Институт мировых судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………………....7
1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7
Глава2…………………………………………………………………………….12
2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12
2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13
2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Учитывая, что ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому  право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ). 
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ). 
Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ").

     Гражданские дела, связанные с защитой авторского права и смежных прав, исходя из ст. 23 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации неподсудны мировому судье. Указанные дела рассматриваются  районными судами в качестве суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

     Районным  судам подсудны также гражданские  дела, связанные с созданием и  использованием служебных произведений, так как данные правоотношения регулируются Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникающих у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Важным  условием реализации прав граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов  государственной власти или органов  местного самоуправления на достоверную, полную и объективную информацию о деятельности мировых судей является возможность её получения, формирование открытых источников информации о деятельности мировых судей, обеспечение условий для поиска указанной информации.

     Влияние законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на институт мировых судей является весьма существенным, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это влияние обусловлено тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Эти пределы определяются действующим федеральным законодательством. В частности, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации.

     Как отмечал заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйков: "Учреждение мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации порождает проблемы с определением их компетенции. Если эту компетенцию определять исходя из статуса мировых судей и с учетом федеративного устройства Российской Федерации, которое предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и наличие в субъектах Российской Федерации собственного законодательства, как это предусмотрено ст. 5, 11, 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации, то компетенцию мировых судей логично было бы определить следующим образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования".

     Однако  подобная позиция представляется реально  неосуществимой не только в силу неразвитости законодательства субъектов Федерации, но и вследствие того, что возможности собственного правового регулирования субъектов Федерации весьма ограничены в той сфере, которая затрагивает судебную деятельность. Полномочия субъектов Федерации (хотя и весьма ограниченные) относятся только к сфере административного законодательства, в области уголовного и гражданского законотворчества они находятся в исключительном ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Поэтому, несмотря на то, что мировые судьи должны рассматривать уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, перечень материалов об административных правонарушениях может быть расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих административную ответственность за различные правонарушения.

     Таким образом, в 2010 году продолжает оставаться актуальным вопрос об улучшении деятельности судов по качеству рассмотрения гражданских и уголовных дел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Правовая система Гарант, 2007.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 26 января,20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля,20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля 2007 г) // Правовая система Гарант, 2007.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г) // Правовая система Гарант, 2007.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля,20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9,20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля 2007 г) // Правовая система Гарант, 2007.
  5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г) // Правовая система Гарант, 2007.
  6. mailto:contact@consultant.ru

     Специальная литература

  1. Анашкин Г.З., Петрухин И.Л. Эффективность правосудия и проблема судебных ошибок // Государство и право. 2006. - N 8. – С.18-20.
  2. Баландин В.Н., Павлушина А.А. К вопросу о восстановлении института мировых судей в России // Правоведение. 2007. - N 3. - С.125-128.
  3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. конституционное право России. Учебник / Под ред. проф. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. – С. 329.
  4. Уголовный процесс: Учебник для вузов, обучающихся по специальности « юриспруденция»/ Под ред. В.П. Божьева.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ,2002.- 704с.
  5. Демидов В.В., Жуйков В.М. Комментарий к законодательству о мировых судьях. - М.: Инфа-М, 2007.

Информация о работе Институт мировых судей