВФ выполняет роль посредника при  перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность  в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую  политику стран-заемщиц, он выступает  в качестве гаранта возвращения  этих средств.

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений

 

 

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные  ликвидные средства путем выпуска  СДР. Последние предназначены для  пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать  у других участников системы СДР  конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что  он обеспечивает странам гарантированную  возможность приобретения необходимой  валюты в обмен на СДР путем  назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние  платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ  контролирует соблюдение установленных  лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен  на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к  чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности  стран использовать СДР для более  широкого круга операций со всеми  признанными Фондом владельцами  этих резервных активов без его  активного посредничества, как это  было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной  мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Предполагалось, что СДР  будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а  также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также  использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

Во-вторых, МВФ выступает  в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место  в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом  взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это  повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют  в определенном количестве золота в  качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое  содержание имела и единица стоимости  СДР.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться  в своих действиях «целью не допускать  регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой  валютной системы, МВФ контролировал  соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных  золотых и валютных паритетов, а  также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного  Устава МВФ зафиксирована обязанность  каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами  в целях обеспечения упорядоченных  валютных механизмов и содействия поддержанию  стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать  манипулирования валютными курсами  или мировой валютной системой, направленного  на то, чтобы препятствовать эффективной  перестройке платежного баланса  или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять  плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который  может быть выражен в единице  СДР или иной международной счетной  денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим  валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить  без согласия Фонда ограничений  в отношении платежей и переводов  по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных  валютных режимов и не прибегать  к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются  только в двух случаях:

на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или  устанавливать новые члены МВФ  в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;

официальное заявление Фонда  о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену  после консультации с Фондом вводить  временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем  предоставления кредитов странам, а  главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как  гаранта получения максимально  высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ  об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного  правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения  более крупных сумм на рынке ссудных  капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной  политики МВФ, с одной стороны, и  главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка  ссудных капиталов -- с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует  в урегулировании внешнего долга  развивающихся стран, стран Восточной  Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они  поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная  политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность  регулирования спекулятивных перемещений  краткосрочных капиталов, координации  процесса выравнивания диспропорций в  международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам  и к мирохозяйственным процессам  в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных  балансов, официальных золотых и  валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных  капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним  по вопросам их макроэкономической и  валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним  из них являются предусмотренные  Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь -- это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический  обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической  ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием  технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях