Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 19:44, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование правового положения ВАС РФ функционирующего в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- проследить историю становления и развития арбитражных судов в России;
- рассмотреть структуру полномочия и особенности деятельности ВАС РФ;
- систематизировать и обобщить различный нормативный материал;
- выявить некоторые проблемные аспекты в российском законодательстве;
- сделать соответствующие выводы.
Список принятых сокращений………………………………………………………….3
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Краткая история арбитражных судов в России………………………………7
Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего Арбитражного Суда РФ…14
2.1. Основополагающие принципы деятельности ВАС РФ……………………14
2.2. Структура и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…………………….25
Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………….32
3.1. Основная деятельность ВАС РФ…………………………………………….32
3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………………………………….
Глава
3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда
РФ
3.1.
Основная деятельность
ВАС РФ
Высший Арбитражный Суд РФ занимает в судебной системе место, аналогичное положению Верховного Суда РФ, являясь в соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом. Но их компетенция различается по предметам ведения. Высший Арбитражный Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть назначены граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1) рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК)
2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации:
- с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров;
- с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и на этой основе реализует свое право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Это может быть им сделано инициативно или по предложению других субъектов законодательной инициативы;
7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральными законами.
Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
Все
дела в надзорной инстанции
При
коллегиальном рассмотрении дела в
состав суда должно входить трое или
другое нечетное количество судей.
3.2. Компетенция
и подведомственность дел ВАС РФ
Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации закон возлагает
Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:
а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
б)
экономические споры между
Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.
Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наконец,
это организационный центр
Пленум Высшего Арбитражного суда:
-
рассматривает материалы
-
решает вопросы о выступлении
с законодательной инициативой;
-
об обращении в
-
утверждает по представлению
Председателя Высшего
- утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
-
утверждает по представлению
председателей арбитражных
-
утверждает по представлению
Председателя Высшего
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
-
рассматривает дела в порядке
надзора по протестам на
- рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.
Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.
В
функции судебных коллег входит: рассмотрение
дел по первой инстанции, изучение и
обобщение судебной практики, разработка
предложений по совершенствованию
законов и иных нормативных и
правовых актов, анализ судебной статистики
и т.д. В судебных коллегиях Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
образуются судебные составы специализирующиеся
на арбитражных делах определенных категорий.
Заключение
Арбитражные органы, как таковые, стали появляться в нашей стране после 1917 года. Хотя можно считать, что коммерческие суды, бывшие до Октябрьской революции, являлись их прообразом. В сентябре 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий.
Позже, законодателями были предприняты поиски наиболее удачного варианта органов такого рода. Решением проблемы, стало создание 3 мая 1931 года особого органа - государственного арбитража. Положение о государственном арбитраже, просуществовало до 1960 г. Впервые, в 1979 году, был решен вопрос об организации и деятельности арбитражных органов в законодательном порядке.
В 1987 году статус органов государственного арбитража изменился, и был закреплён в Конституции СССР и конституциях республик. В 1991 году, органы государственного арбитража снова подверглись изменениям, они были переименованы в арбитражные суды. 4 июля 1991 года был принят Закон об арбитражном суде, который действовал до начала 1995 года.
Верховный Совет РФ, обобщив опыт деятельности арбитражных комиссий, государственных арбитражей и арбитражных судов, в этом же году, ввел в действие первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК), который установил порядок производства в арбитражных судах. Законодательство, по вопросу об арбитражных судах, продолжало совершенствоваться. 28 апреля 1995 года был принят первый Федеральный Конституционный Закон "Об Арбитражных судах в Российской Федерации".
Такие изменения в арбитражном законодательстве были предприняты по ряду причин. В связи с Конституцией 1993 года, все законодательство нужно было привести в соответствие с ней. Появилось несколько форм собственности, и бывшие государственные арбитражи, рассматривающие споры между субъектами одной формы собственности, должны были превратиться в полноправные органы правосудия - арбитражные суды.
В
2002 и 2003 гг. предприняты шаги по дальнейшему
реформированию системы органов, которые
призваны рассматривать споры
Информация о работе Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ