Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.
Задачи курсовой работы:
1) изучить историю создания, задачи, инструменты и функции МВФ;
2) проанализировать структуру органов управления МВФ;
3) определить, в чем особенность кредитной политики МВФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 56.60 Кб (Скачать)

2. Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.

Являясь единственным международным  учреждением, полномочия которого предусматривают  ведение активного диалога практически  со всеми странами по вопросам экономической  политики, МВФ служит главным форумом  для обсуждения не только экономической  политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной  валютно-финансовой системы. К ним  относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих  международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном  масштабе стандартов и кодексов для  политики и институтов в соответствующих  областях.

Основные направления деятельности МВФ включают:

1. консультирование государств-членов  относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить  или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;

2. временное предоставление финансирования  государствам-членам с целью помощи  в урегулировании проблем платежного  баланса, когда имеется недостаток  иностранной валюты вследствие  того, что их платежи другим  странам превышают их собственные  валютные доходы;

3. оказание странам по их просьбе  технической помощи и содействия  в подготовке кадров, чтобы помочь  им сформировать базу знаний  и институты, необходимые для  проведения обоснованной экономической  политики.

 

 

    1. Структура органов управления МВФ

 

 

Высшим руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или  руководители центральных банков. В  ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: прием  и исключение новых стран-членов, определение и пересмотр их долей  в капитале, пересмотр квот, изменение  валютных паритетов и т. п. Управляющие  встречаются раз в год на ежегодных  сессиях.

Существенную роль в организационной  структуре МФВ играет Международный  валютно-финансовый комитет (МВФК), состоящим  из 24 управляющих МВФ, (или их заместителей), в том числе от России, которые  представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора.

МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед  ним по таким вопросам, как выполняемые  Советом функции надзора за управлением  международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и  связанного с ним анализа изменений  глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре - во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Исполнительный совет отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 Исполнительных директоров назначаются странами с  наибольшими квотами (США, Германия, Япония Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Италия), остальные избираются от других стран на основе принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством Директора-распорядителя.

Комитет по развитию (официально именуемый  Объединенным министерским комитетом  Советов управляющих МБРР и МВФ  по передаче реальных ресурсов развивающимся  странам) является совместным органом  Всемирного банка и МВФ, состоящим  из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или  МВФ; он консультирует Советы управляющих  МВФ и Всемирного банка по важнейшим  вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для  содействия экономическому развитию в  развивающихся странах. Комитет  по развитию, как и МВФК, обычно проводит заседания два раза в год.

 

 

 

 

 

 

 

2 КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВФ

 

2.1 Основные механизмы кредитования

 

 

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - резервной долей.

Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над  суммой, находящейся на счете Фонда  национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная  доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных  страной-членом Фонду в рамках кредитных  соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% её квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года и до этого времени - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» или Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет  кредиты только бедным странам, МВФ  может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для  покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности кредитной деятельности МВФ

 

 

В Уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление  валютных средств странам из  его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание посреднических  финансовых и технических услуг  за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными  фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса  и на поддержку структурной перестройки  экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной  валюте, производит покупку (purchase) или  иначе заимствование (drawing) иностранной  валюты либо СДР в обмен на эквивалентное  количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ  в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ  предполагалось, что страны-члены  будут предъявлять равномерный  спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в  Фонд, станут переходить от одной страны к другой.

Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом  смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет  валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих  сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они  остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным  ресурсам МВФ ограничен определенными  условиями. Согласно первоначальному  Уставу они состояли в следующем:

1. сумма валюты, полученной страной-членом  за двенадцать месяцев, предшествовавших  его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,  не должна была превышать 25% величины квоты страны;

2. общая сумма валюты данной  страны в активах МВФ не  могла превышать 200% величины ее  квоты (включая 75% квоты, внесенных  в Фонд но подписке).

В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый  комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы  сделки и определенную плату, или  процентную ставку, за предоставляемые  им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода  времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана  досрочно производить выкуп своей  излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса  и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством - членом, то тем самым  погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ  первая порция иностранной валюты в  размере до 25% квоты (до Ямайского  соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую  страна может приобрести у МВФ  в результате полного использования  резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства  страны-заемщицы, предусматривающие  проведение ею соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в «письме  о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью  прекратить кредитование страны.

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в  форме прямой покупки иностранной  валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ  соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную  валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью  в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях