Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового положения ВАС РФ функционирующего в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

- проследить историю становления и развития арбитражных судов в России;

- рассмотреть структуру полномочия и особенности деятельности ВАС РФ;

- систематизировать и обобщить различный нормативный материал;

- выявить некоторые проблемные аспекты в российском законодательстве;

- сделать соответствующие выводы.

Содержание

Список принятых сокращений………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Краткая история арбитражных судов в России………………………………7

Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего Арбитражного Суда РФ…14

2.1. Основополагающие принципы деятельности ВАС РФ……………………14

2.2. Структура и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…………………….25

Глава 3. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………….32

3.1. Основная деятельность ВАС РФ…………………………………………….32

3.2. Компетенция и подведомственность дел ВАС РФ………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

к.р. ВАС РФ.doc

— 233.50 Кб (Скачать)
>       Новые Правила рассмотрения хозяйственных  споров принимались в 1963, 1976 годах и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.

     Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. Постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи.

     Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием  Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что  разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о государственном арбитраже в СССР.

     Органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией.

     Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР" определил задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

     Было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений. В соответствии с новым законодательством были изменены и полномочия Государственного арбитража. Во-первых, Указом Президиума Верховного Совета СССР "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления" в ст. 9 Закона СССР "О государственном арбитраже в СССР" было внесено изменение, согласно которому на органы Госарбитража возлагалось разрешение споров между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других стран - членов СЭВ. Во-вторых, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве" Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Госарбитраж СССР, ему предоставлялись дополнительные права. Дальнейшее изменение полномочий Госарбитража устанавливается Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI. Этим документом были внесены изменения и дополнения в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже. Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел.

     В корне изменилась деятельность арбитражных  судов в связи с принятием  Верховным Советом СССР 17 мая 1991 года двух законов: Закон СССР "О  Высшем Арбитражном Суде СССР" и  Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным  Судом СССР".

     С введением в действие этих законов  устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов  организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее. Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР.

     Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось  дальнейшее расширение компетенции  арбитражных судов, в том числе  отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", с принятием которого арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

     Новый этап в законодательном обеспечении деятельности Высшего Арбитражного суда РФ связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     В развитии современной системы арбитражных  судов в России можно выделить три этапа. Первый этап начался с ее создания в 1992 г. Были выявлены недостатки Арбитражного процессуального кодекса, а главное, стали очевидны изъяны в структуре самой нашей судебной системы.

     Она была двухзвенной (первое звено - арбитражный  суд субъекта федерации, второе - Высший Арбитражный Суд РФ), классическая же судебная система состоит из трех составляющих, и последний вариант представляется более верным. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел, разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. Высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

     Поэтому на втором этапе развития системы  арбитражных судов создали еще одно - среднее - звено. Были образованы 10 судебных округов и в каждом из них - окружные федеральные арбитражные суды. Это обстоятельство позволило решить сразу две задачи: превратить нашу судебную систему в классическую и образовать недостающее звено, не связанное с административно-территориальным делением и, таким образом, отдельное от других ветвей власти. А независимость суда - важный фактор.

     Сейчас  уже можно говорить о начале третьего этапа развития системы арбитражных судов.

       Исторический  анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме. 
 

 

Глава 2. Принципы деятельности и структура Высшего  Арбитражного Суда РФ 

2.1. Основополагающие  принципы деятельности  ВАС РФ 

     Статья 23 ФКЗ «О судебной системе в РФ» содержит основополагающие принципы построения высшего судебного органа по рассмотрению экономических споров и регламентируют полномочия суда.

     С точки зрения построения системы  арбитражных судов, указанная статья устанавливает следующие правила.

     Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ (далее - ВАС РФ) является высшей судебной инстанцией в разрешении экономических споров. Во-вторых, ВАС РФ является вышестоящим  судом для всех других судов системы  арбитражных судов. В-третьих, ч. 6 указанной статьи содержит отсылочную норму, согласно которой деятельность ВАС РФ подробно регламентируется соответствующим федеральным законом (ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ").

     ВАС РФ действует в составе Президиума ВАС РФ, Пленума ВАС РФ, Коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений.

     Система арбитражных судов полномочна разрешать  экономические споры, споры, возникающие  из административных правоотношений, а также иные споры, отнесенные законом  к компетенции арбитражных судов.

     В части административного судопроизводства следует отметить, что в компетенцию  арбитражного суда не входит оценка конституционности  нормативных правовых актов, в том  числе и при оспаривании их законности. В этом смысле полномочия арбитражного суда ограничены компетенцией Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"5).

     Деятельность  арбитражных судов не должна вторгаться в компетенцию конституционного (уставного) суда субъекта РФ (ст. 27 Закона о судебной системе) по проверке соответствия конституциям (уставам) субъекта нормативно-правовых актов субъекта, актов органов местного самоуправления.

     Арбитражный суд не вправе признать недействительным акт, полномочия признания недействующим  которого возложены на суд общей юрисдикции (ст. ст. 22, 26, 27, 245 ГПК РФ6).

     В компетенцию ВАС РФ как высшего  суда по рассмотрению споров экономического характера входят дела о признании  недействующими правовых актов, затрагивающих  права и свободы заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

     - нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ (п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ);

     - ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания (п. 2 ч. 2 ст. 34 АПК РФ);

     - нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ).

     Более подробно полномочия всех арбитражных  судов закреплены в Федеральном  законе "Об арбитражных судах  в Российской Федерации", АПК РФ и комментариях к ним.

     Предусмотренные указанной статьей полномочия ВАС РФ охватывают, с одной стороны, обязанности по рассмотрению дел по первой инстанции, отнесенных законом к его компетенции, с другой стороны, обязанности по надзору за деятельностью нижестоящих судебных органов, а также предоставление разъяснений по вопросам судебной практики.

     При этом, поскольку ВАС РФ - высший судебный орган по рассмотрению экономических  споров, то, как мы полагаем, основной составляющей в деятельности ВАС  РФ является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Решение этой задачи идет путем обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и дачи разъяснений ВАС РФ.

     С принятием нового процессуального законодательства ВАС РФ получил возможность сосредоточиться на осуществлении своих основных конституционных функций по надзору за законностью принятого судебного акта (в основном с точки зрения соответствия судебной практике) и даче разъяснений по вопросам судебной практики.

     Дискутировавшийся ранее вопрос о том, соответствует  ли характер и порядок деятельности ВАС РФ статусу судебного органа, как он понимается в международной  судебной практике, в настоящий момент разрешен. По АПК РФ 1995 г. имелись все основания говорить о достаточно сильной административной составляющей в работе ВАС РФ в части возможности пересмотра дела в порядке надзора только по протесту Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ, Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ. Разумеется, такая ситуация существенно ослабляла статус ВАС РФ как судебного органа, поскольку доступ к правосудию в надзорной инстанции был опосредован различными должностными лицами и зависел от их мнения о наличии либо отсутствии оснований для отмены судебного акта.

     Согласно  действующему процессуальному законодательству непосредственно само лицо, права  и обязанности которого нарушены судебным актом, вправе решить вопрос о необходимости подачи заявления  о пересмотре дела в порядке надзора. Возможность пересмотра судебного акта в порядке надзора зависит не от мнения должностного лица, а от наличия четко установленных законом оснований такого пересмотра. Однако спорным представляется вопрос о том, насколько изменение оснований к пересмотру судебного акта в порядке надзора приблизило ВАС РФ к статусу судебного органа.

     Перечень  категорий дел, рассматриваемых  ВАС РФ по первой инстанции, установлен п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации". Предусматривая разрешение определенных дел по первой инстанции на таком высоком уровне, законодатель, по-видимому, исходил из значимости результата подобного рассмотрения.

     В компетенцию ВАС РФ входит рассмотрение дел об оспаривании нормативных  и признании недействительными ненормативных актов при соблюдении условий, вытекающих из п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ст. 29, гл. 23, гл. 24 АПК РФ. Более подробно такие условия изложены в комментарии к ст. 10 Закона об арбитражных судах в РФ7 <*>. Здесь же особо заметим, что новое процессуальное законодательство предусматривает возможность оспаривания не только ненормативных правовых актов, но также решений и действий государственных органов, поскольку не всякое решение является ненормативным правовым актом и не всякое действие завершается либо фиксируется ненормативным правовым актом.

Информация о работе Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ