Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.
Задачи курсовой работы:
1) изучить историю создания, задачи, инструменты и функции МВФ;
2) проанализировать структуру органов управления МВФ;
3) определить, в чем особенность кредитной политики МВФ;
Главным назначением кредитов «стэнд-бай»
является в настоящее время кредитование
макроэкономических стабилизационных
программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая
Фондом в виде резервного кредита
в рамках верхних кредитных долей,
выдается определенными порциями (траншами)
через установленные промежутки
времени в течение срока
Основанием для обращения
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.
Этот фонд включает три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;
2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны, лишь снижением экспортной выручки, либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит - 30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны.
Фактически величины дополнительного
кредита определяются Фондом в результате
рассмотрения каждого конкретного
случая, с учетом «степени радикальности»
программы макроэкономической стабилизации
и структурной перестройки
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
МВФ выполняет роль посредника при
перераспределении ссудного капитала
от более благополучных стран-
2.3 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен
полномочиями создавать безусловные
ликвидные средства путем выпуска
СДР. Последние предназначены для
пополнения официальных валютных резервов,
погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом.
Страна, имея счет в СДР, может приобретать
у других участников системы СДР
конвертируемую валюту. Регулирующая
роль МВФ заключается в том, что
он обеспечивает странам гарантированную
возможность приобретения необходимой
валюты в обмен на СДР путем
назначения стран, которые ее предоставляют.
При этом МВФ учитывает состояние
платежного баланса и валютных резервов
«назначенных» стран-
После пересмотра в 70-е годы
Устава МВФ расширены возможности
стран использовать СДР для более
широкого круга операций со всеми
признанными Фондом владельцами
этих резервных активов без его
активного посредничества, как это
было прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в
Предполагалось, что СДР
будут выступать в роли альтернативы
как золоту, так и доллару, а
также другим национальным валютам,
исполняющим функцию
Во-вторых, МВФ выступает
в качестве проводника принятой Западом,
по инициативе США, установки на демонетизацию
золота, ослабление его роли в мировой
валютной системе. Соглашение о создании
МВФ отводило золоту важное место
в его ликвидных ресурсах. Согласно
Статье III каждая страна при вступлении
в Фонд должна была уплатить золотом
взнос в размере 25% ее квоты либо
10% ее официальных золото-долларовых
резервов в зависимости от того,
какая величина меньше. При увеличении
капитала Фонда каждая страна была
обязана оплачивать золотом 25% подписки
в соответствии с повышением ее квоты.
В соответствии со Статьей VII Соглашения
МВФ предоставлялось право
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V.
раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться
в своих действиях «целью не допускать
регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота»,
что равнозначно трактовке
В-третьих, МВФ осуществляет
межгосударственное регулирование
режима валютных курсов. В соответствии
с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой
валютной системы, МВФ контролировал
соблюдение странами-членами принятых
ими и утвержденных Фондом официальных
золотых и валютных паритетов, а
также санкционировал их изменения.
Легализация в обновленном
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений
МВФ наряду с другими международными
организациями активно
В-шестых, МВФ осуществляет
постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц
и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации,
относящейся к отдельным